Программа по саморазвитию «Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей группы «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Мелехина Елена Алексеевна

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю, родной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrzovaniyu_na_2013-2014_god.docx149.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №35» присмотра и оздоровления

606044, Нижегородская обл.,  

г. Дзержинск, п. Желнино,  

ул. Кооперативная, 40

Телефон: (8313)  39-01-52

ИНН 5249054500/КПП 524901001                  

ОГРН 1025201765830

Адрес сайта        http://www.mdoy.ru/dz/35

Электронный адрес        ds35@uddudzr.ru 

Исх.№ ____ от _____________

Программа самообразования педагога

Принято

на Совете педагогов МКДОУ

«Детский сад №35»

от 29.08.2013 г.

протокол № 1

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

 «Детский  сад №35»

_______________ Белова Е.Н.

Мелехиной Елены Алексеевны  на 2013-2014 год

Тема:

«Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей  группы

«Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

http://berezka4.ucoz.ru/_cs/muzej.jpg

Пояснительная записка

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах  воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родному краю, родной стране.

Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на мой взгляд, выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.

Цель профессионально – личностной программы

1.Повышение своего уровня компетентности и профессионализма в изучении музейной  педагогики, как средства патриотического воспитания дошкольников;

2.Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1.Определить дефицит компетентности, диагностика профессиональных барьеров.
2.Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме. 

3.Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность, разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики.

4.Поиск способов интеграции краеведческого материала в структуру основной общеобразовательной программы ДОУ.

5.Обосновать опытно-экспериментальным путем  содержание форм и методов деятельности музея ДОУ, моделирующего духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.

6.Обобщить педагогический опыт работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей  группы «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа»

Направления саморазвития

1.Изучение нормативно – правовых документов

2.Изучение методической литарутуры

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

4.Участие в сисиеме методической работы(педсовет, консультации, семинары, творчкеские группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

5.Работа с детьми

6.Повышение квалификации

7.Работа с семьей, социумом

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

9.Аттестация

Ожидаемые результаты:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности
  • Развитие адаптивной способности  в контексте современных тенденций развития образования

Формы работы

Содержание работы

Срок

1.Изучение нормативно – правовых документов

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  3. Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ. Принят Государственной думой 10 февраля 1995г. (с изменениями от 22 августа 2004 года).
  4. Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов».
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011- 2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации (от 5 октября 2010 г. № 795).
  6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000г. №551 «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях.

В течение года

2.Изучение методической литарутуры

  1. «Мини-музей  как  средство  патриотического  воспитания  дошкольников» Колесниченко  Юлия  Юрьевна - канд.  пед.  наук,  доцент 

 ПИ СГУ  им.  Н.Г.  Чернышевского,  г.  Саратов

  1. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5- 7 лет «Свет Руси». – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.
  3. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А до Я. – 2007. - №6.
  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  6. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.
  7. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
  8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. -№1.
  9. Морозова  А.Н.,  Мельникова  О.В.  Музейная  педагогика –  М.:  ТЦ  Сфера.  –  2006. 
  10. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др. - Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11.  Петрова В., Стульник Т. Нравственное воспитание дошкольников. //Детский сад от А до Я. – 2004. - №5.
  12. Рыжова  Н.А.  Логинова  Л.В.  Мини  –  музей  в  детском  саду  М.:  Линка-Пресс.  –  2008.
  13. Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. – 2010. - №4.
  14.  Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

В течение года

3.Знакомство с передовым педагогическим опытом

1.«Система работы ДОУ по патриотическому воспитание дошкольников  средствами  музейной  педагогики». Кирюхина Н.А.  - Старший воспитатель МДОУ № 55  Волгоград

2.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Витенко Наталья Владимировна , воспитателю  МДОУ

«Таврический детский сад №4 «Родничок»

Омской области

3.«Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством использования проектного метода» Манушкина Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад № 9 «Родничок»

4. Ознакомление с предметным миром средствами мини –музея группы» Скворцова Надежда Вячеславовна, МКДОУ «Детский сад №35» г.Дзержинск

В течение года

4.Участие в сисиеме методической работы(педсовет, консультации, семинары, творчкеские группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

1. Анкетирование «Изучение отношения педагогов к проблеме патриотического воспитания, готовности педагогов к работе по данной области», семинар-практикум

 «Организация мини-музея как одно из направлений работы по краеведению»

2 Деловая  игра с педагогами

«Критерии к подбору методических приемов работы в мини-музеях ДОУ»

  1. Консультация  «Музейная среда для ребенка»

4.Выступление  на педагогическом совете ДОУ : 

«Развитие личности дошкольника в детском саду средствами музейной педагогики».

