Особенности восприятия художественного произведения
материал на тему
Краткое описание влияния чтения художественнлой литературы на детей дошкодьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosptianiie_detey_v_igre.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия художественного произведения.
Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени деятельность, в которой участвует воображение, восприятие, внимание ,память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.
Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тема событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, из которые основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок чувств.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслом жизнь взрослых людей. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна.
Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т.е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе – не шевелясь и как бы не дыша. Малыш хорошо понимает, что сказка – это нечто чудесное, волнующее, запоминающееся. Но его нужно настроить на серьезное восприятие сказки, побуждать к прочувствованию глубины имеющихся в сказке нравственных проблем.
Необходимо подчеркнуть, что работа с книгой и во время и после чтения должна быть серьезной, творческой и тактичной со стороны воспитателя. Тогда дети будут относиться к этому процессу как к празднику и в тоже время как к важному делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....
Консультация для воспитателей "Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками"
Раскрытие проблем восприятия литературных произведений разных жанров детьми различного возраста...
Особенности восприятия художественных произведений дошкольниками.
Доклад на тему :,,Особенности восприятия художественных произведений дошкольниками"...
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развит...
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками.
Цель и задачи ознакомления с художественной литературой в детском саду. Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками....
Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развит...