«Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»
материал на тему
Задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, при этом способствуя оздовлению и здоровьесбережению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ritmika.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
Доклад
«Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников»
Подготовила
Иванова Жанна Петровна,
музыкальный руководитель
г. Покачи
2013
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.
Одним из путей такого направления работы мы увидели в развитии темпо-ритмических, ритмо-пластических и речедвигательных способностей дошкольников с помощью дополнительного образования по ритмике и хореографии.
Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Она базируется на огромном арсенале движений. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно–сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Профессор Женевской консерватории Э.Ж. Далькроз замечательно сказал по поводу проведения с детьми занятий по ритмике: «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости... Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость».
Ритмика и хореография для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки. Прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются выработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный ими в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны, точны. На сцене или спортивном помосте они держатся легко, непринужденно, раскрепощено, кажется, не затрачивая при этом особых сил и энергии.
Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти – вот неполная характеристика красивого движения.
Для чего детям необходимы эти красивые движения, для чего нужно формировать двигательную культуру ребенка? Не проще ли научить его бегать быстрее, прыгать и метать дальше и выше, перебрасывать мяч и т.д.? Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Замечено, что красиво двигающийся человек более свободен, легок и прост в общении. Он хозяин своего тела.
В системе дошкольного физического воспитания необходимо уделять внимание задачам формирования у детей: базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.
Существуют специальные методики постановки правильных красивых движений. Это хореографический тренинг, различные танцы и, конечно, ритмика во всех ее видах.
На занятиях ритмикой и хореографией идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его звеньев. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напряжен при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать двигательный образ. Занятия ритмикой и хореографией в большей степени способствуют развитию как моторной, так слуховой и зрительной памяти. Это происходит естественно в сочетании с другими задачами физического воспитания.
Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении
Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики и хореографии (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), остаются на всю жизнь.
Занятия по ритмике и хореографии в ДОУ проводятся как с детьми массовых, так и коррекционных групп.
Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:
- Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких.
- Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела.
- Недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
- Несформированность планирующей функции речи.
Общеизвестно, что музыка снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно. Использование дополнительного образования в качестве занятий по ритмике и хореографии в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и:
- Способствует повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.
- Создает условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
- Формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
Также активно применяется театрализация на занятиях по ритмике. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Для развития мелкой моторики рук применяется пальчиковая гимнастика, как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально-двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание и т.д.
Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой совокупность средств физического воспитания, музыки, игры–драматизации и содержания сказок, обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности дошкольников.
Сказки - это первые литературные произведения, к которым прикасается каждый ребенок в период дошкольного детства. Сказка активизирует его воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Сюжетно-ролевая ритмика представляет собой систему физических упражнений, преимущественно образного характера, выполняемых поточным методом в их гармоничном согласовании с музыкой и содержанием сказок, на основе которых строятся сюжеты занятий.
Таким образом, занятия ритмикой и хореографией в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у дошкольников наблюдается:
- Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
- Повышение интереса детей к речевой деятельности
- Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
- Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в детском саду.
Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психогимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т.п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный опыт, а также способствовать оздоровлению и сохранению самого ценного, что есть у наших детей – их здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются ...
Значение хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
Представлен опыт работы по укреплению здоровья дошкольников посредством хореографии....
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"
Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...
Общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания дошкольников, их роль и значение.
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...
Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья сочетаются с решением образовательных задач....
Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников
хореография в детском саду...