Ознакомление с семейными обычаями и традициями
статья на тему

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_semeynymi_traditsiyami_i_obychayami_1.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с семейными традициями и обычаями.

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

  • Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
  • Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

 Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. 
Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто.
Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.
Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.
Таким образом, основной 
целью нашей работы является возрождение семейных обычаев и традиций, через организацию клуба выходного дня «Зёрнышко».

            Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

  1. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;
  2. Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного общения.

Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на:

  • партнёрство детского сада и семьи,
  • активное участие родителей в воспитательном процессе;
  • формирование у родителей потребности в самообразовании;
  • обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.

Анкетирование родителей показал, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей.
Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе. Дошкольники знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать. 
Совместно с родителями был разработан план действий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями семей нашей группы:

месяц

тема

задачи

Описание традиции

сентябрь

1. Осенний семейный праздник

 

2. Выставка семейных поделок «Огородные чудеса»

 

 

-Знакомство с традицией обмена мнениями о прошедшем дне, трудовых и общественных делах, увиденном и услышанном за день семей Кати С. , Аркаши К., Иры Ф
-способствовать формированию дружеских внутрисемейных отношений;
-воспитывать умение договариваться, слышать друг друга;
-развивать нравственные черты: терпение, милосердие, доброту.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных; об увиденном и услышанном; о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение.

октябрь

1. Почитай мне, мама, сказку

2. Информационная брошюра от семей Вани В., Юры П. «Советуем почитать детям»

-Знакомство с традицией семейного чтения (семьи Вани В., Риты Т., Юры П.);
- способствовать формированию у дошкольников широты читательских интересов, избирательности и индивидуальности литературных пристрастий; 
- воспитывать желание читать книги, делиться полученной информацией;
-развивать представления о добре и зле, правдивости и лжи и т.д.

Сегодня дети стали недостаточно много читать. Очень жаль, что в современной России традиция семейного чтения практически утрачена. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.

ноябрь

1. Посмотрите все друзья, мы – спортивная семья.

2. Выставка семейных газет «Папа, мама, я - спортивная семья»

-Знакомство с традицией коллективных семейных прогулок семей Кати Х., Егора К., Насти З.;
- способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
- воспитывать привычку следить за своим здоровьем и здоровьем близких;
- приобщать к физической культуре семьи воспитанников.

В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки на велосипедах, на лыжах, совместные занятия спортом и т.д. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку.

декабрь

1. Новый год стучится в дверь

2. Мастер-класс семьи Дениса Р. «Как украсить комнату»

3. Мастер-класс семьи Арины Б. «Подарок своими руками»

-Знакомство с традицией отмечать события общенародного значения в семьях Дениса Р., Арины Б., Даниила Б.;
- способствовать формированию умения организовывать культурный отдых семьи;
-воспитывать желание самим делать подарки, поздравления и сюрпризы своим близким;
-развивать чувство любви и уважения к родителям, родственникам.

События общенародного значения - праздники, юбилеи, текущие важные события - касаются каждой семьи. Традиционно во всей нашей стране отмечают: Первое мая, День Защитника Отечества, День Победы и др. По-разному в семьях относятся к этим событиям:
1. дарят друг другу памятные подарки; 
2. организуют коллективный культурный отдых и т.д.
Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых.

январь

1. Очумелые ручки

2. Информационный стенд семей Насти З., Ани Б. «Как организовать досуг ребёнка»

-Знакомство с традицией организации досуга в свободное от учёбы и работы время в семьях Насти Б., Ани Б., Насти З.;
- способствовать формированию умения разумно использовать своё свободное время;
- воспитывать желание оказывать посильную помощь в семье;
- развивать чувство ответственности самоконтроля.

 В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия, или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Необходимо научить этому детей: установить и поддерживать правильный режим дня, распределить трудовые обязанности в семье, выполнять простые правила семейного и общечеловеческого общежития.

февраль

1. Именины.

2. Фоторепортаж семей Наташи Б., Жени Х., Андрея К. «В нашем доме – Именины»

-Знакомство с народной традицией отмечания именин в семьях Наташи Б., Жени Х., Андрея К.;
- способствовать формированию уважительного отношения к событиям семейного значения;
-воспитывать корректное отношение к чужому имени;
-развивать терпимость, понимание, доброжелательность.

Традиционное оформление событий семейного значения, праздников и других играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в обеспечении эффектности воспитания. 
Дети с интересом узнают значение своего имени, интересуются историей возникновения народной традиции – Именины, учатся уважительно относиться к чужому имени.

март

1. Мы за чаем не скучаем

2. Мастер-класс семьи Иры Ф. «Как красиво сервировать стол»

-Знакомство с традицией вечернего чаепития в семьях Иры Ф., Ани Б., Кати С.;
- способствовать формированию маленьких семейных традиций для укрепления семейного уклада;
- формировать осознанное отношение к семейному очагу, к старшему поколению;
- развивать чувство взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности и т.д.

Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. Вечером, когда родители вернулись с работы, а дети из детского сада или школы, приятно посидеть за общим столом и поделиться со своими родными успехами или неудачами. С раннего детства ребёнок должен знать, что родные ему люди всегда придут ему на помощь, окружат заботой, поддержат, помогут и т.д.

апрель

1. Игротека

2. Родительский круглый стол «Семейные игры» (обмен мнениями между родителями, советы друг другу, игры)

-Знакомство с традицией вечерних игр в семьях Вани В., Егора К., Аркаши К.,
- способствовать формированию и совершенствованию традиции совместных игр;
- воспитывать чувство юмора;
- развивать понимание необходимости правил и их выполнения.

Для формирования эмоционального мира детей (да и взрослых) надо развивать и совершенствовать такую семейную традицию, как совместные игры. Дети и родители, объединённые одной игрой, учатся радоваться чужой победе, с юмором реагировать на проигрыш. Совместные игры способствуют развитию эмоционально-насыщенного общения между детьми и взрослыми.

май

1. Ты цвети наш милый город

2. Мастер-класс семьи Кати С. «Как правильно вырастить рассаду»

3. Фоторепортаж семьи Насти З. «Цветочные фантазии»

- Познакомить с традицией семей Кати С., Насти З. - озеленять двор у своего дома,
- способствовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы;
- развивать желание беречь и защищать всё живое, что нас окружает;
- воспитывать ответственность, бережное отношение к природе;

Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей. Интересно наблюдать, как растёт и развивается посаженный тобой саженец. Ухаживая за ним каждый день, ребёнок научится беречь и защищать всё живое. Малыш никогда не поднимет руку для того, чтобы просто так сорвать цветок или сломать ветку, обидеть животное.

Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети. Реализуемая нами форма взаимодействия детского сада и семьи – клуб выходного дня - оказалась наиболее эффективной для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Клуб выходного дня позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач. 
По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т.д. по отношению к своим родным, близким. 
В нашей группе также сформировались маленькие традиции:

  • раз в месяц мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;
  • родители, по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга;
  • в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;
  • каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т.д.;
  • ещё одна замечательная традиция родилась весной: под девизом «Березке» (по названию детского сада) новый зеленый наряд!» родители и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.
  • Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с семейными обычаями и традициями

План работы для воспитателей по месяцам в старшей группе, поможет в разработке мероприятий по ознакомлению  детей с семейными традициями...

Семейные обычаи и традиции.

Семейные традиции и обычаи....

Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Семейные обычаи и традиции как средство воспитания любви к Родине»

Статья раскрывает один из аспектов патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Досуг по нравственно-патриотическому воспитанию с родителями в подготовительной группе «Семейные обычаи и традиции на Руси».

Цель: формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных ...