Педагогический проект "Безопасный дом"
проект (старшая группа) по теме

Зонова Вита Анатольевна

Данный проект отражает содержание  проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и узкими специалистами ДОУ по формированию навыков безопасного поведения детей в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dom.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»

Педагогический проект

«Безопасный дом»

                                                     Проектная группа: Зонова В.А.

                                                                                                     Жужнева И.В.

                                                                                                        Запорожец В.Н.

                                                                                                                                                           

                                                                                   

                                                               

2012-2013 уч. год

Педагогический проект

«Безопасный дом»

Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА СИТУАТИВНО-ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА НАКОПЛЕНИЯ ОПЫТА БЫТОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

       На пороге третьего тысячелетия увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. (Б.Мишин,

B.Сапронов, А.Смирнов и др.). Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом является образование (Н.Л. Едимская, Г.Казанцев, М.Л.Котик, Л.А.Михайлов, Ю.Н.Мотин, В.Немсадзе

C.А.Проскурин В.П.Соломин, И.А.Щеголев и др.). Анализ исследований показывает, что в качестве специфического * компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения (ОБП) /как составляющая часть опыта личности/ (Н.А.Андреев, Ц.Васильева, Е.Н.Ермакова, М.А.Котик, Ю.Н.Мотин, Е.В.Нисковская, Я.Палкевич, О.Н.Русак, П.Статмэн, В.И.Устинов и др.).

Существенный вклад в изучение опыта личности внесли Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогической науке накоплен богатый материал по организации и обогащению социального, личного опыта ребенка (Н.Ф.Голованова, Л.Г.Золотарева, Н.Г.Косолапова, А.С.Лагутина и др.). В работах данных исследователей отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде (Н.Н.Авдеева, А.А.Баранов, Г.Казанцев, Г.С.Грядкина, В.Г.Каменская, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина). Однако, исследований по изучению условий, необходимых для формирования у дошкольников ОБП, до настоящего времени не проводилось.

В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Однако,  данные задачи обращены на воспитание безопасного поведения на улице. Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Это подтверждается данными медицинской статистики о наибольшем проценте бытового травматизма в данный возрастной период (С.Я. Долецкий, С.М.Мартынов, В.Немсадзе, В.И.Теленчи и др.). Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку 5-6  лет планомерно накапливать ОБП в быту.

Особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком ОБП в быту принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги ДОУ, не отрицая необходимости специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования ОБП в быту детей старшего дошкольного возраста из-за методической не разработанности данного вопроса.

Таким образом, возникло противоречие между потребностями жизни в накоплении ребенком старшего  дошкольного возраста опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованных педагогических условий организации данного процесса. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы формирования опыта безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста.

Тип  проекта: исследовательско - практический

Продолжительность проекта: долгосрочный, 1 год

Участники проекта: дети 6-го года жизни, педагоги, родители.

Вид проекта: групповой

Основание для разработки:

  • Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
  • Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
  • Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Актуальность: 

  • Отсутствие у детей навыков правильного поведения в различных  угрожающих ситуациях;
  • Некомпетентность родителей в вопросе формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту.

Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.

Задачи: 

  • Разработать и реализовать учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом» для формирования практических навыков безопасного поведения старших дошкольников в быту;
  • Повысить уровень компетентности родителей в вопросах безопасного поведения ребёнка в бытовой среде через формирование партнёрских отношений между дошкольным учреждением и семьёй на 15 %;
  •  Повысить на 10% уровень знаний и умений детей в  области безопасного поведения  в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования.

Предполагаемые результаты:

  • Повысится на 10% уровень знаний и умений детей в  области безопасного поведения  в быту через использование метода ситуативно-имитационного моделирования;
  • Повысится уровень педагогической  компетентности родителей по вопросам формирования практических навыков безопасного поведения детей в домашней среде на 15%;
  • Подтвердится эффективность  использования метода ситуативно-имитационного моделирования для формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде.

Диапазон проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность с детьми;
  • образовательная деятельность с детьми в режиме дня;
  • работа с родителями;
  • самостоятельная деятельность детей.

Содержание проекта:

1- й  этап.  Планово-прогностический.

