Практический материал для родителей.
консультация (средняя группа) на тему

В этой папке подобран практический материал. Который родители в домашних услових играют с детьми . Тем самым у их детей развивается мелкая моторика. Развивается реч. Ведь все это взаимосвязано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditeley.doc334.5 КБ
Файл igry_na_kuhne.docx20.49 КБ
Файл igry_na_kuhne.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры

для  развития

мелкой  моторики

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в  речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп, всевозможных реабилитационных центров и консультаций для родителей.

  Исследованиями установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее  от пальцев.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

При этом необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

Таким образом, развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Важным средством развития тонкой моторики рук служат игры с предметами, поскольку именно в них заложена предметно-манипулятивная деятельность.

Игры с предметами благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые им.Для большого успеха развития мелкой моторики у детей необходимо закрепление ручных умений дома.

                             Игры с бельевыми прищепками.

Цель игры: развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук.

Оборудование: бельевые прищепки разного цвета, шаблоны из цветного картона.

Ход игры: детям предлагается прикреплять прищепки к шаблонам.

Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику (елке), дождик к тучке, травку к земле и тому подобное).

Правила могут быть разные:  собери на скорость (кто быстрее), собери по цвету. Справившемуся с заданием выдавалась фишка-жетон, и ребенок приступал к следующему заданию. Для поддержания интереса к играм сопровождали игры стихотворными формами.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки

.

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) 

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

По окончанию игры .

Игры с нитками  (цепочками).

Цель игры: развивать точность движений рук, развивать соотносящие действия.

Оборудование: Картон или бархатная бумага с изображением контуров различных предметов, шерстяные нитки или цепочки.

Фишки  для победителя.

Ход игры:  Ребенку предлагается выложить контур цепочкой или цветной ниткой. Дети выбирают себе шаблоны, ведущий начинает отсчёт.

Кто быстрее и аккуратнее выполнит задание, тот победит!

В качестве приза можно поощрить фишкой. Далее дети меняются контурами и игра продолжается. Возможен более сложный вариант, когда дети выкладывают изображения по памяти или придумывают свои.

Игры с пуговицами.

Цель: познакомить с указательным типом хватания, развивать координационные действия обеих рук, развивать точность движений.

Оборудование: пуговицы разного цвета и размера, предметные картинки.

Ход игры: Ребенку предлагается заполнить пуговицами тело неваляшки, медвежонка. После того, как ребенок научился выполнять это задание, предлагали ему выкладывать контур изображения. Затем ребенок мог самостоятельно придумывать изображения и выкладывать их.

Выложенные изображения также сопровождались стихотворениями:

Юла развеселилась

И танцевать пошла.

Как ветер закружилась

Поющая луна.

Игры с решеткой для мойки.

 «Паучки»

Цель:  развивать координационные действия обеих рук, действовать целенаправленно последовательно.

Оборудование: решетка для мойки, пуговицы, игральный кубик.

Ход игры:  

В начале игры размещаем паучков-пуговичек с боку в самом низу

(Это старт).

Один из игроков бросает кубик. После этого делает ход на столько клеточек, сколько выпало у него на кубике. Затем дети бросают кубик по очереди и проделывают все те же действия. Выигрывает тот,  чей паучок придет  первый к финишу.

                                                «Зоопарк»

Цель:  развивать координационные действия обеих рук, действовать целенаправленно последовательно.

Оборудование: решетка для мойки (обычно она состоит из множества клеточек).

Ход игры:  

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно, то одной, то другой рукой, а можно  и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходил

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Выигрывает  тот, кто назвал большее количество животных зоопарка и, следовательно, сделал больше шагов.



Предварительный просмотр:

                        Развитие ручной умелости в семье.

                      (советы и рекомендации родителям)

   У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы.  В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников?  Может быть в том, что родители стали меньше говорить со своими детьми, ведь многие из них страшно заняты на работе? Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).     Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

   А ведь известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами.  Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное - речь.  Огромная роль в развитии тонких движений пальцев рук принадлежит семье.  Очень важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, не только в детском саду, но и дома.

      Поэтому предлагаю вниманию родителей игры и упражнения на развитие ручной умелости, которые они могут организовать с ребенком в домашних условиях.

                                               

                                 

                                       Игры на кухне

 • «Мамины помощники»

 Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением обеда или ужина. Малыш крутится возле Вас.

