Техника речи
консультация по теме
Данный материал полезен как учителям-логопедам так и педагогам , работающим с дошкольниками. Поскольку речь педагога являеться источником речевого развития детей. Особенно это касается детей с ОВЗ с сопутствующими речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техника речи | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника речи
Повышение уровня речевой культуры немыслимо без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление.
Вот что пишет об этом К. С. Станиславский: «Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа...
Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства.
Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».
Совершенствование речевого аппарата и техники речи связано с укреплением дыхания и голоса, а также с выработкой четкой, ясной дикции и правильного произношения.
Для развития дыхания могут быть с успехом применены упражнения, построенные на постепенном и экономном его расходовании:
1
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой, (вдох)
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном, (вдох)
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно; (вдох)
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим! (вдох)
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора, (вдох)
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»
2
Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (вдох) Вы выходите на крыльцо... на томно-сером небе кое-где мигают звезды; (вдох) влажный ветерок изредка набегает легкой волной; (вдох) слышится сдержанный неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью, (вдох) Вот кладут ковер на телегу, ставит в ноги ящик с самоваром, (вдох) Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; (вдох) пара Только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу, (вдох) За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит...
Упражнения по технике речи
Для работы по укреплению и развитию голоса можно рекомендовать произнесение гласных звуков в различных сочетаниях:
1
и, э, а, о, у, ы
е, я, ё, ю
2
и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а
3
а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у
4
иэаоуы (под ударением первый звук)
иэаоуы (под ударением второй звук)
иэаоуы (под ударением третий звук)
иэаоуы (под ударением четвертый звук)
иэаоуы (под ударением пятый звук)
иэаоуы (под ударением шестой звук)
Найдя правильное голосоначало (чистый, ясный звук без всякого напряжения), следует произносить эти сочетания в различном темпе, усиливая и ослабляя, повышая и понижая голос в процессе упражнения.
Те же упражнения по технике речи можно проделывать, упражняя голос и дыхание на сонорных согласных звуках м, н, л, в сочетании с гласными и, э, а, о, у, ы:
1
ми, мэ, ма, мо, му, мы
ни, нэ, на, но, ну, ны
ли, лэ, ла, ло, лу, лы
2
мммимм, мммэмм, мммамм
мммомм, мммумм, мммымм
нннимм, нннэмм, нннамм
ннномм, нннумм, нннымм
лллимм, лллэмм, ллламм
ллломм, лллумм, лллымм
Для выработки четкой и ясной дикции большую пользу могут принести упражнения по техние речи , смысл которых заключается в активном и отчетливом произнесении следующих таблиц:
1
пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю
2
ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг
3
ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд
4
фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы
5
ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры
6
ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл
7
три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы
8
си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды
9
си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды
10
ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу
11
хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы
12
уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч
Кроме того, для выработки четкой и ясной дикции могут быть использованы скороговорки и чистоговорки:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Проворонила ворона вороненка.
Стоит копна с подприкопенком.
От топота копыт пыль по полю летит.
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
Инженеры нивелировали, нивелировали да не вынивелировали.
«Расскажи мне про покупку». — «Про какую про покупку?» — «Про покупку, про покупку, про покупочку свою!»
Купи кипу пик.
Ткет ткач ткань.
Ложечка моя желобовыгибистая.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мчится поезд скрежеща: же-че-че-ща; же-че-че-ща; же-че-че-ща.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Все приведенные таблицы, скороговорки и чистоговорки читаются сначала без участия голоса, при помощи одних лишь движений губ и языка, а затем вслух по нескольку раз подряд, в различном темпе. Важно, чтобы упражнения в чтении таблиц и скороговорок сочетались с правильным дыханием. Для этого необходимо добирать воздух после каждой прочитанной строки или скороговорки.
Советы
1. Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетании ае, ее, ое, уе в личных формах глагола, не говорите: думаэт, знаэт, делаэт, зреэт, моэт, роэт, кроэт, волнуэт, тоскуэт и т. д. Произносите правильно: думаит, знаит, делаит, зреит, моит, роит, кроит, валнуит, таскуит и т. д.
2. Не пропускайте гласных звуков. Не говорите «япшел» вместо я пошел; «ятперь» вместо я теперь; «яграл» вместо я играл; «янапсал» вместо я написал; «моястра» вместо моя сестра.
3. Не удваивайте и не утраивайте согласных. Но говорите: юнность, иззъящный, инногда, зелленный, атоммный, изваянние, «Анннам куда итти?», «Арразве вы не знаете?», «Асссами вы как думаете?» и т. п.
4. Следите за тем, чтобы согласные звуки в и м, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их, не говорите: «ноуму» вместо новому; «готоуму» вместо готовому; «красиуму» вместо красивому; «самомалинькому» вместо самому маленькому; «саммосильному» вместо самому сильному.
5. Не говорите «скоко», «стоко» вместо сколько, столько.
6. Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Не говорите: «орел звился» вместо орел взвился; «они прошли перед» вместо они прошли вперед; «друг отворилась верь» вместо вдруг отворилась дверь; «рак стоит у ворот» вместо враг стоит у ворот и т. п.
7. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -гий, -кий, -хий, и в собственных именах на -кий. Но говорите маленьк, беленьк, красиеньк, тих, долг вместо маленький, беленький, красненький, тихий, долгий.
8. Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний вроде: «бьецероно» (бьется ровно), «флюгеранешумят» (флюгера не шумят), «чернелизбы» (чернели избы) и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа по технике речи с детьми, имеющими нарушения речи
Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участ...
Техника речи педагогов и детей
Техника речи -это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высото...
Тема самообразования "Культура и техника речи через художественно- эстетическое образование дошкольников"
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия р...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ТЕХНИКА РЕЧИ
Театрализованные упражнения и игры помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонаци...
Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"
Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"...
Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"
Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"...
Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.
Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...