Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
консультация (подготовительная группа) на тему

«Как воспитать толерантного человека? »

Форма: Мастер-класс

Методы и приемы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогической ситуации

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»

Актуальность:

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.

Дошкольный возраст - сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.

Работа в данном направлении будет более успешной, если:

-обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;

-создать условия для благоприятного психологического микроклимата;

-привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Только система работы позволит детям:

-овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

-усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.

-развить способность управлять своим поведением.

-сформировать доброжелательное отношение к окружающим.

Родительское собрание

Тема: «Как воспитать толерантного человека? »

Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Образовательная

Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая

Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная

Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Форма: Мастер-класс

Методы и приемы:

1. Лекция с элементами беседы

2. Решение педагогической ситуации

3. Тестирование

4. Проблемные вопросы.

Подготовка:

1. Подготовить приглашения на родительское собрание

2. Оформить плакаты по теме собрания:

«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями»

(Пифагор)

«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,

терпимости, дружбы между народами,

мира и всеобщего братства»

(Декларация прав ребёнка)

3. Оформить памятку

4. Подготовить электронную презентацию

5. Подобрать педагогическую ситуацию

Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.

Ход:

(слайды: 1, 2)

-Добрый вечер, уважаемые родители!

-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.

-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.

Выступление детей: 1 ребенок

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

2 ребенок

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

3 ребенок

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

4 ребенок

Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

5 ребенок

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

6 ребенок

Толерантным будь со всеми:

Больше слушай, не кричи.

Не советуйся лишь с теми,

Кому с враждою по пути.

7 ребенок

Толерантность – это мир и дружба.

Об этом знать каждому нужно!

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Вопрос:

-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)

Мини-лекция

(слайды: 3, 4)

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Толерантность:

-уважение друг к другу;

-понимание непохожего на вас человека;

-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;

-терпение друг к другу;

-терпение к разным национальностям, сословиям;

-умение общаться между людьми;

-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;

-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.

Задание.

-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)

(слайд 5)

-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.

Мини-лекция.

-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.

Вопрос:

Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)

(слайды: 6, 7)

Мини-лекция.

-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.

Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.

При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.

Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.

Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.

Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? » (Приложение 1)

-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.

Решение педагогической ситуации:

"Конфликт опасен, если он не разрешим”

Мама

- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама

- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:

Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Ситуация

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.

Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».

А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»

  Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?

■  Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?

РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым «проектирование» поведения Нины и Тани разное. повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в системе межличностных отношений со сверстниками.

Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий социальный статус.

Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое было вчера, в прошлом.

Ситуация

. Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»

А другие матери говорят: «Ты маленький еще, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймешь!»

В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?

РЕШЕНИЕ. Одни матери как бы вселяют в ребенка, уверенность в себе («Если мама хвалит, значит, я чего-то стою!»). Они способствуют взрослению ребенка, создают у него активную жизненную позицию, помогают его самоутверждению.

Другие же матери — наоборот, формируют у ребенка неуверенность в себе, у него появляется тревожность, снижается активность, возникает склонность к пессимизму. («Если мама ругает, значит, я ничего не стою, я — плохой!»)

(слайды: 8, 9, 10)

-Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех

Раздача памяток (Приложение 2)

Решение собрания:

1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

Приложение 1

ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р. В. Овчарова)

Цель: Определить тип семейного воспитания.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начинаете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:

а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажите.

БЛАНК ответов к тесту "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка" (Р. В. Овчарова)

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Приложение 2

Памятка для родителей.

Толерантность нужно воспитывать.

Правила воспитания толерантности:

-Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

-Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности

- терпение

- умение владеть собой

- доверие

- чуткость

- способность к сопереживанию

- снисходительность

- расположение к другим

- чувство юмора

- терпимость к различиям

- доброжелательность

- гуманизм

- любознательность

- умение слушать

- несклонность осуждать других

- альтруизм

Желаем, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

Тест: «Какой вы родитель?»

     Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос:

«Какой Вы родитель?». Именно поэтому мы предлагаем Вам тест – игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

N п/п

  Вопросы и фразы

Баллы

  1

Сколько раз тебе повторять?

      2

  2

Посоветуй мне, пожалуйста

      1

  3

Не знаю, что бы я без тебя делала

      1

  4

И в кого ты такой уродился?

      2

  5

Какие у тебя замечательные друзья!

      1

  6

Ну на кого ты похож (а)?

      2

  7

Я в твои годы!...

      2

  8

Ты моя опора и помощник (ца)

      1

  9

Ну что за друзья у тебя?

      2

 10

О чем ты только думаешь?

      2

 11

Какая (ой) ты у меня умница!

      1

 12

А, как ты считаешь, доченька(сынок)?

      1

 13

У всех дети, как дети, а ты...

      2

 14

Какая (ой) ты у меня сообразительная(ый)!

      1

                                 Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов.

  Если вы набрали 5 – 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.

  Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимания его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

  11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено  влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка"

Родителькое собрание. Тема :"Как воспитать толерантного ребенка"...

Родительское собрание на тему: "Как воспитать толерантного человека?"

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?» Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере опреде...

Родительское собрание «Как воспитать толерантного ребенка».

Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.Дошкольный  возраст - сензитивный   период для восп...

Родительское собрание "Как воспитать толерантного ребенка?" Представление программы дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение»

Задача педагогов,  родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантн...

Родительское собрание «Как воспитать толерантность у детей»

Цель: Познакомить родителей с понятием толерантность, воспитание детей в духе толерантности, через игровую деятельностьЗадачи:ОбразовательнаяНаучить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми ...

Родительское собрание «Как воспитать толерантность у детей»

Цель: Познакомить родителей с понятием толерантность, воспитание детей в духе толерантности, через игровую деятельностьЗадачи:ОбразовательнаяНаучить родителей быть толерантными в отношениях: с д...