Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста «Любознайка»
методическая разработка (средняя группа) на тему
Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю. и др. «Цветик-семицветик».
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Создание условий для проявления познавательной активности.
2. Совершенствование коммуникативных навыков.
3. Создание условий для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №26
п.Горноуральский 26а, Пригородный район, Свердловская область, 622904
тел./факс (3435) 91-26-14, E-mail: alenaelinina@mail.ru
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая
МБДОУ детский сад №26
Елинина А.Ю.___________
Цикл психолого-педагогических развивающих занятий
для детей среднего дошкольного возраста
«Любознайка»
Составитель:
Лапина Е. Г. педагог-психолог,
МБДОУ детский сад №26
п. Горноуральский
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
В практической деятельности педагога-психолога нашего ОУ основными направлениями работы являются: адаптация детей раннего возраста, подготовка к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, работа по запросу родителей и/или педагогов. Не охваченным остается младший и средний дошкольный возраст. Поэтому возникла необходимость в разработке цикла занятий для детей возрастной группы 4-5 лет.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Ведущим психическим процессом в этом возрасте является восприятие. Внимание зависит от интереса ребенка, развивается возможность произвольного переключения. Память кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Мышление – наглядно-образное. Воображение – репродуктивное, развиваются элементы творчества.
На данном возрастном этапе ведущей потребностью является - потребность в общении, познавательной активности.
Возрастной период детей 4 - 5 лет - это этап активного формирования всех отделов головного мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа). На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств. Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь являются главным условием успешности.
Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю. и др. «Цветик-семицветик».
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Создание условий для проявления познавательной активности.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Создание условий для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала.
- Наглядность материала.
- Доступность.
- Развивающий характер учебного материала.
Этапы занятий:
- Организационный (создание эмоционального настроя в группе, игры с целью привлечения внимания детей).
- Мотивационный (сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме).
- Практический (подача новой информации на основе имеющихся данных, задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике).
- Рефлексивный (обобщение полученных знаний, подведение итогов).
Оснащение занятий:
Доски: магнитная и интерактивная, фонотека, настольно-печатные игры, предметные игрушки, художественный материал, строительный материал.
Организация занятий:
Цикл рассчитан на 16 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Данный цикл развивающих занятий рассчитан для детей 4-5 лет. В группе 5-6 человек. Материал подобран так, чтобы на протяжении всего занятия и всего цикла сохранялся интерес к познавательной и продуктивной деятельности.
Тематический план цикла «Любознайка»
№ | Тема, цель | содержание | оборудование |
1 | Давайте дружить! Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | 1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. с. 17) 2э. Под. игра «Паровозик дружбы» (1. с 18) Появление персонажа Ушастика. 3э. Игра «Покажи отгадку» (1.с 18) Задание «Прятки» (1 с 19П) Пальчиковая гимнастика «Дружба» Задание «Лабиринт» (1 с 19. П) Игра «Раздувайся пузырь» 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Мячика-помощника» | Мяч Игрушка Ушастик Бланки с заданиями (П) карандаши |
2 | Диагностическое №1 Диагностика: зрительной памяти, мышления, внима-ния. Развитие коммуни-кативных навыков | 1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. с. 17) Задания: Запоминай-ка, Коврики, Назови одним словом, Бусы для мамы, найди лишнее. Под. игры: Сосульки-снежинки, Выпал беленький снежок. 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Мячика-помощника» | Мяч, Мышка Бланки с заданиями. Карандаши Пособия для диагностики |
