система дополнительных занятий для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
программа (система занятий) для подготовки детей 6-7 лет к школе.
задачи:
1. Создание условий для проявления познавательной активности.
2. Создание условий для дальнейшего развития психических процессов; увеличение объема памяти и внимания.
3. Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификаций, аналогий).
4. Формирование мотивации учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система дополнительных занятий для детей подготовительной группы | 69.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №26
п.Горноуральский 26а, Пригородный район, Свердловская область, 622904
тел./факс (3435) 91-26-14, E-mail: alenaelinina@mail.ru
_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДЕНО
Заведующая
МБДОУ детский сад №26
Елинина А.Ю.___________
Курс психолого-педагогических развивающих занятий
для детей старшего дошкольного возраста – 6-7 лет
«Скоро в школу»
Составитель:
Лапина Е. Г. педагог-психолог,
МБДОУ детский сад №26
п. Горноуральский
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Часто дошкольная подготовка детей к школе сводиться к обучению их счету, чтению, письму. Однако многолетний опыт педагогов-практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами курса являются задачи:
- Создание условий для проявления познавательной активности.
- Создание условий для дальнейшего развития психических процессов; увеличение объема памяти и внимания.
- Формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификаций, аналогий).
- Формирование мотивации учения.
Принципы проведения занятий:
- П.психологической комфортности – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.
- П. деятельности – новое знание вводиться через самостоятельное «открытие» его детьми.
- П. целостного представления о мире – взаимосвязь новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира.
Этапы занятий:
- Организационный (создание эмоционального настроя в группе).
- Мотивационный (озвучивание проблемной ситуации).
- Практический (опытная деятельность, задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных знаний и навыков на практике).
- Рефлексивный (обобщение полученных знаний, подведение итогов).
Оснащение занятий:
Доски: магнитная и интерактивная; фонотека; настольно-печатные игры; предметные игрушки; художественный материал; строительный материал; развивающие пособия: «игры Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», головоломки.
Организация занятий:
Курс рассчитан на 30 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный цикл занятий рассчитан для детей 6 лет. В группе 5 человек. Длительность занятий 30 минут.
Курс занятий составлен на основе практического курса математики для дошкольников «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова; «Раз- ступенька, два ступенька» Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина.
Тематический план цикла развивающих занятий
«Скоро в школу»
№ | тема | содержание | оборудование |
1 | Путе-шествие по сказке | 1.Приветствие: «Подари улыбку». Муз. сопр-е «АБВГДейка». Узнаем правила. 2. Сказка «Репка»: обыгрывание, Ф/М: «Сказочные персонажи». (7. с.4) Цель: развитие двигательной памяти. 3.Моделирование (палочки Кюзинера). (7.с.4) 4. Игра «Найди фигуру» (3. С.77) 5. Упр. «Нарисуем дом Дружбы» (ИД). 6. Рефлексия. Прощание. | Муз/с «АБВГДейка» Палочки Кюизенера Бланки с заданиями ИД |
2 | Идем в гости | 1.Приветствие: «Подари улыбку». Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2.«Карта путешествий» (план) (7 с. 94) 3. Упр. «Заселяем дом» (знакомство с таблицей). 4. Задание «Засели свой дом» (инд. бланки) Ф/М: «Геометрическая» 5. Игра «Волшебный мешочек» (геом. фигуры) 6. Рефлексия. Прощание. | Муз/с «АБВГДейка» Карта с маршрутом «Дом» на ИД Бланки, цв. кар-ы Геом. фигуры. Объемные г/фигуры, мешочек. |
