Статья «Игра, как мощное средство формирования личности»
статья на тему
Значение игры, понятие и функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igra_kak_moshchnoe_sredstvo_formirovaniya_lichnosti.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Игра, как мощное средство формирования личности».
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно потому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. При изучении игры исследователи сталкиваются с ее непостижимым богатством, многомерностью проявлений, зыбкостью границ игры и не-игры, хрупкостью, эфемерностью ее феномена как первоисточника досуга и человеческой культуры в целом. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры и вне игры анормально и аморально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра — продолжение жизни, где вымысел — грань правды.
Д. В. Эльконин так писал о значении игры в жизни личности: "Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.
Игра — регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и "практика развития" (С.Л.Рубинштейн). Таким образом, можно предположить, что игра есть образ детства, его "школа морали" (Эльконин). Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Понятие игры.
Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин "игра" имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.
Игра – одно из эффективных средств становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта.
В русском языке, понятие "игра", ("игрища") встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говорится о лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые "браци не бываху в них, но игрища межю селы. Схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе".
"Русский энциклопедический словарь" (1877) относит к играм хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов,' конские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.
В "Настольном словаре для справок по всем отраслям знания" (1863) игры трактуются как свободные упражнения духа или тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.
Один из первых исследователей и собирателей российских Игр послереволюционного периода — В. Всеволодский-Гернгросс дает следующее понятие игры: "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реально практической установки; социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей". Интересна мысль А.И.Мазаева — историка русской культуры: "Игра есть вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы". Соотнесение игровой деятельности с "духовно-практическим действием" подчеркивает духовное значение и назначение игры. Приведем еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С.Газманом: "Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил". Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С.Выготский: "Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации".
Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры — в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы, ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры. Уже потому игры детей не следует сводить к условным рефлексам. Они — результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной активности. Рефлексивные же отображения практики взрослых, скорее, подражательны.
В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.
Функции игры.
С точки зрения влияния на развитие, функции детской игры подразделяют на:
1. Биологические. Начиная с младенчества, игра способствует координации движений рук, тела и глаз, предоставляет ребенку кинестетическую стимуляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.
2. Внутриличностные. Игра развивает способности овладения ситуациями, исследования окружающей среды, постижения устройства и возможностей тела, ума и мира. В этом смысле игра, безусловно, стимулирует и оформляет когнитивное развитие. Кроме того, – и эта функция игры, пожалуй, более всего используется в игровой психотерапии, – игра позволяет ребенку посредством символизации и механизма фантазийного «исполнения желаний» отреагировать и разрешать внутриличностные конфликты. Травматические переживания воспроизводятся в игре; однако, будучи «хозяином» игры, ребенок может, как бы подчинить себе ситуацию, в которой в реальности он чувствует себя бессильным.
3. Межличностные. Прежде всего, игра – одно из основных средств достижения сепарации (индивидуации) от матери или человека, ее заменяющего. Игры типа «ку-ку, где я?» или прятки-догонялки – имитации временной разлуки в комфортной ситуации, как бы подготавливающие ребенка к возможности и поправимости настоящих временных расставаний с матерью или другим близким человеком. У детей с эмоциональными нарушениями тема сепарации является одной из самых болезненных и постоянно воспроизводится в терапевтических сессиях. Каждая сессия имеет начало и конец, и ребенку приходится учиться тому, как вначале вступить в контакт, а после расстаться. Кроме того, на более позднем этапе развития ребенка, игра служит полигоном для освоения огромного количества социальных навыков – от того, как делиться игрушками, до того, как делиться идеями. Эта функция игры особенно широко используется в групповой или семейной психотерапии.
4. Социокультурные. В каждом обществе, на каждом историческом этапе существуют как игры, дающие детям возможность примерять желанные взрослые роли, постепенно расширяя их репертуар, так и игры, которые уменьшают страх смерти. В такого рода играх дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями. В игровой психотерапии этот процесс продолжается, когда ребенок проигрывает роли различных людей, вызывающих у него различные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"
В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Методическая разработка. Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Статья о большом и разностороннем влиянии театрализованных игр на личность ребёнка дошкольного возраста....
СТАТЬЯ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОУ"
В статье представлены элементы физического воспитания как средство формирования гражданской позиции личности и патриотического воспитания в системе ДОУ...
Статья "Театрализованные игры как эффективное средство развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка. Она всесторонне развивает детей....
Статья на тему: «Восприятие музыки - как основное средство формирования личности ребенка»
Музыкальное восприятие является одним из средств формирования личности ребенка. Поэтому важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побуд...