Исследовательская деятельность
методическая разработка (старшая группа) на тему
Коспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Воздух и его свойства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_svoystva.docx | 17.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе:
«Воздух и его свойства»
Воспитатель первой категории Муниципального
казенного дошкольного образовательного учреждения -
детский сад №1 «Тополек» р.п. Екатериновка
Васькова Ольга Васильевна
Цели:
Познакомить детей с историей изобретения воздушного шара, с понятием «атмосфера», объяснить, что изменения в погоде определяются изменениями в атмосфере.
Расширить представления детей о воздухе и его свойствах: невидим, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, занимает место, может двигаться.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; активизировать речь детей и обогащать словарь.
Оборудование: Воздушные шары, пластиковая бутылка, корочка апельсина, чеснок и лук в баночке, трубочка и емкость для каждого ребенка, салфетки.
Ход занятия:
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. На каком виде транспорта можно путешествовать? (ответы детей).
Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? Знаете, ребята, очень давно, в 1783 году, братья Жозеф и Жак Монгольфье построили первый воздушный шар. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги, и первыми его пассажирами были овца, утка и петух. Братья наполнили шар горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Полет первых путешественников продолжался восемь минут. В настоящее время воздушные шары стали наполнять газом, т.к. газ легче воздуха и полеты на них стали популярным видом спорта. Воздушный шар мы можем сделать и сами прямо сейчас. Для этого мы возьмем обычную пластиковую бутылку и шарик.
Опыт 1. Наденем на горлышко бутылки воздушный шарик и поставим ее в ведро с горячей водой. Что происходит? Почему воздух надувается? (воздух при нагревании расширяется). Наш воздушный шар готов к полету. Идет отсчет времени (счет от 1 до10). Представьте себе, как высоко мы поднимаемся на воздушном шаре и видим нашу землю. Отгадайте загадку:
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас!» (правильно, это воздух)
Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа - всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до 5. Один, два, три, четыре, пять! Трудно вам было без воздуха? Конечно, сразу хочется вдохнуть воздух! Человек не может жить без воздуха – если воздуха нет, он может задохнуться. Оглянитесь вокруг, вы видите воздух? Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать. Чтобы узнать о воздухе как можно больше перейдем в лабораторию и узнаем, какими чудесными свойствами он обладает. Прежде чем приступить к проведению опытов повторим правила поведения при экспериментировании.
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Внимательно слушай, посмотри, а потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!
4. После каждого опыта убери и на место положи.
Опыт 2. Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставив ладонь. Чувствуете воздух? Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки - это воздух).
Опыт 3. Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Как он возникает? (это движется воздух). Значит, что же находится вокруг нас? (воздух). Вы видите этот воздух? Значит он какой? (бесцветный, невидимый). А у воздуха есть запах? (нет).
Опыт 4. Возьмите корочку апельсина, помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином). Что же издает такой аромат: воздух или апельсиновая корка? (запах идет от корки). Закройте глаза, отгадайте, чем пахнет (предложить понюхать лук и чеснок). Скажите, воздух имеет запах? Как же мы чувствуем запахи? (они передаются по воздуху и мы их чувствуем)
Опыт 5. Возьмите маленький стаканчик. В нем что-нибудь есть? Переверните стаканчик вверх дном и опустите его в большой стакан с водой. Вода попала в стаканчик? (нет) Почему? Что ее не пускает? Что мешает воде? (в маленьком стакане воздух, который не дает воде занять место)
Физкультминутка «Ветерок».
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки на обеих ногах)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим мы на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Опыт 6. Посмотрите,ребята, к нам прилетели два воздушных шарика: один веселый, толстый, а второй худой, бледный. Почему второй шарик такой? (он сдулся, в нем нет воздуха). А что нужно сделать, чтобы он стал круглым и упругим? Возьмите воздушный шарик. Надуйте его, чтобы он стал упругим, и зажмите пальчиками. Теперь опустите шарик отверстием вниз и разожмите пальцы. Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они берутся? (из шарика выходит воздух)
Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с понятием атмосфера. Слово атмосфера означает «воздух вокруг Земли». Атмосфера состоит из множества слоев воздуха, окружающих нашу планету. За атмосферой начинается космос. Изменение погоды вызывается изменениями в атмосфере. Воздух нагревается лучами Солнца. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх, а вниз, ему на замену, опускается холодный.
Опыт 7. Давайте докажем, что теплый воздух действительно поднимается вверх. Для этого проведем опыт, который называется «Спираль в потоке теплого воздуха».
Помните, мы с вами резали круг так, чтобы он превратился в спираль. Я выбрала самый аккуратный круг, который повесила на нитку над камином. Посмотрим, что же произойдет. (Спираль вращается в потоке теплого воздуха, поднимающегося от камина, что доказывает: теплый воздух легче холодного и поэтому поднимается вверх). А, сейчас, давайте повторим все свойства воздуха, которые мы узнали: невидим, не имеет воздуха, может двигаться, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Наш воздушный шар начинает снижаться. Нам пора возвращаться в группу. Итак, отсчет времени от 10 до 1. Мы приземлились! Мне было интересно путешествовать с вами, экспериментировать.
Теперь вы знаете друзья,
Без воздуха нам жить нельзя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...