3 | Игры с блоками | 1.Приветствие: «Подари улыбку». Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. С/момент – конверт с символами. 3. Решаем ребусы (с символами) 4.Геометрическиие загадки (самостоятельное составление загадок с помощью символов) Ф/М: «Шумелки, шепталки, кричалки». 5.Упр. «Загадочный коврик» (с блоками) 6. Рефлексия. Прощание. | Муз/с «АБВГДейка Кон. с символами. ИД – ребусы. Блоки Дьенеша, «Светофор». Образцы ковриков. |
4 | Цифрог-рад | 1.Приветствие: «Подари улыбку». Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Упр. с мячом: «Закончи предложение» (1 с.25) 3. «Восьмерка» знакомство, считалочка. Ф/М: «Ах, какой я молодец!» (8 с.23). 4.Игра: «Найди цифру» (на ИД). 5. Инд. работа: «Выполни по образцу» 6. Рефлексия. Прощание. | Муз/с «АБВГДейка Мяч «Восьмерка» Воскобовича ИД Бланки, карандаши. |
5 | Чудо- крестики | 1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. «Цветочное имя» (1 с.19). 3. «Нелепицы» (игра «Я развиваюсь» 2, 10) 4. «Цифры и буквы» (бланки) Ф/М: игра «Земля, вода, воздух» (1 с.44) 5. «Чудо - крестики» (знакомство) 6. «Оживи фигуры» (на ИД) 7. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Мяч Бланки с заданиями Мяч И «Чудо крестики» Задания на ИД. |
6 | Гео-конт | 1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!» Муз. сопр-е «АБВГДейка» 2.Упр: «Запомни цифры». (5 цифр) 3. Знакомство с Геоконтом. 4. Ф/М «Замри» (с колокольчиком). 5. Найди цифру из геометрических фигур на ИД. 6. Найди цифру из г/фигур - индивидуально. 7. Рефлексия. Прощание. | Муз/с «АБВГДейка Цифры, образцы Геоконты Колокольчик ИД, задание Бланки с цифрами. |
7 | Чудо- крестики | 1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2.Упр. с мячом: «4 лишний». 3. «Чудо-крестики». 4. Ф/М: «Молчалки, шепталки, кричалки». 5. « Расшифруй» (работа с бланками). 6. «Рисование по клеточкам» (на ИД). 7. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Мяч. Чудо-крестики, образцы заданий. Бланки, карандаши. ИД |
8 | Проз-рачный квадрат (нетаю-щие льдин-ки) | 1.Приветствие: «Здравствуй, мой друг, как интересно вокруг!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Упр. с мячом: «Обобщающие слова». 3. «Нетающие льдинки» (знакомство с игрой) 4. Ф/М: «Запомни движения» (снежинки, вьюга, ветер). 5. Работа с ИД («Замок» гр. диктант) 6. Работа с бланками: «замок по клеточкам». 7. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Мяч «Нетающие льдинки» Бланки, карандаши ИД. |
9 | Палоч-ки Кюизе-нера | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Игра «Хвалюшки!» (1, с 26). 3. Занимательная задача А. Зака ( 2 с44). 4. Игры с палочками Кюизенера (4 с87,№33). 5. Ф/М: «Ах, какой я молодец!» (8 с.23). 6. Работа с ИД: «угадай цифру» (закончить рисунок цифры) 7. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Бланки с заданиями палочки Кюизенера ИД |
10 | Чудо -Соты | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Упр.: «Я собираюсь на занятия!» (1 с 29) 3. « Чудо соты» (знакомство) 4. Игра с мячом: «Чемодан» ( слух. память). 5. Работа на ИД – графический диктант. 6. Работа с бланками. 7. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Мяч Чудо соты ИД бланки |
11 | Чудо - Цветик | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Игра «Чудо – цветик» - обр. числа 11 (2. с 46) 3. Ф/М: упр. «Буквы алфавита» (1 с31). 4. Настольно-печатная игра «Слова и числа». 5. Работа на ИД 6. Рефлексия. Прощание | Муз/с «АБВГДейка Чудо – цветик Игра ИД |
12 | Гео-конт | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Логические задачи (2 с49) 3. «Геоконт» - фигуры по образцу. 4. Ф/М: «Мои положительные качества» (1 с 59). 5. Наст-ая игра «Слова и числа» («животные») 6. Работа на ИД – графический диктант (слон) 7. Рефлексия. Прощание. | Геоконт Игрушки, цифры. ИД. |
13 | Конст-руктор Букв | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. «Часы» (знакомство). 3. Ф/М: «Часы» (2, с. 55). 4. Конструктор букв (инд. Игры с резиночками) 5 Работа на ИД - парочки – «Домино» 6. Рефлексия. Прощание. | Настольная игра «Часы» Конструктор букв И. Д. |
