Сообщение из опыта работы "Значение и роль физического воспитания с детьми раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему
Сообщение из опыта работы "Значение и роль физического воспитания с детьми раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение из опыта работы | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №69»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Значение и роль физического воспитания
с детьми раннего возраста.
Воспитатель 1 младшей группы №1
Сидбаева Ф.С.
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой отводится особое место в укреплении здоровья.
Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Поднимаясь вначале главным образом через посредство двигательной деятельности по ступеням самосознания, ребенок крепнет и развивается не как отдельное, изолированное существо, но как будущая социальная личность, так как именно познание своих сил и степень веры в них, приобретаемые в процессе действования, в большой степени определяют социальные черты личности и положение ее в окружающей среде. При той роли, которую в жизни ребенка играет двигательная деятельность, культура правильных движений составляет одну из основных задач физического воспитания. Твердая, правильная походка, стройное и устойчивое положение тела, сильный и смелый прыжок, правильный размах руки, быстрый бег и т. п.- все это моменты, которые играют чрезвычайно важную роль в возникновении и укреплении того чувства здоровья, бодрости и веры в свои силы, которое, является чрезвычайно важным и ценным в формирующейся личности ребенка. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют не только его физическое развитие, но и социальное положение, т. е. то место, которое он способен занять во время игр и занятий в зарождающемся детском коллективе (Е.А. Аркин, 1967).
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Физическое воспитание детей раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Правильно организованное физическое воспитание детей раннего дошкольного возраста способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.
В физическом воспитании детей данного возраста должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.
С этой целью, предусмотренные в ДОУ занятия по физической культуре, следует строить в соответствии с психологическими особенностями данного возраста, доступности и целесообразности упражнений.
Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.
Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, подвижные игры, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, так как с ними дети проводят большую часть дня. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Таким образом, физического воспитания детей раннего возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А цель воспитателя правильно организовать работу в этом направлении, т.е. планирование и проведение занятий по физической культуре с учетом возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка, создание условий для нормального физического развития детей.
Все эти вышесказанные обстоятельства и послужило выбором темы данного исследования. Они обращены к проблеме проведения работы по физическому воспитанию возраста детей раннего возраста и роли в ней воспитателя.
В данной работе я также рассмотрела особенности развития движений детей 3-го года жизни и формы организации по физическому воспитанию детей данного возраста.
Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольный. Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения.
Умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года , больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна.
Двигательная активность детей раннего возраста является фундаментом полноценного формирования личности ребенка и сохранения его физического и психического здоровья.
К 3-му году жизни формируются основные переместительные движения, хотя их окончательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми темпами происходят рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела, к 2—3 годам масса мозга утраивается (Б. Н. Клосовский). Осваиваются основные жизненно важные движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного (преимущественно игрового) содержания. Недопустимы нагрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением и утомлением.
На третьем году жизни у ребенка совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего он становится физически более выносливым, у него повышается работоспособность нервной системы. Однако дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности.
Организм ребенка 3-го года жизни очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.
В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.
Изучение «состояния здоровья» у детей раннего возраста предусматривает два направления:
1. Своевременную диагностику донозологических отклонений здоровья с учетом показателей обуславливающих и характеризующих здоровье ребенка;
2. Обоснованность назначений медико-педагогических корригирующих мероприятий для обеспечения гармоничного развития и оптимального здоровья.
Задача укрепления здоровья детей раннего возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Единое информационное пространство поможет родителям и педагогам в решении вопросов, связанных со здоровьем детей. Существует три линии «обороны» здоровья: режим; питание; физическое воспитание.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни.
На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.
Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом), занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики.
Физическое здоровье детей 3-го года жизни является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов.
На третьем году жизни у детей возрастает целенаправленность движений. В этом возрасте еще более совершенствуется ходьба. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения; по сигналу останавливаются, возобновляют движение, ускоряют ходьбу и бегают. Увеличивается длина шага, но движения рук и ног не всегда согласованы.
По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр.; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под что-то, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки.
На третьем году ребенок в ряде случаев производит движения руками и ногами одновременно: можем кататься на трехколесном велосипеде, на ходу манипулируя предметами, во время пляски согласовывает свои движения с движениями других детей (ходят парами, в общем круге), топает ногами и одновременно хлопает в ладоши.
У детей третьего года жизни бег еще не ритмичен и «тяжел» (бегут, опираясь на всю ступню), но руки работают интенсивно и свободно.
Развивается умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные движения к овладению навыком замаха. К трем годам ребенок умеет отбрасывать мяч от груди двумя руками вперед, забрасывать мяч в сетку, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см.
Совершенствуется ползание и лазанье. До 2,5 лет дети залезают на лестницу-стремянку высотой 1,5 м, а старше — на вертикальную гимнастическую стенку той же высоты. К трем годам дети умеют уже подлезать под веревку, подпрыгивать на месте на двух ногах. Учитывая своеобразное строение стопы у детей этого возраста, их нельзя учить спрыгивать с высоты. К трем годам ребенок умеет ходить вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м), приподнятой одним концом на 30—35 см, и сходить по ней вниз до конца доски; подниматься на табурет (площадью 40х40 см) высотой 25 см и сходить с него; перешагивать через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоте 30—35 см.
Совершенствуются движения рук: ребенок почти самостоятельно может одеваться, раздеваться и умываться, начинает владеть карандашом, завязывать шнурки на узелок, застегивать пуговицы, пускать волчок и т. д.
Итак, к 3 годам дети могут:
• бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу;
• кружиться на месте;
• ходить на четвереньках по дорожке;
• подниматься по лестнице и спускаться по ней;
• влезать на стул, скамейку, спускаться с них;
• бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч;
• подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед,
• спрыгивать с невысоких предметов (10-15 см);
• перепрыгивать через ручейки, канавки и др.
Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 5 до 10 мин.
При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).
Подвижные игры являются важным средством физического воспитания. Подвижные игры включаются в физкультурные занятия детей, утреннюю гимнастику, а также в часы самостоятельной деятельности детей.
При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что, помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. У него воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других. Подвижные игры при правильном проведении вызывают много радости, смеха, положительно влияют на физическое развитие детей.
Особенно широко используются подвижные игры в теплое время года на прогулке, где детям должны быть предоставлены большой простор и различные пособия. При проведении подвижных игр необходимо следить, чтобы детям не приходилось делать одни и те же движения или длительно сохранять какую-то одну позу, так как все это быстро утомляет их. Необходимы разнообразные движения, вызывающие деятельность различных мышц, переход от более спокойных к более оживленным движениям.
Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Задача воспитателя при проведении работы по физическому воспитанию детей заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.
Особенности физического развития детей раннего возраста требуют от воспитателя строгой регламентации двигательной деятельности детей в организации подвижных игр, физкультурных занятий, утренней гимнастики.
Одним из необходимых условий успешного проведения физкультурных занятий является правильное планирование и правильная организация. Дети должны по возможности заниматься в физкультурном зале (если его нет, то в групповой комнате). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большей мере проявить двигательную активность. С детьми 3-го года жизни воспитатель организовывает занятие со всей подгруппой; при этом используются поточный и фронтальный методы.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию.
В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких-либо отклонений от норм, а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые.
На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи воспитателя при индивидуальной работе по физическому воспитанию заключаются в обучении детей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.
Индивидуальную работу педагог планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок.
Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, воспитатель должен несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часы бодрствования педагогу следует проводить отдельные физические упражнения с отстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры (например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). С детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводятся специальные занятия по индивидуальным комплексам.
Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты.
У ребенка раннего возраста сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя.
На 3-м году жизни важно закрепить правильный автоматизм ходьбы, чувство равновесия, воспитывать координацию движений, правильную осанку, способствовать формированию нормального свода стопы.
С этой целью важно создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной активности детей. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. В групповой комнате должно быть просторно, что достигается правильной расстановкой мебели, подобранной в соответствии с ростом детей.
В группе детей 3-го года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия, побуждающие детей к различным движения: различные каталки (кони, петушки и т.д.), коляски, автомобили, мячи и шары, а также специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, ворота, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины, на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т.д. под руководством воспитателя. Время от времени следует вносить в группу доски, гимнастические скамейки и др.
Участок и игровую площадку также оборудуют специальными пособиями (скамейка, лесенка, бревно и др.). Детей надо учить ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности, по траве, песку. Важно, чтобы воспитатель активно стимулировал у детей потребность в движении: привлекал их к подвижным играм, побуждал к самостоятельным действиям, обучая при этом правильным движениям (как правильно влезать и спускаться с лесенки, бросать мяч и т. д.), развивал у детей движения, используя имитационные упражнения («прыгает, как зайчик», «летает, как птичка» и т. д.).
Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.
Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, я могу сделать вывод о том, что физического воспитания детей данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его - это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Список литературы
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.
- Абросимова Л. И., Юрко Г. П. Физическое воспитание детей.- М, 1989г.
- Воспитание детей раннего возраста / Э.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. -М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
- Воспитание детей раннего возраста: Методическое пособие к программе «Кроха» / под ред. Г.Г.Григорьевой. - Н.Новгород. 1997.
- Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет», Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей .- 3-е изд., испр. и доп. .- М. : АРКТИ, 2006.г
Работа с родителями
по вопросам физического воспитания детей раннего возраста.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического развития и воспитания должны быть в центре внимания воспитателя при организации педагогического просвещения родителей. Примерные темы бесед по вопросам физического воспитания:
1. Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития.
2. Режим дня и его значение.
3. Развитие двигательных навыков и двигательной активности.
4. Формирование гигиенических навыков и привычек.
5. Организация прогулок с детьми.
Вопросы физического воспитания могут найти отражение и в уголке для родителей. Здесь помещают показатели физического развития (масса, рост детей, показатели развития движений), режим дня с указанием, кто из детей живет по данному режиму, рекомендации по питанию детей дома, показатели овладения гигиеническими навыками.
На групповых собраниях, в индивидуальных беседах следует ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами умственного воспитания. В начале года проводится беседа, в которой педагог рассказывает, какие задачи умственного развития детей данного возраста стоят перед детским садом и семьей. Родителей знакомят с тем, как и чем следует заниматься с ребенком, чтобы способствовать развитию его двигательной активности, какие занятия проводятся в детском саду. Особенно следует остановиться на правильном подборе пособий и игрушек для развития движений, так как именно в этом вопросе родители допускают немало ошибок, покупая игрушки дорогие, но не соответствующие задачам физического развития ребенка данного возраста.
Поскольку из гигиенических соображений воспитатель не может пригласить родителей в группу для наблюдений, он показывает им фотографии, отражающие все формы физического воспитания в режиме дня: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, занятия и игры на прогулке. Приводимые воспитателем примеры помогут родителям конкретнее представить истоки физического воспитания и его значение.
Консультация для родителей
«Особенности физического развития детей третьего года жизни»
На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет: его вес увеличивается на 1,5-2кг, рост – на 8-11см. Несовершенство нейрогуморальной регуляции, незрелость кровеносной, дыхательной, пищеварительной систем в сочетании с быстрым ростом, интенсивным развитием, активной деятельностью делают детский организм в этом возрасте очень уязвимым. К тому же на третьем году, как правило, расширяется круг общения малыша, он больше передвигается, более самостоятельно исследует окружающий мир, в связи с чем резко возрастает вероятность инфицирования, травм, отравлений. Ребенок любознателен, активен, контактен – это прекрасно, это необходимо для его развития, но полагаться на его самостоятельность нельзя ни в коем случае.
Продолжает активно созревать нервная система ребенка. Она более вынослива, чем у двухлетнего малыша, но если созревание клеток коры головного мозга уже заканчивается, то продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций, еще далек от совершенства.
Повышенная возбудимость подкорковых отделов, несовершенство и слабость регулирующей функции коры ведут к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, причем особенности ее таковы, что события раннего детства фиксируются в ней наиболее прочно, сохраняясь во взрослом возрасте часто в подсознании, вновь «выплывая» и исчезая последними в старости. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, малыш лучше понимает речь взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Особенно важно на третьем году развитие мелких точных движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата.
Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в этом возрасте колоссальное значение, особенно неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток адекватной информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка, и то и другое вместе – к отставанию в развитии.
В связи с интенсивной ходьбой, лазаньем, другими активными движениями развиваются скелет и мускулатура малыша. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны установится значительно позже.
Позвоночник отличается большой гибкостью, неблагоприятные воздействия легко способствуют формированию неправильной осанки. Развитие мышечной системы идет параллельно с костной. На третьем году объем мышц увеличивается, количество жировой ткани в них уменьшается, совершенствуется иннервация и кровоснабжение. Ощутимыми становятся половые различия в развитии мышечной системы – у мальчиков мышцы сильнее, объем их больше. Развитие двигательной функции малыша зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания нервной системы, но все большее значение имеет тренированность определенных функций. Это относится не только к развитию и совершенствованию движений, но и к деятельности всех жизнеобеспечивающих систем: дыхательной, кровеносной, пищеварительной.
