Проект «Друзья светофора»
проект (средняя группа) на тему
Цель: Формирование навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ppd.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Друзья светофора»
Актуальность.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Сохранение жизни детей – основная цель всего взрослого населения, поэтому актуальность проблемы очевидна.
Для достижения данной конкретной цели и решения данной конкретной задачи необходимо использовать все многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. ФГОС говорят о том, что образовательная деятельность по данной образовательной области осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
В рамках реализации работы в этом направлении, мною был разработан образовательный проект «Друзья светофора». Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Гипотеза - усвоение основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться эффективнее, если:
1) педагог будет использовать принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
2) педагог будет использовать инновационные формы и методы, обеспечивающие умение решать проблемные ситуации по основам безопасности жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Расширены представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Развиты умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышены активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Развиты интегративные качества:
«любознательный, активный» через заинтересованность новым в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;
«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Технологическая карта работы над проектом
Название проекта - «Друзья светофора».
Тема проекта: «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».
Вид проекта - информационно-практико-ориентированный
Состав участников: Педагог, дети, родители.
Проблемное поле проекта: Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
Цель: Формирование навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте.
Задачи:
- Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
- Занятия с использованием разнообразных форм работы с детьми, интересного наглядно-дидактического материала. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации имеют интегративный характер.
- Работу по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности необходимо вести не только по факту, но и при каждой возможности, в любой из режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам в различных режимных моментах. С этой целью создана предметно-развивающая среда, организовано педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка.
- Взаимодействие с родителями.
Формы работы с родителями: анкетирование; беседы; папки-передвижки; памятки консультации; индивидуальные беседы; родительское собрание; привлечение к изготовлению атрибутов для игр
Описание продукта, полученного в результате проекта
Выставки рисунков, поделок.
Создание совместно с родителями макета «Улицы нашего посёлка».
Итоговые мероприятия «Красный, желтый, зеленый», «Светофорик», «В гостях у Светофора»
Интеграция образовательных областей
Название образовательной области | Задачи | Содержание |
Социально – коммуникативное развитие | уточнять и расширять знания об элементах дороги, о движении транспорта, о дорожных знаках, работе светофора; продолжать знакомство с правилами поведения пешеходов и пассажиров транспортного средства; знакомить с основами безопасности и правилами поведения на улице; формировать потребность вести себя в соответствии с общественными нормами; формировать знания о труде водителя, сотрудников ГИБДД. | беседы, рассказы воспитателя; рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры; целевые прогулки. |
Познавательное развитие | развивать любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. | беседы, рассказы воспитателя; рассматривание картин, плакатов, иллюстраций, тематических картинок; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; целевые прогулки; экспериментирование, моделирование, конструирование. |
Физическое развитие | знакомить с играми - эстафетами по правилам дорожного движения; развивать двигательную активность. | подвижные игры, игры – эстафеты по ПДД. |
Художественно - эстетическое развитие | формировать умение составлять устный рассказ по сюжетной картинке; продолжать развивать навыки театрализованной деятельности; развивать самостоятельную творческую деятельность детей. | чтение художественной литературы; составление устных рассказов по сюжетной картинке; отгадывание загадок; продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация); театрализованная деятельность |
Речевое развитие | обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи | пересказ отрывков из художественных произведений; сюжетно – ролевые игры. |
Этапы работы
- . Погружение в проект
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Планирование деятельности
Подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, наблюдение за движением транспорта и работой водителя, знакомство с литературными произведениями
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Воспитательно – образовательная работа по основам безопасности жизни строится таким образом, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Учебно-воспитательный процесс я строю по трем видам деятельности: формирование теоретических знаний (вербальная информация); самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач); практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте.
4. Презентация результатов
5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Организационные формы работы над проектом
Непосредственно образовательная деятельность: «Красный, желтый, зеленый», «Светофорик», «В гостях у Светофора»
Наблюдение за проезжающим транспортом во время прогулок.
Экспериментирование, моделирование: «Почему колесо круглое?», «Тонет – не тонет», «Грузовик, трактор»
Конструирование: «Такие разные машины», «Конструкторское бюро»
Дидактические игры: «Угадай транспорт», «Мы – водители», «Подумай — отгадай», «Законы улиц и дорог», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Наша улица», «Наш друг постовой», «Угадай знак».
Настольно-печатные игры: «Летит, плывёт, едет», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «За рулём», «Красный, жёлтый, зелёный».
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Пассажиры», «Автобус».
Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Машины», «Светофор», «Мы юные автомобилисты», «Стоп», «Пешеходы и водители».
Игры на макете улиц: «Найди безопасный путь», «Где мое место?», «Путаница», «Выполни поручение», «Повороты», «Как проехать?».
Самостоятельная работа детей: игры в уголке ПДД с различными моделями транспорта, макетом улицы; наблюдение за машинами; продуктивная деятельность в уголках изодеятельности, конструирования; работа в книжном уголке; рассматривание плакатов, картинок, предметных картинок; использование дидактических и настольно – печатных игр; организация сюжетно – ролевых и подвижных игр.
Работа над проектом закончена, но процесс формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности, профилактики ДТП продолжается. За время проведения проекта в группе созданы условия для формирования у дошкольников системы знаний безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети стали обращать внимание не только на свое поведение на улице, но и на поведение своих сверстников. Формируются устойчивые знания и практические навыки в вопросах соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
К концу проекта у воспитанников сформировались следующие качества:
умение решать дорожно-транспортные ситуации;
наличие знаний правил дорожной безопасности;
умение быть пешеходом, способным безопасным путем ходить в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Друзья светофора»
Цель: Познакомить детей с пешеходным светофором и его сигналами. Закрепить и уточнить знания детей о трехцветном светофоре и расширить словарный запас детей в игре « Подбери слова к сигналу».Обо...
«Конспект занятия по ПДД для 2 младшей группы: «Маленькие друзья светофора»»
«Конспект занятия по ПДД для 2 младшей группы: «Маленькие друзья светофора»» ...
Конспект занятия по ПДД для 2 младшей группы "Маленькие друзья светофора"
Образовательные задачи:Развивающие: развивать речь детей, мышление, память, внимание.Воспитательные: воспитывать умение быть вежливыми, внимательными по отношению друг к другуУчебные: дать детям ...
Комплексное занятие по формированию знаний у детей о правилах дорожного движения в старшей группе на тему: "Наши друзья - светофор и дорожные знаки"
Продолжать учить детей узнавать дорожные знаки и сигналы светофора. Безопасность дете- прежде всего...
Конспект занятия по ПДД «Маленькие друзья светофора» для младшей группы (3-4 г.)
Развивающие задачи:Развивать речь детей, мышление, память, внимание.Воспитательные: Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными в отношении друг к другуУчебные: Дать детям знания о том, где и как...
"Маленькие друзья светофора"
Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе ....
Проект по ПДД "Друзья светофора"
Очень важно довести знания по ПДД у детей дошкольного возраста до автоматизма, в целях предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Данный проект представляет комплекс мероприятий, увлек...