Этика общения дошкольников. Самостоятельность общения
материал (старшая группа) на тему
Проявление самостоятельности дошкольников в общении с другими детьми группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika._samostoyatelnost.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго- Восточное управление министерства
образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
ГБОУ СОШ №2 СП д/с "Солнышко"
Методическая разработка по организации
воспитательно- образовательной работы среди
детей дошкольного возраста
Конспект по этическому воспитанию детей
На тему: «Этика общения дошкольников. Самостоятельность»»
Автор: Лежнева Людмила Петровна,
воспитатель; группа №11
Нефтегорск, 2015
Содержание:
1. Введение. Этика в общении дошкольников 2-3
2. Основная часть. Самостоятельность в общении дошкольников 3-7
3. Беседа с детьми «Учись думать и поступать по- своему» 7-8
4. Дополнительные игры на развитие самостоятельности в коммуникации между дошкольниками 9
5. Заключение 10
6. Используемая литература 11
Введение
Этика в общении дошкольников.
Мораль или нравственность- один из основных способов регуляции деятельности человека. Систему норм правильного поведения человека определяет этика. Старший дошкольный возраст- период не только интеллектуальный, но и социальной подготовки к новому статусу ребенка, что предполагает усвоение этических норм, принятых в обществе. То, что будет заложено в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитание ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст- период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданин.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребенка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Плавным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Первые формы социального контакта- улыбка, комплекс оживления, возникают инстинктивно на появление взрослого с самого детства. Последующее развитие и дифференциация межличностной коммуникации является необходимым условием полноценной жизни человека. Развитие личности происходит по двум направлениям: - социализация (присвоение общественного опыта); - индивидуализация (развитие самостоятельности в принятие решении и в организации своей деятельности).
Наряду с эстетикой этика общения — неотъемлемый компонент культуры общения детей дошкольного возраста (Т. В. Антонова). В ее основе — выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелательности, учтивости и пр.
Свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет ребенку проявить свою инициативу и оригинальность, свое самобытное начало. Очень важно, что другие дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже.
Общение со сверстником приобретает особый смысл. Среди многообразных высказываний преобладают разговоры, связанные с собственным «Я».
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Основная часть
Самостоятельность в общение дошкольников
Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка
Вопросы самостоятельной деятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основы повышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важность координации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельности дошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепенным наращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендует такую систему этой работы:
1) сначала дети излагают уже изученный материал;
2) затем детям предлагается ответить на вопросы;
3) после этого дети учатся обобщать знания.
Процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
Если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем.
В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Самостоятельная деятельность - это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, в связи с этим её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива.
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни
Важными показателями социальной компетентности ребенка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами; умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью социальной компетентности является компетентность ребенка в бытовой сфере.
Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя.
Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Одним из общих факторов позитивного общения между детьми считается “субъективная активность личности”, представленная в виде самостоятельности-качества, несомненно, необходимого для развития личности ребенка. Самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать позитивные взаимоотношения детей в семье
Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность
Формирование самостоятельности в совместной деятельности зависит от наличия в отношениях детей устойчивой доброжелательности (как преобладающего стиля общения в группе), а также от овладения умениями устанавливать взаимодействие. Необходимо постепенно формировать у детей умения сотрудничества сначала в небольшой группе (2—3 ребенка), а затем в группе с большим количеством участников, специально учить детей способам самостоятельной организации совместной деятельности: умению определить общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении между участниками; получить результат.
Следует развивать стремление к дружной самостоятельной деятельности, воспитывать привычку к использованию нравственно-приемлемых способов взаимодействия, активно внедрять элементы взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная организация деятельности по предложенному воспитателем заданию — все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать самостоятельными.
Беседа с детьми «Учись думать и поступать по- своему»
Цель: Развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости в интеллектуальных и физических действиях, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехами другого.
Словарь: независимый, думаю и делаю сам.
Ход беседы:
Педагог. – Чем мы отличаемся внешне? (Цветом глаз, волос, формой лица, ростом и т.д.). – А могут ли быть люди одинаковыми? (Только близнецы).
-А это хорошо, что все мы разные? А как вы думаете интересы у людей тоже разные или у всех одни и те же? Да, они могут интересоваться одним и тем же, но в основном интересы разные: Я люблю петь, а ты….. (ответы детей).