5.Взаимопосещения с целью ознакомления с оборудованием в группах центров патриотического воспитания, мини-музеев со сменными экспозициями.

6.Тренинг этнокультурной компетентности на основе фольклора .

7. Открытое НОД по формированию целостной картины мира (предметное и социальное окружение) в старшей группе:Экскурсия в мини-музей «Чудо-копилка».

8. Сморт – конкурс «Лучший мини – музей группы»

9. Презентационное представление опыта работы ДОУ по теме: «Формирование патриотических  ценностных ориентиров  

 у дошкольников средствами  

традиционной культуры в  мини-музее группы «Родной край»

Сентябрь 2013

Октябрь 2013

Ноябрь 2013

Декабрь 2013

Январь 2014

Февраль 2014

Март 2014

Апрель 2014

Май 2014

5.Работа с детьми

НОД в музее

1.«Кто мы, откуда? Где наши корни?». 

2. «Как прекрасен этот мир, посмотри...»

3. «Русская изба удивительных вещей полна»

4.  «Про отцов и дедов помнить на века завещаю»

5. «Вижу чудное раздолье...»

Народные праздники

  1. Рождество
  2. Масленица
  3. Пасха
  4. Троица

Посиделки

  1. «Посиделки в русской избе»
  2. «Осенние посиделки»
  3. «Зимние посиделки»

Слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений

Выставки

1.«Елочка – красавица»

2. «Сокровища из бабаушкиного сундука»

3. «Растяпинская игрушка»

4. «Матрешка – народная игрушка»

5. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

Самостоятельной деятельность детей в мини - музее:

  1. Ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр) ;
  2. Игры с народными игрушками,
  3. Игры со свистульками и музыкальными инструментами,
  4. Рассматривание альбомов, репродукций, книг;
  5. Рисование, лепка, драматизация сказок и др.

Реализация проектов

  1. «Русский валенок»
  2. «Прошлое утюга»
  3. «Куклы в национальных костюмах»

Сентябрь 2013 –апрель 2014

6.Повышение квалификации

  1. Курсовая переподготовка по ФГОС.
  2. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по данной педагогической проблематике;

Сентябрь 2013 –апрель 2014

7.Работа с семьей, социумом

  1. Родительское  собрание

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: привлечение родителей к участию в реализации с детьми проектов по патриотическому воспитанию

  1. Круглый стол  для родителей «Растим патриотов»

Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по развитию у детей патриотических чувств средствами музейной педагогики

  1. Папка - передвижка «Роль семьи в краеведческом воспитании ребёнка».
  2. «Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотическихчувств воспитанников»

Сентябрь 2013 –апрель 2014

8.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды

Создание мини – музеев:

  1. «Игрушки – забавы»;
  2. «История вещей»;
  3. «Театральная кукла»;
  4. «Музей декоративно – прикладного искусства»
  5. Мини-музей книги
  6. «Наша родина — Россия»
  7. «Мой город – мой Дзержинск»
  8. «Бабушкины куклы».

Сентябрь 2013 –апрель 2014

9.Аттестация

Обобщение  педагогического  опыта работы по теме «Патриотическое воспитание дошкольников. Мини-музей  группы «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа» и распространение собственных  профессиональных достижений в сетевом педагогическом сообществе

Май 2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Патриотическое воспитание дошкольника через природу родного края (старшая группа).

Его весной и летомМы видели одетым,А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки,Но зимние метелиВ меха его одели.О чем эта загадка?Это дерево....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...