Цикл психолого-педагогических развивающих занятий для детей среднего дошкольного возраста «Любознайка»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лапина Елена Глебовна

Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю.  и др. «Цветик-семицветик».

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

1.         Создание условий для проявления познавательной активности.

2.         Совершенствование коммуникативных навыков.

3.         Создание условий для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герб ГГО новый

ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №26

п.Горноуральский 26а, Пригородный район, Свердловская область, 622904

тел./факс (3435) 91-26-14, E-mail: alenaelinina@mail.ru

_____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующая

МБДОУ детский сад №26

Елинина А.Ю.___________

 Цикл психолого-педагогических развивающих занятий

для детей среднего дошкольного возраста

«Любознайка»

Составитель:

Лапина Е. Г. педагог-психолог,

МБДОУ детский сад №26

п. Горноуральский

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.

В практической деятельности педагога-психолога нашего ОУ основными направлениями работы являются: адаптация детей раннего возраста, подготовка к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, работа по запросу родителей и/или педагогов. Не охваченным остается младший и средний дошкольный возраст. Поэтому возникла необходимость в разработке цикла занятий для детей возрастной группы 4-5 лет.

Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Ведущим психическим процессом в этом возрасте является восприятие. Внимание зависит от интереса ребенка, развивается возможность произвольного переключения. Память кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Мышление – наглядно-образное. Воображение – репродуктивное, развиваются элементы творчества.

На данном возрастном этапе ведущей потребностью является  - потребность в общении, познавательной активности.

Возрастной период детей 4 - 5 лет  - это этап активного формирования всех отделов головного мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа). На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются некоторые речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств. Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефицитарной ситуации из-за увлечения родителей ранним обучением.

 Кругозор взрослого и хорошо развитая речь являются главным условием успешности.

Цикл занятий составлен на основе программы Куражевой Н. Ю.  и др. «Цветик-семицветик».

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Создание условий для проявления познавательной активности.
  2. Совершенствование коммуникативных навыков.
  3. Создание условий для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

Принципы проведения занятий

  • Системность подачи материала.
  • Наглядность материала.
  • Доступность.
  • Развивающий характер учебного материала.

Этапы занятий:

  1. Организационный (создание эмоционального настроя в группе, игры с целью привлечения внимания детей).
  2. Мотивационный (сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме).
  3. Практический (подача новой информации на основе имеющихся данных, задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике).
  4. Рефлексивный (обобщение полученных знаний, подведение итогов).

Оснащение занятий:

 Доски: магнитная и интерактивная, фонотека, настольно-печатные игры, предметные игрушки, художественный материал, строительный материал.

Организация занятий:

Цикл рассчитан на 16 занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Данный цикл развивающих занятий рассчитан для детей 4-5 лет. В группе 5-6 человек. Материал подобран так, чтобы на протяжении всего занятия и всего цикла сохранялся интерес к познавательной и продуктивной деятельности.



Тематический план цикла «Любознайка»

Тема, цель

содержание

оборудование

1

Давайте дружить!

Познакомить детей друг с другом.

Создать благоприятную атмосферу на занятии.

1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. с. 17)

2э. Под. игра «Паровозик дружбы» (1. с 18)

      Появление персонажа Ушастика.

3э. Игра «Покажи отгадку» (1.с 18)

     Задание «Прятки» (1 с 19П)

      Пальчиковая гимнастика «Дружба»

      Задание «Лабиринт»  (1 с 19. П)

      Игра «Раздувайся пузырь»

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание с помощью «Мячика-помощника»

Мяч

Игрушка Ушастик

Бланки с заданиями (П)

карандаши

2

Диагностическое №1

Диагностика: зрительной памяти, мышления, внима-ния. Развитие коммуни-кативных навыков

1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. с. 17)

Задания: Запоминай-ка, Коврики, Назови одним словом, Бусы для мамы, найди лишнее.

Под. игры: Сосульки-снежинки, Выпал беленький снежок.

4э. Подведение итогов, рефлексия.

Прощание с помощью «Мячика-помощника»

Мяч, Мышка

Бланки с заданиями.

Карандаши

Пособия для диагностики

3

Волшебные слова.

(1 с 20)

Продолжать знакомить детей друг с другом.

Развивать навыки культурного общения.

Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

1э. Приветствие «Мячик-помощник» (1. С. 17)

2э. Послание «Письмо».