- Это замечательно, это интересно: один поет, другой рисует…
- Если мы все разные внешне и интересы у нас разные, в поступках и действиях мы тоже отличаемся друг от друга?
- Проверим: 1. Кто быстрее считает (задачка);
2. Кто поет лучше (просим детей спеть);
3. Кто выразительнее прочитает стих;
4. Кто быстрее выложит красивый узор из палочек;
5. Кто быстрее сложит фигурку из бумаги.
( Каждое из заданий должно быть рассчитано на успех разных детей).
Каждый человек что- то умеет делать лучше других, и мы должны этому радоваться, потому что, если все всё умеют одинаково, тогда нам нечем будет радовать друг друга и нечем будет восхищаться.
- Каждый из вас имеет свое мнение, отличающееся от других, и каждый стремится его отстоять. Поэтому не редко бывают ссоры. Давайте подумаем, как же нам и иметь и выражать свое мнение, и избегать ссор в группе? (слушать, неперебивать собеседника и делать первый шаг к примирению самому).
- Правильно ребята, даже если вы вдруг поссорились со своим другом, нужно не ждать действий от него, а самим сделать первый шаг к дружбе. Выслушать друг друга, вспомнить речевку и выполнить жест «мирилочку» (два мизинца скрещиваются и произносятся слова «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
- Хочется ли тебе быть похожим на других детей? Чем и на кого вы хотели бы быть похожи? Когда это хорошо и полезно? (когда ты хочешь научиться лепить, рисовать, считать, трудится так же хорошо).
- Ведь, если ты не будешь на математике считать сам, а посмотришь ответ у друга, научишься ли ты считать? Или на рисовании придумываешь узор не сам, а делаешь точно так же, как твой сосед, научишься ли ты сам придумывать узоры? (Нет).
Каждый ребенок сам придумывает и рисует красивый узор. Затем дети ходят по группе и самостоятельно выбирают место для него.
- Вывод: Если ты не думаешь самостоятельно на математике, ты не научишься считать. Что выбираете вы, думать самому перед тем, как что- то сделать, или сделать как все?!
Игра «Море волнуется»
Задача сделать фигуру, не похожую на других. Приз получает тот, кто выйграет три раза подряд.
Вывод беседы: Учись думать и делать по- своему. Не хвастай, если ты лучше других делаешь что- то. другие лучше тебя умеют делать то, что не умеешь ты.
Дополнительные игры на развитие самостоятельности в коммуникации между дошкольниками
«Поздороваться носами»
За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«На одну букву»
Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3
"Поздороваться за руку с максимальным количеством людей"
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
«Я никогда не…»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
"Представиться по-разному"
Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
«Личная общая аппликация»
Каждый ребенок делает свою аппликацию (домик, цветочек, дерево и т.д.). Затем, с помощью воспитателя, все аппликации детей собираются на большом листе бумаги (ватмане) в общую картину- аппликацию.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами.
В связи с этим проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности.
Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” - очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте - это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором - синдром беспомощности.
Используемая литература:
- И. Ф. Мулько., «Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие»., Из.: Творческий центр Сфера., Москва., 2009 г.
- Е. Б. Боровкова, Н. И. Водина., «Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения»., Из.: Творческий цент Сфера., Москва., 2003 г.
- К. П. Кузавкова., «Формирование общественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста» Учеб. Пособие для спец. Курса. Пермь., 1975 г.
4. Л. И. Каплан., «Первые проявления самостоятеьности. Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер»..-Москва., 1980 г.
- Г. Н. Година., «Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений. Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст»., Под ред.В.Г Нечаевой, Москва., Из.: Педагогика, 1972 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста»
Опыт работы " Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста" основан на педагогической технологии О.М.Ельцовой "Организация полноценной речевой деятельно...
Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...
Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через НОД и самостоятельную деятельность.
Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методичес...
Выступление на родительском собрании На тему: «Формирование речевой среды для свободного общения на татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»
Выступление на родительском собранииНа тему:«Формирование речевой средыдля свободного общенияна татарском языке через ОД и самостоятельную деятельность»...
Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...
Консультация на тему: "Развитие коммуникативного и языкового творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"
Консультация на тему:" Развитие коммуникативного и языкового творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"...
Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...