Выступление на родительском собрании
«Физическое воспитание детей раннего возраста»
Физическое воспитание неотъемлемая часть жизни ребенка с рождения. Это связано со многими причинами:
- с тем, что ребенок единственное млекопитающее, которое не рождается с готовыми движениями. Речь идет о воспитании двигательной сферы ребенка с рождения;
- с гетерохронностъю созревания всех структур двигательного анализатора (клеток двигательного центра, расположенного рядом с центром речи и письма, проводящих путей спинного мозга, созревающих в течение первого года жизни, периферических нервов, достигающих зрелости взрослого к 4 годам и костно-мышечной системы, созревающей до 12-18 лет), т.е. физическое воспитание детей раннего возраста призвано обеспечить качественное созревание нервно-мышечного аппарата;
- скелетные мышцы являются периферическими помощниками сердца (всего их около 600), т.к. заложенные в скелетных мышцах микронасосные системы облегчают работу сердца. Но развивать эти системы необходимо с раннего возраста, т.к. в противном случае мышцы становятся «иждевенцами» сердца, и оно быстро изнашивается. Следовательно, физическое воспитание детей раннего возраста это профилактика ранних смертей от сердечнососудистых заболеваний:
- физическое воспитание раннего возраста способствует полноценному интеллектуальному развитию ребенка;
- и, наконец, физическое воспитание в раннем возрасте это обеспечение всех функций позвоночника (опорный, двигательный и амортизационный), следовательно, профилактики остеохондроза.
Чем лучше развиты мышцы, тем легче позвоночник справляется с нагрузками, и наоборот, чем хуже первоначальное состояние мышц, тем скорее возникает их перенапряжение, которое приведет к преждевременному старению.
Ребенок на третьем году жизни чрезвычайно активен, старается действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий: ходит по шнуру, лазает и ползает под столом, стульями, прокатывает шарик, мяч, бросает мяч и бежит за ним.
Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.
Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. Дети, особенно те, которые не ходят в детский сад, бывают лишены необходимой двигательной нагрузки, взрослые часто запрещают им много бегать, прыгать, ходить босиком, чрезмерно укутывают и т. д.,
Особое внимание должны обращать родители на детей, несколько отстающих в своем развитии или поведении. Таким детям следует особенно тщательно подбирать игры, стремясь активизировать вялых, апатичных и, наоборот, успокаивать чрезмерно подвижных.
Комплекс упражнения для физического воспитания в семье детей до 3-х лет
1. Ходьба по дорожке. На полу обозначается мелом дорожка шириной 30-40 см, длиной 2-3 м и предлагается ребенку самостоятельно ходить в оба конца, соблюдая равновесие. Повторить 3-4 раза.
2. Приседание, держась за руки взрослого. По команде взрослого «Сядем!» Оба приседают, не отпуская руки. Повторить 4-6 раз.
3. Подбрасывание мяча. Ребенок стоит и держит в руках большой мяч. Подбрасывает мяч вверх вперед и поднимает его с пола. Повторить 4-6 раз.
4. Проползание через обруч. Взрослый держит обруч, через который ребенку видна яркая игрушка, привлекающая его внимание. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например на табурет, тогда ребенок будет к ней старательно тянуться. Повторить 4-6 раз.
5. Катание мяча. Ребенок сидит на полушироко расставив ноги и старается прокатить большой мяч вперед по начерченной мелом дорожке шириной 40-50 см. Повторить 6-8 раз.
6. Перешагивание через палку. На пол кладут две палки на расстоянии 25-30 см одна от другой. Предлагают ребенку перешагивать через одну, затем через другую палку, сохраняя равновесие. Повторить 3-4 раза.
7. Сгибание и разгибание туловища. Ребенок сидит на коленях взрослого, который своими бедрами зажимает его голени. Ребенок наклоняет туловище вперед и назад. Повторить 3-4 раза.
8. Залезание на предмет. Вначале предлагают ребенку залезть на ящик высотой 10-15см, затем на диван высотой 40см. Повторить 2-3раза.
9. Бросание мяча. Ребенок держит в каждой руке по малому мячу и поочередно бросает их вперед. Повторить 4-6 раз.
