Вода - это жизнь
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад №7, г. Рассказово
Конспект
образовательной ситуации
по познавательному развитию
для детей 6-7 лет
«Вода – это жизнь»
Составил: воспитатель
МБДОУ ЦРР – детского сада № 7
Клочкова Татьяна Львовна
2015 г.
Тип мероприятия: образовательная ситуация.
Автор: Клочкова Татьяна Львовна
Образовательное учреждение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 7
Тема: «Вода – это жизнь».
Основное направление: познавательное развитие.
Группа: общеразвивающей направленности детей 6-7 лет «Гномики».
Цель: формирование у детей нравственных качеств средствами экологического воспитания.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие:
- закрепить знания детей о роли воды для человека, живых организмов и природы;
- развивать представления о водных животных, разъяснить необходимость охраны среды их обитания;
- расширить знания детей о свойствах воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;
-воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Речевое развитие:
- совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта, подбирать слова-определения, синонимы и антонимы, давать характеристику персонажам рассказов и их действиям;
- способствовать развитию творческой активности, смекалки.
Социально-коммуникативное:
- формировать основы безопасного поведения в природе.
Физическое развитие:
- развивать ловкость, мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Чтение и беседа по сказкам К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», Л. Муур «Крошка енот»; чтение легенды «Источник»; составление описательного рассказа по картине «Половодье»; чтение и отгадывание загадок о физических состояниях воды (дождь, снег, иней, град, пар, роса); словесная игра «Найди слово наоборот»; рисование на темы: «Речка», «Кто живет в пруду»; аппликация «Рыбки в аквариуме», «Радуга», «Водолазы»; конструирование «Рыбки», «Снежинки».
Предметно-развивающая среда:
сюжетная картинка «Речка», таблица «Где какая рыба?», предметные картинки к игре «Какой бывает вода?», картинки на тему: «Как люди и животные пользуются водой».
Ход образовательной ситуации:
Вос-ль, ребята, послушайте и отгадайте загадку «Бежит, бежит - не выбежит, течёт, течёт - не вытечет?». Что это? (Речка).
Вос-ль предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку «Речка» и ответить на вопросы:
- Что случилось с речкой?
- Почему ей и её обитателям плохо?
-Кто так поступил?
-Что необходимо сделать?
Вос-ль: Ребята, мы должны охранять и беречь водоёмы, т.к. это жизнь для водоплавающих птиц, рыб, водных растений, животных. И когда происходит беда, им требуется наша помощь.
Дискуссия: «Мы приносим помощь».
Воспитатель читает предложения и обсуждает их с детьми.
Море: «Мне грустно видеть, что делают с моими берегами отдыхающие. Они оставляют груды мусора: банки, пакеты, бутылки…»
Океан: «У людей есть такая маслянистая жидкость. Кажется, они её называют нефтью. Но меня нефть душит. В ней вязнут рыбы, птицы, дельфины».
Дельфин: «Я - дельфин! Люблю барахтаться, прыгать и играть! Мне нравятся люди, особенно когда они играют со мной. Но я боюсь запутаться и погибнуть в рыболовных снастях. Помогите мне!»
Рыбы: «Что скажут рыбы? Как помочь рекам, морям, океанам и их обитателям?»
Вос-ль: Давайте посмотрим на таблицу и запомним названия рыб.
Работа с таблицей «Где какая рыба?»
Детям раздаются карточки, в которых они должны проставить нужные цифры с названием рыб.
Вос-ль: Ребята, вы все летом ездите отдыхать на речку, озеро, море и делаете такие поступки, о которых даже не задумываетесь. Сейчас я вам прочту рассказы, а вы послушайте и подумайте, правильно ли поступали дети?
Чтение обсуждение рассказов:
У речки
Вчера я была около речки и вот что увидела: двое мальчиков кидали в воду камешки, соревнуясь, кто кинет дальше.
Как вы думаете: хорошо ли делали мальчики? (Ответы детей)
У озера
В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по дорожке шли двое мальчиков. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. – Давай возьмем её домой, а то она заблудилась, - сказал один мальчик. – Не трогай её, лягушка сама найдет дорогу, - сказал другой.
Кто из мальчиков был прав? (Ответы детей)
Физкультминутка «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой.
И отправимся домой (Шагаем на месте.)
Вос-ль: Сейчас я хочу вас познакомить с пословицами о воде, а вы мне объясните, как вы их понимаете.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
С маленького источника большая речка начинается. Капля воды дороже золота.
- Почему так говорят? ( Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
Вос-ль: Первое из природных богатств, с которым встречается человек – вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет и до последнего дня. Человек как – нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. - Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, стирать, готовить еду).
Послушайте загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды)
Вос-ль: Как вы думаете, сколько времени человек может жить без воды? (Ответы детей)
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4-5 дней. А знаете почему?
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем на половину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки челове6к употребляет от 3 до 6 литров воды.
- Ребята, а кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (пить, купаться).
- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки).
- А растения могут обойтись без воды? (нет)
- Конечно, если не будет воды, дождя, то деревья, кустарники, цветы, трава завянут и засохнут.
Вос-ль: Ребята, вода необходима всему живому и если она закончится, то погибнут не только животные, растения, но и люди. Чтобы этого не случилось, мы с вами должны воду беречь, экономить.
Ситуация «Кто как экономит воду дома?» (Рассказы детей)
Вос-ль читает стихотворение.
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Вос-ль: А вы можете мне сказать: «Какой бывает вода»?
Назовите её качества (Без цвета, вкуса, запаха, прозрачная, может замерзать и превращаться в пар).
Сейчас мы с вами поиграем в веселую игру: «Какой бывает вода?» Я вам буду называть качества, а вы мне отвечайте, что это такое.
Пушистой (снег, снежинка); скользкой (лед, сосульки); высокой (сугробы, горка); круглой (снежки); смешной (снеговик).
Вос-ль: А сейчас мы с вами устроим соревнования.
Конкурсы:
1- Кто быстрее выпьет водичку из стаканчика через соломинку.
2- Кто быстрее заполнит водой банку, используя мерные стаканчики.
3- Кто быстрее выловит из тарелки с водой мелкие предметы (пробки) ложкой.
Итог занятия:
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
- Ребята, если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – эта сама… Жизнь.
Используемые источники и литература: Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.
Л. Б. Фесюкова. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет.
Электронный ресурс http://www.playroom.ru/content/view/1415/88888894/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"
В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о бережном и безопасном обращении с водой. Занятие проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...
" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.
Эта презентация знакомит только с частью нашей работы с детьми по экологическому воспитанию - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...
«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»
Конспект занятия по экологическому воспитанию...
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...
Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.
Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....
«ВОДА-ЭТО ЖИЗНЬ, БЕРЕГИТЕ ВОДУ»
Беседа с детьми: для чего нужна вода...
Сценарий праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь»
Сценарий праздника по экологии на воде «Вода-это жизнь» для детей старшего возраста с использованием дополнительного оборудования...