14 | Вол-шебная Вось-мерка | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2.Задание: «Поставь правильно цифру» (2. с 56). 3. «Занимательная задача» (2, с. 56). 4. Конструктор цифр (диктант) Ф/М: «Мы плечами чик-чик… 5 Задание на внимание (работа с бланками) 6 . Графический диктант на ИД. 7. Рефлексия. Прощание. | Конструктор цифр (Воскобовича) ИД |
15 | Квад-ратные забавы | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Стихотворные загадки (2, С. 46). 3. Квадратные забавы - знакомство 4. Ф/М: «Мы плечами чик-чик…» 5. Найди все буквы (задания на карточках). 6. «Домино» на ИД, 7. Рефлексия. Прощание. | Квадрат Воскобовича Карточки с заданиями бланки |
16 | Проз-рачный квадрат | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Игровое упражнение: «Дни недели» ( 2. С.68) 3. Прозрачный квадрат (вертикальное домино) 4. Ф/М: «К берегу бежит волна…» ( 2. С.68) 5. Из каких букв получилась картинка. 6. Игры на ИД. 7. Рефлексия. Прощание. | Набор цифр инд. Прозрачный квадрат Задание на ИД |
17 | Проз-рачный квадрат | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Логический поезд (настольная игра). 3. Прозрачный квадрат - по образцу фигуры 4. Ф/М: «Мы плечами чик-чик…» 5. Из каких букв получилась картинка. 6. Графический диктант на ИД. 7. Рефлексия. Прощание. | Логический поезд (настольная игра) Прозрачный квадрат. бланки |
18 | Игры с блоками Дьене-ша | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Игра: «Цветной Алфавит». (1. С. 46) 3. «Домино» с Блоками Дьенеша. 4. Ф/М: «К берегу бежит волна…» 5. Работа с бланками (на развитие внимания) 6. Графический диктант на ИД. 7. Рефлексия. Прощание. | Блоки Дьенеша Бланки с заданиями |
19 | Палоч-ки Кюизе-нера | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Задачи на сообразительность (2. С.82) 3. Палочки Кюизенера (Коврики разноцветные) 4. Ф/М.: «В лесной глуши на елке… (2. С. 82) 5. Тест на определение уровня развития памяти. 6. Игры на ИД. 7. Рефлексия. Прощание. | Палочки Кюизенера бланки |
20 | Чудо -Соты | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Логические концовки (1. С. 54) 3. «Чудо-соты» – выкладывание по образцу. 4. Ф/М.: игра: «Ухо – нос» ( 1. С. 54). 5. Работам с бланками (сделай по образцу – буквы) 6. Допиши слова (на ИД). 7. Рефлексия. Прощание. | Чудо-соты Бланки с заданиями |
21 | Блоки Дьене-ша | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Групповая игра «Я и не Я» (1. С.55) 3. Игры с Блоками «Поиск клада». 4. Ф/М.: по желанию детей 5. Мозаика (разрезные картинки – 6) 6. Игра «Притворщик» 7. Рефлексия. Прощание. | Блоки Дьенеша Разрезные картинки Игра «Притворщик» |
22 | Гео-конт | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Знакомство с понятием «Было, будет или сейчас» (7 с. 118) 3. Геоконт: выкладывание цифр (2. С.93) 4. Ф/М: «Буги-Вуги» (танец). 5. Игра: «Зайчик» (7. С.15). 6. работа с ИД – коллективный рисунок 7. Рефлексия. Прощание. | Геоконт Муз. сопровождение Бланки для игры зайчик, карандаши |
23 | Чудо - Цветик | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Упр.: «Ответь на вопросы» (1. С. 76). 3. «Чудо-Цветик». 4. Ф/М.: «Колокольчик» (2 С. 96). 5. «Что потерял художник?» (1. С. 77). 6. Рефлексия. Прощание. | «Чудо-Цветик». Бланки с заданиями. |
24 | Голово-ломки | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Смысловые ряды (1. С.74). 3. Головоломки («Листик», «Гексамино») 4. Ф/М.: «Мы топаем ногами…». 5. Четвертый лишний (бланки, индивидуально) 6. Рефлексия. Прощание. | Головоломки («Листик», «Гексамино») Бланки с заданиями. |
25 | Палоч-ки Кюизе-нера | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2.Дид. игра: «Какое время года?» «Бывает – не бывает» (1. С.102). 3. Палочки Кюизенера: пособие «На золотом крыльце сидели». 4. Ф/М.: «Покажи время года». 5. Настольная игра «Мы купили в магазине…» («Логический поезд»). 6. Рефлексия. Прощание. | Палочки Кюизенера: пособие «На золотом крыльце сидели» Настольная игра «Логический поезд». |
