Педагогический проект "Безопасный дом"
проект (старшая группа) по теме
Данный проект отражает содержание проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и узкими специалистами ДОУ по формированию навыков безопасного поведения детей в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dom.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
Педагогический проект
«Безопасный дом»
Проектная группа: Зонова В.А.
Жужнева И.В.
Запорожец В.Н.
2012-2013 уч. год
Педагогический проект
«Безопасный дом»
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СИТУАТИВНО-ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА БЫТОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
На пороге третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. (Б.Мишин,
B.Сапронов, А.Смирнов и др.). Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом является образование (Н.Л. Едимская, Г.Казанцев, М.Л.Котик, Л.А.Михайлов, Ю.Н.Мотин, В.Немсадзе
C.А.Проскурин В.П.Соломин, И.А.Щеголев и др.). Анализ исследований показывает, что в качестве специфического * компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения (ОБП) /как составляющая часть опыта личности/ (Н.А.Андреев, Ц.Васильева, Е.Н.Ермакова, М.А.Котик, Ю.Н.Мотин, Е.В.Нисковская, Я.Палкевич, О.Н.Русак, П.Статмэн, В.И.Устинов и др.).
Существенный вклад в изучение опыта личности внесли Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогической науке накоплен богатый материал по организации и обогащению социального, личного опыта ребенка (Н.Ф.Голованова, Л.Г.Золотарева, Н.Г.Косолапова, А.С.Лагутина и др.). В работах данных исследователей отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, А.А.Баранов, Г.Казанцев, Г.С.Грядкина, В.Г.Каменская, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). Однако, исследований по изучению условий, необходимых для формирования у дошкольников ОБП, до настоящего времени не проводилось.
В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Однако, данные задачи обращены на воспитание безопасного поведения на улице. Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период (С.Я. Долецкий, С.М.Мартынов, В.Немсадзе, В.И.Теленчи и др.). Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку 5-6 лет планомерно накапливать ОБП в быту.
Особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком ОБП в быту принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги ДОУ, не отрицая необходимости специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования ОБП в быту детей старшего дошкольного возраста из-за методической не разработанности данного вопроса.
Таким образом, возникло противоречие между потребностями жизни в накоплении ребенком старшего дошкольного возраста опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованных педагогических условий организации данного процесса. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы формирования опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: исследовательско - практический
Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год
Участники проекта: дети 6-го года жизни, педагоги, родители.
Вид проекта: групповой
Основание для разработки:
- Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
- Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
- Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Актуальность:
- Отсутствие у детей навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях;
- Некомпетентность родителей в вопросе формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту.
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.
Задачи:
- Разработать и реализовать учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом» для формирования практических навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах безопасного поведения ребёнка в бытовой среде через формирование партнёрских отношений между дошкольным учреждением и семьёй на 15 %;
- Повысить на 10% уровень знаний и умений детей в области безопасного поведения в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования.
Предполагаемые результаты:
- Повысится на 10% уровень знаний и умений детей в области безопасного поведения в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования;
- Повысится уровень педагогической компетентности родителей по вопросам формирования практических навыков безопасного поведения детей в домашней среде на 15%;
- Подтвердится эффективность использования метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.
Диапазон проекта:
- непосредственно образовательная деятельность с детьми;
- образовательная деятельность с детьми в режиме дня;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Содержание проекта:
1- й этап. Планово-прогностический.
Сроки реализации: сентябрь – октябрь
Задачи:
- изучить и проанализировать научно - методическую литературу по использованию метода ситуативно-имитационного моделирования как способа формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде;
- разработать диагностические задания и подобрать приложения к ним;
- выявить уровень знаний и умений безопасного поведения детей в быту;
Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста была разработана с использованием авторских методик Т.Г Хромцовой и Т.П.Гарнышевой.
Комплексная диагностика изучения особенностей воспитания безопасного поведения дошкольников включала в себя решение следующих задач:
- определение уровня знаний детей о правилах безопасности в быту.
- выявление уровня умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.
- Изучение роли семьи в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.
Анализ многочисленных исследований позволил выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения в быту:
- знания о правилах безопасности;
- навыки безопасного поведения;
- отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.
В первой серии методами беседы, решения проблемных ситуаций в вербальном плане изучались особенности знаний детей о правилах безопасного поведения.
Вторая серия диагностики выявила наличный уровень навыков безопасного поведения через выполнение заданий практического характера.
Для изучения роли семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности в быту дошкольников был использован метод анкетирования.
По результатам диагностики был разработан учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом», который включал: тематический план работы с детьми, конспекты занятий, бесед, развлечений, викторин, картотеку дидактических игр, художественную литературу по теме, презентации для детей и их родителей. Также было изготовлено пособие «Безопасный дом», дидактические игры «Папины инструменты», «Домашняя аптечка», «Назови знак».
Для работы с родителями были составлены анкеты, «Азбука для родителей», консультации, памятки, рекомендации, презентации, советы и т.д.
На первом этапе наиболее эффективными были следующие методы и приемы работы: дидактические игры, рассматривание фотографий с изображением сверстников в ситуациях обращения с предметами быта, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, «истории из жизни», занятия.
Преимущество использования дидактических игр по сравнению с занятиями проявлялось в максимальной активности каждого ребенка; возможности дифференцированного уточнения и систематизации знаний детей (в зависимости от их наличного уровня); а также в поддержании устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высоком эмоциональном фоне.
Занятия использовались для обобщения и систематизации знаний о правилах безопасного поведения в конце этапа по каждому виду опасностей.
2-й этап. Основной.
Сроки реализации: ноябрь – апрель
Задачи:
- Изучить и проанализировать полученные стартовые результаты;
- Внедрить метод ситуативно-имитационного моделирования через использование учебно – дидактического комплекса «Безопасный дом».
На втором этапе широко применялись такие формы и методы работы:
- Имитация действий с потенциально опасными предметами;
- Моделирование угрожающих бытовых ситуаций;
- Решение проблемных ситуаций;
3-й этап.
Сроки реализации: май
1.Обобщить результаты работы по проекту:
- итоговая диагностика уровня сформированности знаний и практических умений безопасного поведения детей в быту;
- анализ полученных результатов; анкетирование родителей.
На третьем этапе в работе с детьми использовалось совместное моделирование ситуаций (педагог и дети). Полученные знания дети закрепляли в самостоятельной игровой деятельности.
Продукт проектной деятельности:
- учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом»;
- диагностический материал с приложением.
Практическая значимость:
- разработаны диагностические методики с приложением;
- апробирована методика ситуативно-имитационного моделирования.
Новизна опыта:
- Обосновывается использование метода ситуативно-имитационного моделирования как способа накопления опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту;
- теоретически и практически доказывается необходимость и возможность целенаправленной деятельности взрослых по формированию опыта безопасного поведения в быту детей 6-го года жизни.
- обосновываются педагогические условия, включающие взаимодействие трёх субъектов системы образования: родителей, воспитателей и детей.
Перспективы работы: совместно с родителями разработать и внедрить дневник безопасности для каждого ребёнка.
Используемая литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – М.: АСТ, 1998.
2. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».
3. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. – М., 1990.
4. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей.- М.: Просвещение, 1994.
5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002.
6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Гл. ред. В.А. Володин. - М.: «Аванта+», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...