 Предложите ему:

 - перебрать горох, гречку, рис, пшено;

 - пересчитать и разложить столовые приборы;

 - составить узор или картинку из макарон;

 - вылепить фигурки из теста;

 - украсить бутерброды;

 - придумать «вкусные» слова;

 - назвать предмет, которым режут овощи, моют посуду;  

 Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 • «Волшебные палочки»

 Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает на столе простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, треугольники дополнят его изображения.

                                   

                                    Вечерние игры

 • раскраски - раскрашивание изображений;

 • трафареты - обводить по контуру и раскрашивать или вырезать;

 • «рвакля» - рвать, мять, сгибать старые газеты, бумагу;

 • с водой, в воде – пускать пузыри, играть с губками, слушать музыку воды;

 • разные виды конструктора, мозаика, пазлы – собирать, соревноваться с папой, мамой или другими членами семьи;

 • клубочки – сматывать нитки в клубочки (помоги бабушке)

 • «грибник» - собирать игрушки с закрытыми глазами и др.

               Мастерская Золушки (Самоделкина)

 • Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

 • Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц.

Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи)

 • Из кнопок, особенно из цветных, получаются необычные картинки.

 • Предложите ребенку собрать бусы, браслеты из бусинок, бисера для мамы, сестренки или куклы.

 • У папы всегда найдется мягкая проволока, научите ребенка ее скручивать и создавать маленьких человечков и фигурки животных.

 • Из природного и бросового материала можно сделать множество различных поделок.



Предварительный просмотр:

                        Развитие ручной умелости в семье.

                      (советы и рекомендации родителям)

   У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы.  В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников?  Может быть в том, что родители стали меньше говорить со своими детьми, ведь многие из них страшно заняты на работе? Да и сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).     Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

   А ведь известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами.  Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное - речь.  Огромная роль в развитии тонких движений пальцев рук принадлежит семье.  Очень важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности, не только в детском саду, но и дома.

      Поэтому предлагаю вниманию родителей игры и упражнения на развитие ручной умелости, которые они могут организовать с ребенком в домашних условиях.

                                               

                                 

                                       Игры на кухне

 • «Мамины помощники»

 Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением обеда или ужина. Малыш крутится возле Вас.

 Предложите ему:

 - перебрать горох, гречку, рис, пшено;

 - пересчитать и разложить столовые приборы;

 - составить узор или картинку из макарон;

 - вылепить фигурки из теста;

 - украсить бутерброды;

 - придумать «вкусные» слова;

 - назвать предмет, которым режут овощи, моют посуду;  

 Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 • «Волшебные палочки»

 Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает на столе простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, треугольники дополнят его изображения.

                                   

                                    Вечерние игры

 • раскраски - раскрашивание изображений;

 • трафареты - обводить по контуру и раскрашивать или вырезать;

 • «рвакля» - рвать, мять, сгибать старые газеты, бумагу;

 • с водой, в воде – пускать пузыри, играть с губками, слушать музыку воды;

 • разные виды конструктора, мозаика, пазлы – собирать, соревноваться с папой, мамой или другими членами семьи;

 • клубочки – сматывать нитки в клубочки (помоги бабушке)

 • «грибник» - собирать игрушки с закрытыми глазами и др.

               Мастерская Золушки (Самоделкина)

 • Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

 • Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц.

Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи)

 • Из кнопок, особенно из цветных, получаются необычные картинки.

 • Предложите ребенку собрать бусы, браслеты из бусинок, бисера для мамы, сестренки или куклы.

 • У папы всегда найдется мягкая проволока, научите ребенка ее скручивать и создавать маленьких человечков и фигурки животных.

 • Из природного и бросового материала можно сделать множество различных поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для родителей "Творческие задания по искусству и изобразительной деятельности"

Материал содержит практические рекомендации для родителей по изобразительной деятельности и искусству....

Практический материал для родителей "О чем можно поговорить с ребенком по дороге домой осенью".

Данный материал поможет родителям в общении с ребенком.Идя домой можно поговорить об осенних приметах,задать вопросы,загадать загадки....

Практический материал для родителей

В помощь родителям для закрепления учебного материала детьми....

Практический материал для родителей по использованию массажеров

Рекомендации по использованию массажера су-джок  в развитии мелкой моторики рук детей. Массаж пальцев рук «Су-джок»....

Практический материал для родителей старшей группы «Игры по математике»

Практический материал для родителей старшей группы«Игры по математике»...

Рекомендации и практический материал для родителей "Игры выходного дня"

В прилагаемом материале представлена подборка дидактических игр на развитие познавательной сферы детей 3-6 лет...