Проект "Чудеса на песке"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дубкова Светлана Викторовна

сказка "Колобок" для детей младшего дошкольного возраста (сказкотерапия, песочная терапия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudesa_na_peske_skazka_kolobok.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудеса на песке»

Сказка «Колобок»  для детей младшего дошкольного возраста (песочная терапия, сказкотерапия)

                                                   Если бы меня попросили назвать

                                                                           универсальную всевозрастную игровую среду,

                                                           то я бы, ни на секунду не сомневаясь,

                         сказала: «Песок!»

                                                                                                                Мариелла Зейц  психолог                                                                                                                  

Актуальность проекта:

Сказкотерапия – это процесс образования между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия в детском саду помогает детям познавать мир, учит общению, показывает способы решения многих проблем.

Сказкотерапия, в детском саду ли, дома ли, – это целая наука. Казалось бы, чего проще – рассказать или прочитать обычную сказку малышу? Но не стоит торопиться с выводами. Если взрослый будет читать книгу со скучающим видом, без выражения, то и малышу слушать его будет тоже скучно и не слишком интересно. А вот если рассказчик сам внутренне преображается в персонажей, изменяет голос, имитируя то хитрую лисичку, то глуповатого увальня-медведя, понижает голос тогда, когда ребёнок должен заволноваться или быть наиболее внимательным, то малыш будто бы перемещается в волшебный мир чудес. Сказкотерапия в детском саду – занятия, которые детям нравятся, пожалуй, больше всех остальных.

Например, всем известная сказка «Колобок» показывает подрастающей личности, что не стоит доверять незнакомым, быть чересчур доверчивым. 

О пользе игр с песком сказано много, тут и развитие сенсорного восприятия и творческого мышления, и совершенствование навыков манипуляции, и положительное воздействие на психическое здоровье ребёнка. Недаром сегодня всё больше и больше используют терапию песком, позволяющую естественным путём разгружать психику  и находить равновесие.

Играть с песком очень полезно.  В песочнице ребенок развивает мелкую моторику – пересыпая песок в руках, глазомер – наполняя формочки песком, здесь он приобретает первые навыки общения с другими детьми и именно в песочнице начинают развиваться его творческие способности.

Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.

Весь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Песочница становится для малыша своеобразным театром .

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Не лишайте детей удовольствия повозиться в песочнице, «островке лета». Включите фантазию! Вспомните свое детство – и вперёд!

Цель:

  • сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии, сказкотерапии в практику работы ДОУ.

Задачи:

  • способствование положительно – эмоциональному настрою;
  • развитие тактильно-кинестетической  чувствительности и мелкой моторики рук;

             развитие фантазии и воображения;

  • воспитание навыков культурного общения;
  • формирование познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление).

Материал:

Песок, плоскостной театр «деревья», «домик»; резиновые игрушки – бабка, дедка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса; формочки, совочки; веревочка, цветные крышки; влажные салфетки для рук; аудиозаписи «Песенка Колобка», игра «Мы похлопаем в ладошки», таз для воды, лейка.

Литература:

Т.М.Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке. Песочная терапия» - СПб, 1998.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии» Изд-во «Речь» СПб, 2000.

Вид проекта:  краткосрочный, коллективный, игровой

Участники проекта:  дети младшей группы 3-4 года, воспитатели, педагог - психолог

Суть проекта:

в ходе организованной и самостоятельной исследовательской деятельности (наблюдения, экспериментирование), игр с песком дети знакомятся с различными свойствами данного объекта неживой природы, выявляют его возможности как материала для постройки (песочного города, «куличики», «гаража» и т.д.)

Этапы реализации проекта:

  • Этап №1 теоретический  - формирование цели, задач; подбор методической литературы; разработка проекта 
  • Этап № 2 - выполнение проекта: практическая деятельность
  • Этап № 3 - итоги работы: презентация проекта

Результатом работы над проектом становится возведение задуманного  из песка с использованием представлений детей о свойствах данного материала.

План работы над проектом

  • Консультация для воспитателей «Создание сказочно–игровой среды»
  • Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице»,  «Игры в сказкатерапии»
  • Разработка подпроектов:

«Музыкотерапия»

«Песочная терапия»

«Игровая терапия»

  • Семинар-практикум для воспитателей  «Сказкатерапия в работе с детьми»
  • Работа с детьми

Изотерапия, Песочная терапия, Игровая терапия;

Дидактические игры:  «Из какой сказки герой»,  «Угадай сказку», «Назови сказку», «Расскажи сказку»;

Игры с песком – «Ладушки, ладушки», «Веселые дорожки», «Чьи следы?», «Песочный город», «Испечем пирожки»;

Труд – полив сухого песка;

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

 Продуктивная деятельность детей

Сказка «Колобок» в песочнице

  • Сбор у песочницы
  • Пальчиковая игра «Мы делили апельсин»
  • «Чувствительные ладошки» - на ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук внутренней и внешней стороной, задерживают руку на песке, слегка вдавив её.
  • «Мины» - ребенок погружает в песок кисти рук, и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф.
  • «Что же спрятано в песке?» - дети в процессе раскопок находят игрушку Колобок, закопанную взрослым в песок.
  • «Приглашение в сказку» - звучит песенка Колобка
  • «Испечём Колобка» - дети лепят Колобков из песка, испеченных Колобков кладут на поднос остужаться.
  • «Весёлая дорожка» - ниткой взрослый выкладывает дорожку, а дети кладут на нитку цветные крышки; получается цветная дорожка.
  • «Кого встретил Колобок?» - дети по очереди называют героев сказки, взрослый показывает названную  игрушку; дети воспроизводят движения пальцами и кистей рук в соответствии с героем сказки: зайчик (пальчики прыгают на песке «как зайчики»), волк (кулачками по песку), медведь (ладошками по песку), лиса (пальчиками разравнивают песок).
  • «Умный Колобок» - не сел Лисе на нос, а отправился обратно к бабушке и дедушке.

            «Почему Колобок укатился?» - не было у него друзей.

  • «Друзья для Колобка» - дети делают из песка друзей (формочки).
  • Музыкальная игра «Мы похлопаем в ладошки»
  • Игра – сюрприз  «Волшебные секреты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »

Цель:   формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...

Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.

Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"

Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...

Изучение свойств песка и строительство из песка

В этой статье говорится о том, на что обратить внимание малыша при работе с песком...