Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кабачкова Елена Николаевна

Картотека пальчиковых игр для младшей и средней группы группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

                      для детей                                

                         3 – 4 года.

Игрушки

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.                            Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.  

Он становится большой.                            В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.  

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.                           Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

                                                       

                                                                               

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,       Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные                  

 Это зайка                                пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

 Это пёс.                                  Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные                    

Вот машинка без колёс.                                                                                                                             прижать к ладони

 Это книжки-раскладушки.    Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот и все мои игрушки.               Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

                                                Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

                                                                                             

 «Юла»

 

Я юлу кручу, верчу,                     Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до    

                                                              мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

 И тебя я научу.

                                                       

                                                                         

                                                                                             

                                                                                             Части тела

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.                       Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

 

Одежда

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,                                    Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.                              Загибают пальчики.                                                              

                                                                                               

Осень

«Листопад»

Листопад, листопад!                         Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:                      Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                              медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                            Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                        Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!             

«Осенью»

Ветры яблони качают.                Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны)    

                                                                                                                                                                          Покачивать руками. Листья с веток облетают.          Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. (листья опадают).

Листья падают в саду,      Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность    

                                                                                                                                                                                               стола  Их граблями я гребу.                              Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли).

                                                Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу                        

                                                                                                                                                                                         граблями.

 

Обувь

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.                                        Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках                                            «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

 

Упражнение с пробками

 «

Крышки пальчики обули,                       Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки)

Смело в них вперёд шагнули.            и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь.

И пошли по переулку ,                           И «идём пальцами, как ножками, не отрывая       

На весёлую прогулку.                              Обувь» от поверхности стола.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

                                                                                             

                                                                                           

Фрукты

«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.            Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.                                 Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.                            Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.                               Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.                     Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

«Компот»

Будем мы варить компот,          Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,            Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.          Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.            Развести руки в стороны.

 

«Сливы»

                                                                    

    Большой пальчик сливы трясёт.                     Кисти сжаты в кулак.

    Второй их собирает.                                    Разгибаем большой палец.

   Третий их домой несёт.                             Разгибаем указательный палец.

   Четвёртый высыпает.                                  Разгибаем средний палец.

. Самый маленький – «шалун»                    Разгибаем безымянный.

   Всё, всё съедает.                                              Разгибаем мизинец.       

 

                                                                                           

                                                                                           

Овощи

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,                        Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту солим-солим,                        поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту трём-трём,                            потирать кулачок о кулачок

Мы капусту жмём-жмём.                         сжимать и разжимать кулачки

 

«Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой                             Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                           Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.                                                                       Зима

«Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                          Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

 

                                                                                 

« Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.                    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

                                                         в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

 Ветер дунул, загудел –               Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

                                                        вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

                                                                                         

                                                                                         Новый год

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,                     Соединить оба кулачка вместе,  указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков)

 Звёзды, человечки.                  Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.

 

Домашние птицы

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,            Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,             Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

                                                                                   

                                                                                       «Петушок»

Наш красивый петушок,                              Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.                             Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.                             Кистями рук сделать манящие движения.

 

 Домашние животные

«Повстречались»

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».       На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по  

Два щенка: «Ав – ав».                                             одному  начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога»,                                                                                                                                                       Два жеребёнка: «И-го-го»                                                       одновременно  выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

                                                                                                     

                                                                           

 «Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл,                                Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.                               «Горшок из ладошек».

На печи калачи,                                     Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.                                   Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.                           Погрозить пальчиком.

 

«Собака»

У собаки острый носик,                      Правая ладонь на ребро, на себя.

Есть и шейка,                                      Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе.

Есть и хвостик.                                 Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

 

Дикие животные

«Есть у каждого свой дом»

                                                     

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.              Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.       

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,                Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло уютно в нём.

                                                                                           

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.                                               Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя                      

                                                                                 упражнения сначала                                                                                             Мелькает хвостик средь ветвей.                          одной рукой, затем другой.                                                                

Кто угонится за ней?

                                                                                                 

                                                                                           Посуда

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,                 Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,                 Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

                                                       имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.                                                     Весна

«Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!                            Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.                                             

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

                                                                         

                                                                         «К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!                        Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!                               Пальчики двигаются, будто плетут венок.

 

                                                                                         

                                                                                   Семья

                                                                       «Радуются взрослые и дети»

                                                                   

                                                                   

 Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,                                                  Выполнение по образцу за педагогом движений:                                                Радуется бабушка,

Радуется мамочка,                                                         на каждую строку      

                                                                                      загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

                                                                       

                                                                 «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.                 Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,                                Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!                                    Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

 

«Семья»

                                                           

 Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,                            С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!                                                          

                                                                                             

Мебель

«Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,                Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!                      Поднимать зажатые кулачки вверх.

 

                                                                  «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                                 Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,                                 Загибать пальчики, начиная с больших,

                                                                             на каждое название мебели.                                                                                                А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!          Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

 

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –         Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется

                                                      кулачок (большим пальцем к себе)

Вот вам стул на удивленье.

 Транспорт

                                                                                         «Транспорт»

Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.       

 

                                                                                       «Пароходик»

Пароходик в море был.                           Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.                    Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»         Одновременно пошевелить большими пальцами.

 

Насекомые

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем-            Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,              Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? 

Ой, сюда комар летит!                  Вращать мизинцем.

Прячьтесь!                                  Спрятать руки за спину.

 

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,                                      Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к      

Улетай под облачко                                                   другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать                                 Там твои детки

На берёзовой ветке.                                                               полёт «бабочки»..

                                                                                           

Лето

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют ,                            Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                      Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки ,                                   Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,                                       Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой                                   Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                                     Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?                                   Ладони сверху опустить на стол.

                                                                     

«Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?        Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!                 Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?        Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!                   Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?        Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!                   Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?        Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!                Улыбаемся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей. Дидактические игры.

Пальчиковые игры  можно организовывать и родителям особенно для тех детей, которые  не посещающих детский сад.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игр...

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей.

Пальчиковая гимнастика и игры развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение и поднять настроение....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

Пальчиковые игры для детей ясельного возраста, применяемые в играх с тестом.

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Пальчиковые игры для детей играя, развиваемся

Какой родитель хочет, чтобы его кроха правильно развивался, вовремя начинал говорить, быстро мыслить. Особенно это проблема становится актуальной, когда ребенок отстает — не начинает говорить, и...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...


 

Комментарии

Симошкина Оксана Анатольевна

Молодец!!! Материал который мне пригодится для моей возрастной группы.