Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Интегрированное занятие по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
ЦЕЛЬ: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).
ЗАДАЧИ:
-Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане...».
- На примере музыкальных фрагментов «Сказка о царе Салтане» русского композитора Н.А. Римского – Корсакого познакомить детей со способами передачи музыкой характеров героев, природных явлений и эмоций.
- Учить воспринимать музыку - как живое образное искусство рожденное жизнью.
- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами.
- Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
по произведению А.С. Пушкина
"Сказка о царе Салтане…"
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовил |
музыкальный руководитель |
Ахмедова Н.А. |
Интегрированное занятие по произведению
А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане…"
для старшего дошкольного возраста.
ЦЕЛЬ: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).
ЗАДАЧИ:
-Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина на примере «Сказки о царе Салтане...».
- На примере музыкальных фрагментов «Сказка о царе Салтане» русского композитора Н.А. Римского – Корсакого познакомить детей со способами передачи музыкой характеров героев, природных явлений и эмоций.
- Учить воспринимать музыку - как живое образное искусство рожденное жизнью.
- Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами.
- Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.
Материалы и оборудование: выставка книг А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского – Корсакого, бумага для рисования, карандаши и краски по количеству детей, оборудование для презентации. Зал украшен по мотивам сказок А.С. Пушкина.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети свободно проходят в зал, рассматривают украшения, рассаживаются.
Музыкальный руководитель: Добрый день! Сегодня я рада приветствовать вас снова в нашем музыкальном зале. Музыка - язык чувств и сегодня она нас унесет далеко-далеко в волшебный мир звуков. Мы с вами побываем в сказке, да не в простой, а в музыкальной! Но у любой сказке, даже у музыкальной, есть авторы. Попробуйте угадать о чьей сказке мы будем сегодня говорить?
Дети рассматривают убранство зала, отвечают.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Автор нашей сказки А.С.Пушкин великий русский поэт (Слайд №1).Он родился 6 июня 1799 года в районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов - французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок. Уже в пять лет написал первые стихи и оставил вам большое наследие своего творчества (Слайд 2).
Музыкальный руководитель: Ребята, а кто пишет музыку для сказок?
ДЕТИ: Композитор
Музыкальный руководитель: А я исполняю эту музыку, кто я?
ДЕТИ: Исполнитель.
Музыкальный руководитель: А кто вы, ребята?
ДЕТИ: Слушатели.
Музыкальный руководитель: И вас я считаю благодарными слушателями.
Великий русский композитор (Слайд 3) Николай Андреевич Римский – Корсаков написал сказочную оперу "Сказка о царе Салтане…" на пушкинский текст в год столетия со дня рождения А.С. Пушкина.
Опера - это музыкальное произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. Вы слышите призывные звуки трубы? Они зовут нас, приглашая к началу сказки. Теперь я предлагаю вам прослушать музыкальный отрывок (Слайд 4, 5).
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму — и в щель забился.
( звучит фонограмма "Полет шмеля")
Музыкальный руководитель: Я вижу, вы узнали эту музыку. Слушая ее легко, наверное, представить маленького и юркого шмеля.
ДЕТИ: Музыка кружится мелодия забавная (Рукой показывают траекторию полета шмеля - спираль)
Музыкальный руководитель: Скажите, в исполнении какого инструмента вы услышали это произведение.
Дети: скрипка.
Музыкальный руководитель: как называется одновременное звучание разных инструментов?
ДЕТИ: оркестр.
Музыкальный руководитель: Первое чудо города Леденец – белочка. Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. Песенка белки – это русская народная песня "Во саду ли, в огороде" (Слайд 6).
В музыке белки есть «присвисточка». Её исполняет музыкальный инструмент с забавным названием: «флейта – пикколо», что в переводе с итальянского языка означает маленькая флейта. Голос у флейты – пикколо тонкий, высокий и немножко свистящий, прозвучала музыка очень светлая прозрачная. (Звучит фонограмма «Белка»).
Музыкальный руководитель: А сейчас мы с вами немного разомнемся (проводится физкультминутка под фонограмму «Белка»)
Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
Музыкальный руководитель: Следующее чудо "Сказки о царе Салтане" – вы угадаете сами (звучит фонограмма «Богатыри»)
Дети отгадывают.
Музыкальный руководитель: Правильно! Тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца. Море вскипает, бушует, плещет, и постепенно из него появляются богатыри. Музыка их мужественная, торжественная, похожа на марш (Слайд 7, 8). Она рисует гордую поступь богатырей.
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
(Звучит фонограмма «Богатыри»).
(Звучит фонограмма "Царевна лебедь")
Музыкальный руководитель: О чем рассказала музыка? (обратить внимание - на плавную, напевную мелодию, похожую на взмахи крыльев сказочной птицы) (Слайд 9, 10). Она - то взлетает в воздух, то падает вниз. На тихом море, плещущие под легким ветерком. Следующее чудо города Леденца – прекрасная Царевна – Лебедь. Обратите внимание: как переливаются цвета, как появляется из перьев лицо царевны, как она на глазах превращается из птицы в девушку. Царевна эта необычайная, волшебная. Это и человек, и птица. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная. Мелодия похожа на взмахи крыльев сказочной птицы. А когда птица превращается в девушку, в её музыке звучит русская народная мелодия «На море утушка купалася».
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Снова звучит фонограмма "Царевна лебедь")
Музыкальный руководитель: Мы с вами сегодня познакомились со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и оперой Н.А. Римского – Корсакого. А вы знаете, что музыку можно не только услышать, но и увидеть, нарисовать. Я предлагаю вам сейчас превратиться в художников и нарисовать тот эпизод сказки, который вам больше всего понравился и запомнился.
Дети рисуют картины, фоном звучит симфоническая сюита «Три чуда».
Музыкальный руководитель: вам понравилась сказка? И мне с вами было очень интересно. А все сказки заканчиваются добром, весельем. Я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное. А если дружат музыка и дети - ничего прекрасней нет на свете.
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-414191-1400335663.jpg)
Интегрированное занятие по произведению В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"
Не случайно обратилась к проблеме выбора в любой жизненной ситуации.В соответствии с требованиями ФГТ и ФГСО ребенок должен уметь осознанно и самостоятельно делать свой выбор, в перспективе- стр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-251332-1426511249.jpg)
Интегрированное комплексно-тематическое занятие "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова
Занятие предназначено для детей 6-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-776887-1545029477.jpg)
Интегрированное занятие на тему "Ветер по морю гуляет..."(Отрывок из сказки А.С.Пушкина "сказка о царе Салтане"Море)
Занятие проводиться с использованием игровых и электронно-образовательных технологий с элементами рисования...
Интегрированное занятие по произведениям К. Айвазовского и Н. Римского-Корсакова
Цель: Воспитание гармоничного высоконравственного человека. Задачи:Воспитывать интерес и желание познавать культурное наследие страны...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/17/picture-1323920-1631871073.jpg)
Интегрированное занятие по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга"
Конспект интегрированного занятия по произведению П.И.Чайковского "Баба Яга" для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-499270-1573566365.jpg)
Интегрированное занятие по произведениям Н.Носова
На этом итоговом занятии мы обобщаем и систематизируем знания детей о произведениях Н.Носова. которые изучали в течении длительного времени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-1373878-1640192082.jpg)
Конспект занятия по рисованию "Три чуда" по произведению А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане".
Конспект может быть использован воспитателями старших групп при знакостве с произведением А.Пушкина "Сказка о царе Салтане", а также при знакомстве с творчеством композитора Н.А.Римско...
- Мне нравится (1)