10. Игра «Догоню догоню». Взрослый пытается «догнать» убегающего от него ребенка. Проводить в течение 30-40 секунд.
Продолжительность всего занятия -- 12-15 минут
Родителям следует помнить, что дети до 3 лет обычно отличаются повышенной возбудимостью и неустойчивостью эмоциональных состояний: они очень подвижны, но быстро устают от однообразных движений, не могут долго без перерыва ходить или бегать. Поэтому чрезмерно активных детей необходимо сдерживать, не разрешать им висеть на руках, прыгать с большой высоты, важно уметь переключать их на спокойные игры.
Летом детям нужны ведерки, лейки, совочки для занятий с водой и песком; зимой - санки, деревянные лопатки. Различные пособия и игрушки способствуют развитию у детей разнообразных движений, возникновению двигательных игр.
Не забывайте, что движение для ребенка это не только жизненная необходимость, это сама жизнь!
Рекомендации для родителей
«Закаливание ребенка раннего возраста»
Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.
Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.
Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.
Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.
Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.
Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.
По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.
Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.
Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.
«Закаливание детей в домашних условиях»
Закаливание - это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.
Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Закаливание следует начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.
2. Постепенно наращивать интенсивность закаливающих мероприятий.
3. Систематичность - закаливание проводится во все времена года.
4.Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие, состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.
5. Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.
6. Закаливание следует проводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надо бояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция, вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это так проявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к более легким нагрузкам или другому способу закаливания.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие проводятся на протяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярное проветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим в помещении.
Специальные. К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, бассейн.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Существуют следующие виды закаливания: воздухом. Водой. Солнцем. Для закаливания используются различные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Это наиболее доступный и действенный метод закаливания. Воздух - среда, постоянно окружающая человека. Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температуры между ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшению функционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухом включает в себя оптимальный температурный режим помещения, использование рациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышение устойчивости к сквознякам.
Воздушные ванны в холодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны), в теплое время года - на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды в местах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольного возраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через две недели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях или босиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Вода - общепризнанное средство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой является самым мощным и быстрым средством. Главная функция - укрепление тела -достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятся контрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. УМЫВАНИЕ. Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим, противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда, мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травы добавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудных заболеваний).
ОБТИРАНИЕ СУХИМ ПОЛОТЕНЦЕМ проводится перед началом влажных обтираний, как предварительная процедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическое напряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создает положительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтирают верхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затем грудь, живот и спину. Длительность одной процедуры - 1-2 минуты.
ОБТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ - самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровым детям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детям полезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через1-2 недели можно перейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой. Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительность процедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухим полотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С. Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимой для детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С для детей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.
КОНТРАСТНОЕ ОБТИРАНИЕ. Далее приступают к контрастному обтиранию. Смочив в прохладной воде шерстяную рукавицу, ее выжимают, чтобы не текла, и обтирают всю руку. Затем, смочив другую рукавицу горячей водой, также делают обтирание. После этого сухим полотенцем энергично растирают кожу до появления розовой окраски и ощущения тепла. Затем последовательно растирают вторую руку, грудь, спину, ноги. Общая продолжительность процедуры около 5 минут. При хорошей переносимости температурный контраст через 2-3 дня увеличивается на 1°С. В конце концов, можно приступить к обтиранию ледяной водой (+4 ... +6°С) и очень горячей (+ 40... 41°С). Еще более резкая тонизирующая и закаливающая процедура - контрастные обтирания с последующим обливанием холодной и горячей водой.
ОБЛИВАНИЕ - водная процедура, при котором подвергаются воздействию воды отдельные участки тела или все тело. Эффект его выше чем при обтирании. Выделяют местное обливание, общее обливание. Местные обливания и ванны. Ножные ванны и обливание ног можно начинать детям с 1-1,5 лет. Лучше проводить их после дневного или ночного сна. Обливают нижнюю 1/3 голени и стопы, продолжительность обливания 20-3- секунд, ножных ванн -1-2 минуты. Для детей раннего возраста -3-5 минут. Для дошкольников начальная температура для местных процедур -+ 28 градусов С. Через одну неделю после начала закаливания температура воды снижается на 1-2 градуса С, каждые 1-2 дня, для ослабленных детей каждые 5-7 дней. Предельная температура для детей 1-3 лет+18°С, для детей 4-7 лет - +16°С. После обливания ноги растирают до появления легкого покраснения. Общее обливание можно начинать с 9 - 10 месячного возраста. Голову ребенку обливать не следует. Длительность обливания - 20-30 секунд, длительность всей процедуры - 1-3 минуты. При обливании ребенок может сидеть или стоять. Ручку душа следует держать на расстоянии 20-30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Обливают сначала плечи, руки, потом грудь, живот, спину (голову не обливают). После окончания процедуры кожу растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание поднимает тонус мышечной системы, способствует подъему энергии.
КОНТРАСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ. Методика: обливают стопы 2 \3 голеней попеременно водой контрастной температуры. Температура воды - +38°С, температура прохладной воды для здоровых детей - +18°С, для ослабленных - +28°С. Обливание всегда начинают с теплой воды. Количество повторений:3-5. Время воздействия теплой воды -6-8, прохладной - 3-4 секунды. После окончания процедуры ноги растирают до легкого покраснения. Контрастное закаливание лучше проводить перед дневным сном, сочетая закаливающие процедуры с гигиеническими. ДУШ оказывает наиболее эффективное влияние на организм, это связано с тем, что кожные покровы подвергаются не только температурному, но и сильному механическому воздействию давлением струи. Эту процедуру можно проводить детям с 2-х лет. По температурному воздействию души бывают: -горячие ( выше +37°С ); -теплые (+36-37°С); -прохладные (+20-33°С); -холодные (ниже +20°С). Для закаливания используют средней силы струю в виде дождя. Начинать процедуру необходимо с температуры +33-35°С, каждые 7 дней температуру постепенно снижают на 1°С, доводя ее до +20-25°С. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1 минуты, затем постепенно увеличивают до 2-3 минут. Когда температура воды снизится до прохладной, время душа не должно превышать 1 минуты, при холодном душе 1 минуты. На голову надевают купальную шапочку. В конце душа сразу вытирают сухим полотенцем. Если ежедневный душ переносится хорошо, можно продолжить закаливание контрастным душем.
КОНТРАСТНЫЙ ДУШ. Сначала подается теплый душ ( = 36 + 37 ) ЗОсекунд, затем прохладный 15-30 секунд, смена температуры душа проводится 2-3 раза. Через две недели разницу в температуре увеличивают на 2-3°С и так в течение 2-3 месяцев. Разницу в температурах горячей (до +30 - 40С) и прохладной (до +20 -18°С) воды можно довести до +20°С у старших детей и до +15°С у младших. После окончания кожу необходимо насухо вытереть. ВАННЫ с целью закаливания детей используют с первых дней жизни ребенка. С целью усиления ответной реакции кожи в воду можно добавить поваренную соль (3 столовых ложки на 1 литр воды), хвойный экстракт. Закаливающий эффект ванны усилится, если в конце ванны с помощью шланга делается «холодное пятно»- зона с более холодной водой, куда вводят и выводят ребенка 1-2 раза, постепенно число заходов увеличивается.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ принимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействие прямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детей раннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста - с 4 до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха +12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12 часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают не позднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямых солнечных лучей.
Порядок проведения солнечных ванн:
1) подготовительная световоздушная ванна в тени 10-20 минут;
2) солнечная ванна;
3) водная процедура / умывание, душ, купание/;
4) отдых в тени.
Постепенность усиления закаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надевают рубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня - майку, через 2-3 дня оставляют в одних трусах.
ПОМНИТЕ! Начинать закаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически. Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйте закаливание при легком недомогании. Лучше замените сильную более слабой процедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливание так, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждый раз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишком легко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста
Введение. I. Теоретическая основа. 1.1 Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка. 1.2 Особенности развития движений детей 3-го года жизни. 1.3 Формы организации по физическому воспитани...
Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»
Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени...
Сообщение из опыта работы инструктора по физическому воспитанию «Взаимодействие с семьей»
В настоящее время родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка вли...
Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...
Сообщение из опыта работы «Парикмахерская» (сюжетно-ролевая игра в группе раннего возраста)
Цель:Учить детей принимать на себя роль и отражать в игре разнообразные трудовые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их....
Значение и роль физического воспитания с детьми раннего возраста.
Значение и роль физического воспитанияс детьми раннего возраста....
Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В данном сообщении автор делится опытом своей работы по созданию проекта "Зимующие птицы"...