Этика общения дошкольников. Самостоятельность общения
материал (старшая группа) на тему

Лежнева Людмила Петровна

Проявление  самостоятельности дошкольников  в  общении с другими детьми группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika._samostoyatelnost.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Юго- Восточное  управление министерства

образования и науки  Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГБОУ  СОШ №2 СП д/с "Солнышко"

Методическая  разработка по организации

воспитательно- образовательной работы среди

детей  дошкольного возраста

Конспект по этическому  воспитанию детей

На тему: «Этика  общения дошкольников. Самостоятельность»»

Автор: Лежнева Людмила  Петровна,

       воспитатель; группа №11

Нефтегорск, 2015

Содержание:

1. Введение. Этика  в  общении  дошкольников                                        2-3

2. Основная  часть. Самостоятельность в  общении  дошкольников       3-7

3. Беседа с  детьми  «Учись  думать и поступать по- своему»                 7-8

4. Дополнительные  игры на развитие самостоятельности в коммуникации между дошкольниками                                                                                              9

5. Заключение                                                                                                10

6. Используемая  литература                                                                        11

Введение

Этика в общении дошкольников.

Мораль или  нравственность- один  из  основных  способов  регуляции  деятельности  человека. Систему  норм  правильного  поведения человека  определяет  этика. Старший  дошкольный возраст- период  не  только  интеллектуальный,  но  и  социальной  подготовки  к  новому  статусу  ребенка, что  предполагает  усвоение  этических  норм, принятых  в  обществе. То, что  будет  заложено  в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее. Сегодня  мы  говорим  о  необходимости  возрождения в   обществе  духовности  и  культуры, что  непосредственно  связано  с  развитием  и  воспитание ребенка  до  школы.

       В  детстве  усвоение  социальных  норм  происходит  сравнительно  легко. Дошкольный  возраст- период  активного  познания   мира  и  человеческих  отношений, формирования  основ  личности  будущего  гражданин.

       Чем  младше  ребенок, тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение. Осознание  критериев  морали происходит намного  позднее, чем  формируются  нравственные  чувства  и  алгоритм  социального  поведения. Этическое  воспитание  необходимо  строить таким образом, чтобы  развить  у  детей  положительное  эмоциональное  отношение  к  близким  и  сверстникам,  окружающему  миру. Направленность   переживаний  ребенка на  эмоциональное  состояние  взрослого, в  первую  очередь  родителей  и  сверстников, способствует  проникновению  в  их  внутренний  мир, установлению  доверительной  связи   с  ними.

      Под  нравственным  развитием  понимается  формирование  у  детей «нравственной  шкалы отношений», с  помощью  которой  он  может «измерить»  свои  и  чужие  поступки  с  общечеловеческих  позиций  добра  и  зла и  не  только  оценить, но и  подчинить  свое  поведение нравственным  нормам. Плавным  двигателем  нормативного  поведения  становятся  не мотивы, основанные на  страхе  наказания  или   получения  положительного  подкрепления, а  мотивы бескорыстного доброжелательного  отношения  к  другому, эмпатия, ценность совместной  деятельности.

      Первые  формы  социального  контакта- улыбка, комплекс  оживления, возникают  инстинктивно   на  появление  взрослого с самого детства. Последующее  развитие  и  дифференциация межличностной  коммуникации  является  необходимым  условием  полноценной  жизни  человека. Развитие  личности  происходит  по  двум  направлениям:  - социализация (присвоение  общественного опыта);   - индивидуализация (развитие  самостоятельности  в  принятие  решении и  в  организации  своей деятельности).

         Наряду с эстетикой этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей дошкольного возраста (Т. В. Антонова). В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелательности, учтивости и пр.

        Свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.

       

        Общение со сверстником приобретает особый смысл. Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.

Основная  часть

Самостоятельность в  общение дошкольников

Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

       Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
          Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

        Вопросы самостоятельной деятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важность координации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:

1) сначала дети излагают уже изученный материал;

2) затем детям предлагается ответить на вопросы;

3) после этого дети учатся обобщать знания.

       Процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

       Если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем.

      В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

         Самостоятельная деятельность - это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, в связи с этим её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

         Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.

      М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.

         В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
       Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни

Важными показателями социальной компетентности ребенка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами; умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью социальной компетентности является компетентность ребенка в бытовой сфере.

Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.

       Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

          По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.

Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.

        Одним из общих факторов позитивного общения между детьми считается “субъективная активность личности”, представленная в виде самостоятельности-качества, несомненно, необходимого для развития личности ребенка. Самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей в семье

        Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность

        Формирование самостоятельности в совместной деятельности зависит от наличия в отношениях детей устойчивой доброжелательности (как преобладающего стиля общения в группе), а также от овладения умениями устанавливать взаимодействие. Необходимо постепенно формировать у детей умения сотрудничества сначала в небольшой группе (2—3 ребенка), а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной организации совместной деятельности: умению определить общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить результат.
        Следует развивать стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитывать привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедрять элементы взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному воспитателем заданию — все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать самостоятельными.

Беседа с  детьми  «Учись  думать и поступать по- своему»

Цель: Развить  в  детях  чувство  собственного  достоинства, самостоятельности, независимости  в  интеллектуальных  и  физических  действиях, сохраняя  доброжелательные  отношения  между  сверстниками, стремление  радоваться  успехами  другого.