3 | Волшебные слова. (1 с 20) Продолжать знакомить детей друг с другом. Развивать навыки культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | 1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. С. 17) 2э. Послание «Письмо». Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» 3э. Игра «Театр» (1.с 22) Игра «Пожалуйста» Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Задание «Помоги белочке» (1 с 24. П) Игра «Вежливый мячик» (1 с 24) 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Мячика-помощника» | Мяч Игрушка Ушастик Белочка, Кошечка. Бланки с заданиями (П) Простые карандаши «Письмо» |
4 | Из чего же сделаны наши мальчишки? (95) Развитие коммуникатив ных навыков. Закрепле ние знаний об особен ностях поведения маль чиков. Развитие самоконтроля | 1э. Приветствие 2э. Вводная беседа. 3э. «Спортсмены», Физминутка, «Транспорт»,П/гим. «Кораблик». «Найди лишнее», Подв. игра «Изобрази», «Настоящий мастер». 4э. Подведение итогов, рефлексия. Запускаем ракету хорошего настроения | Изображения транспорта, спортивного инвенторя, бланки с заданиями. |
5 | Из чего же сделаны наши девчонки? (1 с 99) Развитие коммуникатив ных навыков. Закрепле ние знаний об особен ностях поведения дево-чек. Способ. фор-ю доброжелательного отно- шения к бабушке, маме. | 1э. Приветствие 2э. появление персонажа игрушки Цветка. 3э. Игра «клумба». Релаксация «Цветок дружбы». П/гимнастика «Цветок», Задания «Куклы», «Бусы». Динамическая пауза «Уборка». Загадки, «Помоги бабушке». 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание. | Бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», карточки с отгадками, музыкальное Сопровождение. |
6 | Радость и грусть. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникатив- ных умений и навыков. Обучение выражению радости, грусти и их распознание | .1э. Приветствие «Облако» (1. С. 31) 2э. Под. игра «Веселый паровозик» (3 с 54) 3э Задание«Я радуюсь, когда…» Задание «Притворщик» (игра на ковралине) Динамич. пауза «Веселые мартышки» (1с 32) Игра «Найди настроение» (1 с 33) Худ. дея-ть «Нарисуй, что слышишь» (3с175) 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Облака» | Бланки с заданиями (П) Цветные карандаши Игра «Притворщик» (на ковралине) Муз. Сопровождение Картинки с эмоциями радости и грусти |
7 | День смеха Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие воображения и творческого мышления. | 1э.Приветствие «Здороваемся смешинками» 2э. Вводная беседа (про день смеха и цирк) Игра «Трамвайчик» 3э. Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты». Задание «Клоуны» (на ИД) Задание «Дрессированные жирафы». Динамическая пауза «Веселый гном». Игра «Жонглеры». 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание: « Возвращение из цирка». | «Билеты» с геом. фигурами. На ИД задание «Клоуны» (найди отличия). Бланки с заданиями «Жирафы». |
8 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) (1 с 54) Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов. | 1э.Приветствие «Незнайка» 2э. Приход персонажа Незнайки с заданиями. 3э. Задание «Будь внимательный» Задание «Знаки» (Блоки Дьенеша) Дин. пауза (Мы ногами топ-топ) Задание «Найди лишний предмет» (на ИД) Игра «Карлики и великаны». Задание «Дорисуй-ка» 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Мячика-помощника» | Кукла Незнайка Игрушки. Блоки Дьенеша. Задание для ИД. Бланки с заданиями. Мяч |
9 | Восприятие свойств предметов (1 с 57) Развитие: восприятия свойств предметов, мышления, внимания, воображения и мышления. | 1э. Приветствие «Мячик-помощник» 2э. Появление персонажа с заданиями. Работа со схемой. 3э. Задание «Опиши игрушку» Игра «Назови» (На ИД) Дин. пауза «Легкий и тяжелый» Задание «Раскрась лишний предмет» (П) Игра с мячом «Скажи наоборот» 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание (мяч). | Мяч Игрушка Филин Схемы Игрушки для описания ИД, Задания для ИД Бланки с заданиями |