Сроки реализации: сентябрь – октябрь

Задачи:

  • изучить и проанализировать научно - методическую литературу по использованию метода ситуативно-имитационного моделирования  как способа формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в бытовой среде;
  • разработать  диагностические  задания и подобрать   приложения к ним;
  • выявить  уровень  знаний и  умений безопасного поведения детей в быту;

Диагностика знаний и умений безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста была разработана с использованием авторских методик Т.Г Хромцовой  и Т.П.Гарнышевой.

  Комплексная диагностика изучения особенностей воспитания безопасного поведения  дошкольников включала  в себя решение следующих задач:

  • определение  уровня  знаний детей о правилах безопасности в быту.
  • выявление уровня  умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним.
  • Изучение роли семьи  в процессе освоения опыта безопасного поведения в быту детьми дошкольного возраста.

Анализ многочисленных исследований позволил выделить следующие компоненты опыта безопасного поведения в быту:

  • знания о правилах безопасности;
  • навыки безопасного поведения;
  • отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности.

В первой серии методами беседы, решения проблемных ситуаций в вербальном плане изучались особенности знаний детей о правилах безопасного поведения.

Вторая серия диагностики выявила наличный уровень навыков безопасного поведения через выполнение заданий практического характера.  

Для изучения роли семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности в быту дошкольников  был использован метод анкетирования.

По результатам диагностики был разработан учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом», который включал: тематический план работы с детьми, конспекты занятий, бесед, развлечений, викторин, картотеку дидактических игр, художественную литературу по теме, презентации для детей и их родителей. Также было изготовлено пособие «Безопасный дом», дидактические игры «Папины инструменты», «Домашняя аптечка», «Назови знак».

Для работы с родителями были составлены анкеты, «Азбука для родителей», консультации, памятки, рекомендации, презентации, советы и т.д.

На первом этапе наиболее эффективными были  следующие методы и приемы работы: дидактические игры, рассматривание фотографий с изображением сверстников в ситуациях обращения с предметами быта, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, «истории из жизни», занятия.

Преимущество использования дидактических игр по сравнению с занятиями проявлялось в максимальной активности каждого ребенка; возможности дифференцированного уточнения и систематизации знаний детей (в зависимости от их наличного уровня); а также в поддержании устойчивого интереса дошкольников к данной деятельности и высоком эмоциональном фоне.

 Занятия использовались для обобщения и систематизации знаний о правилах безопасного поведения в конце этапа по каждому виду опасностей.

2-й  этап. Основной.

Сроки реализации: ноябрь – апрель

Задачи: 

  • Изучить и проанализировать полученные стартовые результаты;
  • Внедрить метод ситуативно-имитационного моделирования через использование учебно – дидактического комплекса «Безопасный дом».

На втором этапе широко применялись такие формы и методы работы:

  • Имитация действий с потенциально опасными предметами;
  • Моделирование угрожающих бытовых ситуаций;
  • Решение проблемных ситуаций;

3-й этап.  

Сроки реализации: май

1.Обобщить результаты работы по проекту:

  • итоговая диагностика уровня сформированности  знаний и практических умений безопасного поведения детей в быту;
  • анализ полученных результатов; анкетирование родителей.

На третьем этапе в работе с детьми использовалось совместное моделирование ситуаций (педагог и дети). Полученные знания дети закрепляли в самостоятельной игровой деятельности. 

Продукт проектной деятельности:

  • учебно-дидактический комплекс «Безопасный дом»;
  • диагностический материал с приложением.

Практическая значимость:

  • разработаны диагностические методики с приложением;
  • апробирована методика ситуативно-имитационного моделирования.

Новизна опыта:

  • Обосновывается использование метода ситуативно-имитационного моделирования как способа накопления опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту;
  • теоретически и практически доказывается необходимость и возможность целенаправленной деятельности взрослых по формированию опыта безопасного поведения в быту детей 6-го года жизни.
  • обосновываются педагогические условия, включающие взаимодействие трёх субъектов системы образования: родителей, воспитателей и детей.

Перспективы работы: совместно с родителями разработать и внедрить дневник безопасности для каждого ребёнка.

Используемая литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – М.: АСТ, 1998.

2. Т.Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту».

3. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании. – М., 1990.

4. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей.- М.: Просвещение, 1994.

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Прометей, 2002.

6. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Гл. ред. В.А. Володин. -  М.: «Аванта+», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...