Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
консультация (подготовительная группа) на тему
«Как воспитать толерантного человека? »
Форма: Мастер-классМетоды и приемы:
1. Лекция с элементами беседы
2. Решение педагогической ситуации
3. Тестирование
4. Проблемные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация с мастер классом для родителей | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Дошкольный возраст - сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.
Работа в данном направлении будет более успешной, если:
-обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;
-создать условия для благоприятного психологического микроклимата;
-привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Только система работы позволит детям:
-овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
-усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.
-развить способность управлять своим поведением.
-сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Родительское собрание
Тема: «Как воспитать толерантного человека? »
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Образовательная
Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая
Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная
Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Форма: Мастер-класс
Методы и приемы:
1. Лекция с элементами беседы
2. Решение педагогической ситуации
3. Тестирование
4. Проблемные вопросы.
Подготовка:
1. Подготовить приглашения на родительское собрание
2. Оформить плакаты по теме собрания:
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
(Пифагор)
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,
терпимости, дружбы между народами,
мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребёнка)
3. Оформить памятку
4. Подготовить электронную презентацию
5. Подобрать педагогическую ситуацию
Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.
Ход:
(слайды: 1, 2)
-Добрый вечер, уважаемые родители!
-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.
Выступление детей: 1 ребенок
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
2 ребенок
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
3 ребенок
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
4 ребенок
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
5 ребенок
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
6 ребенок
Толерантным будь со всеми:
Больше слушай, не кричи.
Не советуйся лишь с теми,
Кому с враждою по пути.
7 ребенок
Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно!
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Вопрос:
-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)
Мини-лекция
(слайды: 3, 4)
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность:
-уважение друг к другу;
-понимание непохожего на вас человека;
-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;
-терпение друг к другу;
-терпение к разным национальностям, сословиям;
-умение общаться между людьми;
-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
Задание.
-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)
(слайд 5)
-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.
Мини-лекция.
-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.
Вопрос:
Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)
(слайды: 6, 7)
Мини-лекция.
-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.
-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.
Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.
При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.
Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.
Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.
Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? » (Приложение 1)
-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.
Решение педагогической ситуации:
"Конфликт опасен, если он не разрешим”
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”
Разрешение конфликта с позиции толерантности:
Мама
- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
Ситуация
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное. повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.
повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.
Ситуация
. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»
■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?
РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.
Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)
(слайды: 8, 9, 10)
-Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех
Раздача памяток (Приложение 2)
Решение собрания:
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
Приложение 1
ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р. В. Овчарова)
Цель: Определить тип семейного воспитания.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начинаете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:
а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
БЛАНК ответов к тесту "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка" (Р. В. Овчарова)
№ вопроса
Варианты ответов
а
б
в
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Приложение 2
Памятка для родителей.
Толерантность нужно воспитывать.
Правила воспитания толерантности:
-Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
-Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Желаем, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Тест: «Какой вы родитель?»
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:
«Какой Вы родитель?». Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
N п/п | Вопросы и фразы | Баллы |
1 | Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста | 1 |
3 | Не знаю, что бы я без тебя делала | 1 |
4 | И в кого ты такой уродился? | 2 |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6 | Ну на кого ты похож (а)? | 2 |
7 | Я в твои годы!... | 2 |
8 | Ты моя опора и помощник (ца) | 1 |
9 | Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10 | О чем ты только думаешь? | 2 |
11 | Какая (ой) ты у меня умница! | 1 |
12 | А, как ты считаешь, доченька(сынок)? | 1 |
13 | У всех дети, как дети, а ты... | 2 |
14 | Какая (ой) ты у меня сообразительная(ый)! | 1 |
Оценка результатов
Подсчитайте общее количество баллов.
Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка"
Родителькое собрание. Тема :"Как воспитать толерантного ребенка"...
Родительское собрание на тему: "Как воспитать толерантного человека?"
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?» Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере опреде...
Родительское собрание «Как воспитать толерантного ребенка».
Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.Дошкольный возраст - сензитивный период для восп...
Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»
Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...
Памятка для родителей «16 ноября Международный День толерантности. Как воспитать толерантного человека?»
laquo;Заповеди разумного воспитания»...
Родительское собрание «Как воспитать толерантность у детей»
Цель: Познакомить родителей с понятием толерантность, воспитание детей в духе толерантности, через игровую деятельностьЗадачи:ОбразовательнаяНаучить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми ...
Родительское собрание «Как воспитать толерантность у детей»
Цель: Познакомить родителей с понятием толерантность, воспитание детей в духе толерантности, через игровую деятельностьЗадачи:ОбразовательнаяНаучить родителей быть толерантными в отношениях: с д...