     Беседа «Зачем нужно быть вежливым?»

3э. Игра «Театр» (1.с 22)

     Игра «Пожалуйста»

      Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

      Задание «Помоги белочке»  (1 с 24. П)

      Игра «Вежливый мячик» (1 с 24)

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание с помощью «Мячика-помощника»

Мяч

Игрушка Ушастик

Белочка, Кошечка.

Бланки с заданиями (П)

Простые карандаши

«Письмо»

4

Из чего же сделаны наши мальчишки? (95)

Развитие коммуникатив ных навыков. Закрепле ние знаний об особен ностях поведения маль чиков. Развитие самоконтроля

1э. Приветствие

2э. Вводная беседа.

3э. «Спортсмены», Физминутка, «Транспорт»,П/гим. «Кораблик». «Найди лишнее», Подв. игра «Изобрази», «Настоящий мастер».

4э. Подведение итогов, рефлексия.

Запускаем ракету хорошего настроения

Изображения транспорта, спортивного инвенторя, бланки с заданиями.

5

Из чего же сделаны наши девчонки? (1 с 99)

Развитие коммуникатив ных навыков. Закрепле ние знаний об особен ностях поведения дево-чек. Способ. фор-ю доброжелательного отно-

шения к бабушке, маме.

1э. Приветствие

2э. появление персонажа игрушки Цветка.

3э. Игра «клумба».

Релаксация «Цветок дружбы».

П/гимнастика «Цветок»,

Задания «Куклы», «Бусы».

Динамическая пауза «Уборка». Загадки, «Помоги бабушке».

4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание.

Бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», карточки с отгадками, музыкальное Сопровождение.

6

Радость и грусть.

Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Развитие коммуникатив- ных умений и навыков.

Обучение выражению радости, грусти и их распознание

.1э. Приветствие «Облако» (1. С. 31)

2э. Под. игра  «Веселый паровозик» (3 с 54)

3э Задание«Я радуюсь, когда…»

     Задание «Притворщик» (игра на ковралине)

     Динамич. пауза «Веселые мартышки» (1с 32)

     Игра «Найди настроение» (1 с 33)

     Худ. дея-ть «Нарисуй, что слышишь» (3с175)

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание с помощью «Облака»

Бланки с заданиями (П)

Цветные  карандаши

Игра «Притворщик» (на ковралине)

Муз. Сопровождение

Картинки с эмоциями радости и грусти

7

День смеха

Создание благоприятной атмосферы на занятии.

Развитие воображения и творческого мышления.

1э.Приветствие «Здороваемся смешинками»

2э. Вводная беседа (про день смеха и цирк)

      Игра «Трамвайчик»

3э. Упражнение «Билеты»

     Игра «Аплодисменты».

     Задание «Клоуны» (на ИД)

     Задание «Дрессированные жирафы».

     Динамическая пауза «Веселый гном».

     Игра «Жонглеры».

4э. Подведение итогов, рефлексия.

   Прощание:  « Возвращение из цирка».

 «Билеты» с геом. фигурами.

На ИД задание «Клоуны» (найди отличия).

Бланки с заданиями «Жирафы».

8

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) (1 с 54)

Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.

Развитие мыслительных процессов.

1э.Приветствие «Незнайка»

2э. Приход персонажа Незнайки с заданиями.

3э. Задание «Будь внимательный»

     Задание «Знаки» (Блоки Дьенеша)

      Дин. пауза (Мы ногами топ-топ)

     Задание «Найди лишний предмет» (на ИД)

      Игра «Карлики и великаны».

      Задание «Дорисуй-ка»

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание с помощью «Мячика-помощника»

Кукла Незнайка

Игрушки.

Блоки Дьенеша.

Задание для ИД.

Бланки с заданиями.

Мяч

9

Восприятие свойств предметов (1 с 57)

Развитие: восприятия свойств предметов, мышления, внимания, воображения и мышления.

1э. Приветствие «Мячик-помощник»

2э. Появление персонажа с заданиями.

    Работа со схемой.

3э. Задание «Опиши игрушку»

      Игра «Назови» (На ИД)

     Дин. пауза «Легкий и тяжелый»

    Задание «Раскрась лишний предмет» (П)

    Игра с мячом «Скажи наоборот»

4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание (мяч).