26 | Палоч-ки Кюизе-нера | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Упр.: «Дотронься до цвета!» (1. С. 70) 3. Палочки Кюизенера: пособие «На золотом крыльце сидели». 4. Ф/М.: «Цирк» (под муз. сопровождение). 5. Диагностическое задание: «Срисуй фигуры». 6. Игра: «Собери слова из слогов». 7. Рефлексия. Прощание. | Палочки Кюизенера: пособие «На золотом крыльце сидели». Игра: «Собери слова из слогов». Бланки с заданиями. Муз. сопровождение. |
27 | Проз-рачный квадрат (нетаю-щие льдин-ки). | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Словесная игра: «Да и нет» (1. Стр.18). 3. Прозрачный квадрат: «Домино» 4. Разучивание скороговорок с помощью мнемотаблиц. 5. Ф/М.: по желанию детей 6. Упр.: «Торопись да не ошибись» (2. С. 108). 7. Рефлексия. Прощание | Прозрачный квадрат Мнемотаблицы на каждого ребенка. Бланки с заданиями |
28 | Квад-ратные забавы | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Словесная игра: «4 лишний» (1. Стр.64). 3. «Волшебный квадрат» Воскобовича 4. Ф/М.: «Любопытная Тамара» (2. С.116) 5. Игры с Буквами: Волшебные превращения 6. Работа с бланками (срисуй по точкам). 7. Рефлексия. Прощание | Волшебный квадрат. Бланки с заданиями Буквы. |
29 | Блоки Дьене-ша | 1.Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Блоки Дьенеша (игры с 2-мя обручами) 3. Словесная игра с мячом: «Собираем чемодан – едем на Северный Полюс». 4. Работа с бланками на развитие памяти 5. Рефлексия. Прощание | Блоки Дьенеша (игры с обручами) Мяч Бланки с заданиями |
30 | Сложи узор | .1. Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Слов. игра: «Цветной алфавит» (1. С.46). 3. Раз. игра: «Сложи узор» (с образцами). 4. Ф/М: «Буги-Вуги» 5. Игра «Логический поезд». 6. Рефлексия. Прощание | Игра «Логический поезд». Игра: «Сложи узор» Муз. сопровождение. |
31 | Блоки Дьене-ша | 1. Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. игра «Ах, какой я молодец!» 3. Работа с бланками: 4. Блоки Дьенеша (игры с 3 обручами). 5. Игры на ИД. 6. Рефлексия. Прощание | Блоки Дьенеша ИД. Бланки с заданиями. |
32 | 1. Приветствие: «Здравствуйте!» Муз. сопр-е «АБВГДейка». 2. Свободные игры по желанию детей (Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, головоломки, Игра «Сложи узор»). Ф/М: Мы глазами миг-миг… 3. Рефлексия. Прощание | Игры Воскобовича, Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, головоломки, Игра «Сложи узор». |
Опорные источники
- Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96 с. (Серия «Кабинет психолога».)
- Бондаренко Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 288 с.
- Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. / Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: «Баласс», 1998. – 160 с.
- Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Изд.: «Детство-пресс», 2000. – 95 с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А. , Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. 2: Игры-головоломки / сост.З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс»,
- Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина – М.: «Баласс», 2001. – 256 с.
- Управителева Л. В. Скоро в школу: Сценарии занятий. – М.: Изд. «Первое сентября», 2002. – 144 с.: ил.
- Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48 с. (Психологическая служба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий и системы инновационной оценки «Чудесный лес»
Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет....
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"
Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....
Программа дополнительного образования для детей подготовительной к школе группы "Читайка"
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. ...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Создание Лесной школы».
Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников....
Игра по станциям «Планеты солнечной системы» (Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Расширить и углубить знания детей о космосе, дате пер...
Игра по станциям «Планеты солнечной системы» (Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)
Игра по станциям «Планеты солнечной системы» (Сценарий мероприятия для детей подготовительной к школе группе)...