10 | Мои помощники (глаза, нос, уши, рот) Совершенствовать восприятие. Закреплять навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Развитие памяти, внимания. Активизация творческой активности. | 1э.Приветствие «С добрым утром носик,…» 2э. Путешествие в лес 3э.Появление персонажей гномиков: Глазастика, Нюх-Нюх, Вкусика, Ушастика. Все персонажи дают задания в соответствии со своими свойствами. 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание (мяч). | Персонажи. Бланки с заданиями. Мяч |
11 | Мои помощники ручки и ножки (1 с82) Совершенствование восприятия, развитие внимания, памяти. Активизация творческой активности. | 1э. приветствие. 2э. Путешествие в лес. 3э. Появление персонажей Ладошка и Топ-Топ. Игра «Волшебный мешочек»,, «Волшебные дощечки», П/П «Дружные пальчики»Ю. Наведи порядок». 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание: протопать или прохлопать имя соседа. | Персонажи Ладошка и Топ-Топ, Бланки с заданиями, цветные карандаши. |
12 | Страна Вообразилия Развитие воображения и др. псих. процессов. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать мелкую и общую моторику. (1 С 103) | 1э. Приветливый Колокольчик 2э. Появление персонажа Гномик. Ритуал вхождения в сказку. 3э. Задание «Перепутанные животные» Сказка «Путаница» (К. И. Чуковского) Анализ сказки. Пальчиковая гимнастика «Кораблик» Задания «Лабиринт». Подвижная игра «Море волнуется…» Упражнение «Плывем обратно» 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание с помощью «Приветливого колокольчика» | Колокольчик. Гномик. Бланки с заданиями: «Загадочные животные», «Лабиринт». Иллюстрации к сказке на ИД. |
13 | В гостях у сказки (1 с122) Развивать воображение, память, творческое мышление, речевую и пантомимическую выразительность. Закреплять знание содержания сказок. | 1э. Приветствие «Здороваемся как герои сказок» 2э. Вводная беседа. Игра «Волшебный сундучок» 3э. Задание «Лабиринт» Игра «Дружные предметы» Динамическая пауза «Буратино» Разрезная картинка «Царевна-лягушка» Пальчиковая гимнастика «Лягушка» Задания «Сказочные Герои» (На ИД) 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание. | Сундучок. Красная Шапочка. Бланки с заданиями «Лабиринт» Настольная игра «логический поезд» Сказочные герои на ИД. |
14 | Прогулка по городу (1 с 110) Развитие мыслительный операций обобщение, рассуждение, классифи-кация. Развитие коммуникативной сферы. | 1э. приветствие звуками «города». 2э. Появление персонажа инопланетянина. 3э. Игра «Кафе», «Зоопарк», П/и «Приглашение в театр», «Зрители», «В магазине», «Едем домой», «Помогай-ка собирай-ка». 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание. | Интерактивгая доска. Разрезная картинка «летающая тарелка», картинный материал к играм. |
15 | Прогулка по лесу. Развитие мыслительный операций обобщение, рассуждение, классифи-кация. Развитие коммуникативной сферы | 1э. приветствие звуками «леса». 2э. Появление персонажа Лесовичка. 3э. Задания и игры: «пройди по дорожке», «Кто где живет?», «Соберем листочки»(на ИД), «Дорисуй картинку»( зайке ушки и т.д.) «Лесной хоровод» (муз. игра в масках) 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание. | Интерактивная доска Маски Муз. сопровождение Бланки с заданиями. |
16 | Диагностическое №2 Диагностика: зрительной памяти, мышления, внимания, коммуникативных навыков. (1 с 125) | 1э. Приветствие «Здравствуйте ушки, …» 2э. Появление персонажа Мишутки 3э. Задания: Запоминай-ка, Узор, Оживи фигуры, Назови одним словом, Цветок. Подвижная игра «Мы играем» 4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание | Игрушка Мишутка. Бланки с заданиями. |
Опорные источники
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 208 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 160 с.
- Светланова И. А. Психологические игры для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 188, [2] с. – (Мир вашего ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста
Раскрываются условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....
Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...
Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...
Образовательная психолого- педагогическая программа «Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей»
Программа развивающих занятий....