Мяч

Игрушка Филин

Схемы

Игрушки для описания

ИД, Задания для ИД

Бланки с заданиями

10

Мои помощники (глаза, нос, уши, рот)

Совершенствовать восприятие.

Закреплять навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Развитие памяти, внимания. Активизация творческой активности.

1э.Приветствие «С добрым утром носик,…»

2э. Путешествие в лес

3э.Появление персонажей гномиков: Глазастика, Нюх-Нюх, Вкусика, Ушастика. Все персонажи дают задания в соответствии со своими свойствами.

4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание (мяч).

Персонажи.

Бланки с заданиями.

Мяч

11

Мои помощники ручки и ножки (1 с82)

Совершенствование восприятия, развитие внимания, памяти. Активизация творческой активности.

1э. приветствие.

2э. Путешествие в лес.

3э. Появление персонажей Ладошка и Топ-Топ.

Игра «Волшебный мешочек»,, «Волшебные дощечки», П/П «Дружные пальчики»Ю. Наведи порядок».

4э. Подведение итогов, рефлексия. Прощание: протопать или прохлопать имя соседа.

Персонажи Ладошка и Топ-Топ, Бланки с заданиями, цветные карандаши.

12

Страна Вообразилия

Развитие воображения и др. псих. процессов. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать.

Развивать мелкую и общую моторику. (1 С 103)

1э. Приветливый Колокольчик

2э. Появление персонажа Гномик.

    Ритуал вхождения в сказку.

3э. Задание «Перепутанные животные»

     Сказка «Путаница» (К. И. Чуковского)

     Анализ сказки.

     Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

      Задания «Лабиринт».

       Подвижная игра «Море волнуется…»

     Упражнение «Плывем обратно»

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание с помощью «Приветливого колокольчика»

Колокольчик.

Гномик.

Бланки с заданиями: «Загадочные животные», «Лабиринт».

Иллюстрации к сказке на ИД.

13

В гостях у сказки

(1 с122)

Развивать воображение, память, творческое мышление, речевую и пантомимическую выразительность.

Закреплять знание содержания сказок.

1э. Приветствие «Здороваемся как герои сказок»

2э. Вводная беседа.

     Игра «Волшебный сундучок»

3э. Задание «Лабиринт»

   Игра «Дружные предметы»

   Динамическая пауза «Буратино»

   Разрезная картинка «Царевна-лягушка»

   Пальчиковая гимнастика «Лягушка»

   Задания «Сказочные Герои» (На ИД)

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание.

Сундучок.

Красная Шапочка.

Бланки с заданиями «Лабиринт»

Настольная игра «логический  поезд»

Сказочные герои на ИД.

14

Прогулка по городу

(1 с 110)

Развитие мыслительный операций обобщение, рассуждение, классифи-кация. Развитие коммуникативной сферы.

1э. приветствие звуками «города».

2э. Появление персонажа инопланетянина.

3э. Игра «Кафе», «Зоопарк», П/и «Приглашение в театр», «Зрители», «В магазине», «Едем домой», «Помогай-ка собирай-ка».

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание.

Интерактивгая доска.

Разрезная картинка «летающая тарелка», картинный материал к играм.

15

Прогулка по лесу. 

Развитие мыслительный операций обобщение, рассуждение, классифи-кация. Развитие коммуникативной сферы

1э. приветствие звуками «леса».

2э. Появление персонажа Лесовичка.

3э. Задания и игры: «пройди по дорожке», «Кто где живет?», «Соберем листочки»(на ИД), «Дорисуй картинку»( зайке ушки и т.д.) «Лесной хоровод» (муз. игра в масках)

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание.

Интерактивная доска

Маски

Муз. сопровождение

Бланки с заданиями.

16

Диагностическое №2

Диагностика: зрительной памяти, мышления, внимания, коммуникативных навыков. (1 с 125)

1э. Приветствие «Здравствуйте ушки, …»

2э. Появление персонажа Мишутки

3э. Задания: Запоминай-ка, Узор, Оживи фигуры,

     Назови одним словом, Цветок.

      Подвижная игра «Мы играем»

4э. Подведение итогов, рефлексия.

       Прощание

Игрушка Мишутка.

Бланки с заданиями.


Опорные источники

  1. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 208 с.
  2. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 160 с.
  3. Светланова И. А. Психологические игры для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 188, [2] с. – (Мир вашего ребенка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста

Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...