Словарь: независимый, думаю и делаю сам.

Ход  беседы:

Педагог. – Чем  мы  отличаемся  внешне? (Цветом  глаз, волос, формой  лица, ростом и  т.д.). – А  могут  ли  быть  люди  одинаковыми? (Только  близнецы).

-А  это  хорошо,  что  все  мы  разные? А  как  вы  думаете  интересы  у  людей  тоже  разные  или  у  всех  одни  и  те же? Да, они  могут  интересоваться  одним  и  тем же, но  в  основном  интересы  разные: Я люблю  петь, а  ты….. (ответы  детей).

- Это  замечательно, это  интересно: один   поет, другой  рисует…

- Если мы  все  разные  внешне  и интересы  у  нас  разные, в  поступках  и  действиях  мы  тоже  отличаемся  друг  от  друга?

- Проверим: 1. Кто  быстрее  считает (задачка);

                     2. Кто  поет  лучше (просим  детей  спеть);

                     3. Кто  выразительнее  прочитает  стих;

                     4. Кто  быстрее  выложит  красивый  узор  из  палочек;

                     5. Кто  быстрее  сложит  фигурку  из  бумаги.

( Каждое  из  заданий  должно  быть  рассчитано на  успех  разных  детей).

Каждый  человек  что- то  умеет  делать  лучше  других,  и  мы  должны  этому  радоваться, потому  что, если  все  всё умеют  одинаково, тогда  нам  нечем будет  радовать друг  друга  и  нечем будет  восхищаться.

- Каждый  из  вас  имеет  свое  мнение, отличающееся  от других, и каждый стремится его отстоять. Поэтому  не редко бывают  ссоры. Давайте  подумаем, как же нам  и  иметь и выражать свое  мнение, и избегать ссор в  группе? (слушать, неперебивать собеседника и делать первый шаг к примирению самому).

- Правильно ребята, даже  если  вы  вдруг поссорились  со своим другом, нужно не ждать действий от него, а  самим сделать первый  шаг к  дружбе. Выслушать друг  друга, вспомнить  речевку  и  выполнить жест  «мирилочку» (два  мизинца скрещиваются и  произносятся  слова «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».

- Хочется  ли  тебе  быть  похожим  на  других  детей? Чем  и  на  кого вы  хотели  бы  быть  похожи? Когда  это  хорошо  и полезно? (когда  ты  хочешь  научиться  лепить, рисовать, считать, трудится  так же хорошо).

- Ведь, если  ты  не  будешь  на  математике  считать сам, а  посмотришь  ответ  у  друга, научишься  ли  ты  считать? Или на  рисовании  придумываешь  узор не сам, а  делаешь  точно  так же, как  твой  сосед, научишься  ли  ты  сам  придумывать  узоры? (Нет).

Каждый  ребенок  сам придумывает и  рисует красивый  узор. Затем  дети ходят по  группе  и  самостоятельно  выбирают  место для него.

- Вывод:  Если  ты  не  думаешь  самостоятельно на  математике, ты  не научишься  считать. Что  выбираете вы, думать самому  перед  тем, как  что- то сделать, или сделать как  все?!

Игра  «Море  волнуется»

Задача  сделать  фигуру, не  похожую  на  других. Приз  получает  тот, кто  выйграет  три  раза  подряд.

Вывод беседы: Учись  думать  и  делать  по- своему. Не  хвастай, если  ты  лучше  других  делаешь  что- то. другие  лучше  тебя  умеют  делать то, что не умеешь ты.

Дополнительные  игры на развитие самостоятельности в коммуникации между дошкольниками

 «Поздороваться носами»

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«На одну букву»

Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3

"Поздороваться за руку с максимальным количеством людей"

 Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

«Я никогда не…»

Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

"Представиться по-разному"

 Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

«Личная общая  аппликация»

Каждый  ребенок   делает  свою аппликацию (домик, цветочек, дерево и т.д.). Затем, с помощью воспитателя, все аппликации детей  собираются на  большом листе бумаги (ватмане) в общую картину- аппликацию.



Заключение

       В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.

        В связи с этим проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

        Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.

       Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

       В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

“Самостоятельность” - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.

Используемая  литература:

  1. И. Ф. Мулько., «Этика  для  детей  5-7 лет. Методическое пособие»., Из.: Творческий  центр Сфера., Москва., 2009 г.
  2. Е. Б. Боровкова, Н. И. Водина., «Формирование  нравственного  здоровья  дошкольников. Занятия, игры, упражнения»., Из.: Творческий  цент Сфера., Москва., 2003 г.
  3. К. П. Кузавкова., «Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста» Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь., 1975 г.

4. Л. И. Каплан., «Первые проявления самостоятеьности. Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер»..-Москва., 1980 г.

  1. Г. Н. Година., «Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений. Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст»., Под ред.В.Г Нечаевой, Москва., Из.: Педагогика, 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста»

Опыт работы " Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста" основан на педагогической технологии О.М.Ельцовой "Организация полноценной речевой деятельно...

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через НОД и самостоятельную деятельность.

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методичес...

Выступление на родительском собрании На тему: «Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»

Выступление на родительском собранииНа тему:«Формирование речевой средыдля свободного общенияна татарском языке через ОД и самостоятельную  деятельность»...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Консультация на тему: "Развитие коммуникативного и языкового творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"

Консультация на тему:" Развитие коммуникативного и языкового  творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...