Консультация для воспитателей «Формы работы по ОБЖ с детьми и родителями»
консультация на тему

Александрова Юлия Николаевна

Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности, правилами дорожного движения, готовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Консультация для воспитателей

«Формы работы по ОБЖ с детьми и родителями»  

                                                                    Безопасности формула есть:

                                                                            Надо видеть, предвидеть, учесть.

                                                                           По возможности – все избежать,

                                                                            А где надо – на помощь позвать.

С появлением человека на земле одновременно возникла проблема защиты от опасностей.  Правила безопасности начали формулироваться, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека и правила безопасности жизнедеятельности. Но актуальность эта тема не потеряла, а, наоборот возросла, поскольку сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает  беспокойство у людей всей планеты.

Особая тревога у большинства взрослых в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности  испытывается за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Так, согласно опросам родителей об обеспечении безопасности ребенка дома и на улице, большинство обеспокоены ситуациями: сможет ли ребенок самостоятельно перейти улицу, правильно пользоваться электроприборами, взаимодействовать с посторонними людьми, умению предвидеть опасность и т. п.

Поэтому  задача взрослых – подготовить ребенка к различным сложным, порой опасным жизненным ситуациям, развивать самостоятельность и ответственность  в умении правильно вести себя.

Так как понятие опасность носит скрытный характер и определяющим его является: угроза жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека, то для развития основ безопасности у детей необходим комплексный подход в сотрудничестве детского сада и семьи.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

  • этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
  • этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
  • этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Специально для дошкольных учреждений разработана программа  Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, где в системе раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира и состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”. В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.  

Опираясь на имеющиеся знания и представления необходимо проводить непосредственную образовательную деятельность, игры, беседы, просмотр мультимедиа, спектаклей, рассматривание иллюстраций в специально организованном уголке по безопасности и здоровому образу жизни и др. А чтобы понять, что именно думают, чувствуют дети можно использовать дискуссии, проблемные ситуации, тренинги, специально созданные ситуации и др.

В работе с родителями предлагаю  следующие формы:

  • Ознакомление с программой  детского сада, документами
  • Собрания: общие, групповые
  • Просмотр открытых мероприятий: занятия, спектакли и т. п.
  • Просмотр тематических мультимедиа презентаций
  • Участие родителей с использованием профессионального опыта(    милиционер, пожарный, медицинский работник)
  • Информация в родительском уголке
  • Беседы
  • Памятки
  • Газеты для любознательных родителей
  • Выставка детских работ
  • Детские высказывание
  • Опыт семейного воспитания

 Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от  опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Поскольку эффективность  данной работы зависит от примера взрослого, то взрослым важно четко следовать правилам поведения, чтобы требовать его выполнения у ребенка.   Единые требования детского сада и семьи, предъявляемые к детям, помогут сформировать знания о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями».

      Консультация для воспитателей        «Формы работы с родителями»....

Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями внутри детского сада"

Консультация для воспитателейФормы работы с семьей внутри детского садаПрезентация дошкольного учрежденияОткрытые занятия с детьми в ДОУ для родителейПедагогический совет с участием родителейПосещение...

Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями в детском саду"

Данный материал будет полезен как воспитателям, так и руководителям дошкольных учереждений. Здесь рассмотрены разнообразные (традиционные и нетрадиционные) формы работы с семьёй....