Отчёт о работе по самообразованию.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Москвина Елена Алексеевна

Тема  , над которой я работаю "Традиции как одна из форм инновационного подхода в образовательно- воспитательной работе в ДОУ ." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                               «Спасский детский сад №1».

                  Выступление на педсовете.

                  Отчёт по самообразованию.

 «Традиции как одна из форм    инновационного подхода к организации воспитательного – образовательного процесса в ДОУ».

   Воспитатель 1 квалификационной категории

               Москвина Елена Алексеевна.

                             

                                 2015 год.

Методическая тема , над которой я работаю «Традиции как одна из форм инновационного подхода к организации воспитательного – образовательного процесса в ДОУ.

Традиция и инновация. На первый взгляд – это два диаметрально противоположных понятия. Традиция – это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действия, укоренившийся порядок в чем-либо, обычай. А инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации связаны между собой.

Кроме того, соблюдение определенных традиций в ДОУ можно определить как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в ходе реализации образовательного процесса.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама , каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.

Цель моей работы:

Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа .

Задачи.

Расширить  и углубить свои знания по теме « Традиции как одна из форм инновационного подхода к организации воспитательного – образовательного процесса в ДОУ».

Совершенствовать имеющиеся и приобрести новые профессиональные навыки и умения в свете современных требований педагогической науки .

Расширять представления детей о народных традициях ,обычаях, обрядах ,быте русского народа .

Создавать условия для формирования представлений об искусстве народов России.

Расширять представления о разнообразии народного искусства ,художественных промыслов .

Активизировать интерес к искусству родного края ,воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания ,развития ребёнка, предоставить родителям возможность общаться друг с другом ,делиться опытом семейного воспитания .

Данные задачи являются традиционными для реализации педагогической деятельности в данном направлении . А принципы ,формы и методы работы по теме заключены в рамки ФГС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , что само по себе явилось новшеством в дошкольном образовании.

                                                              «Дитятко – что тесто: как

                                                               замесил, так и выросло».

                                                                                 Народная мудрость.

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В числе наиболее значимых задач являются формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Поэтому-то и важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, я создаю естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.

Старшую группу «Крепыши» посещают психологически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. Воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания.

Для приобщения старших дошкольников к традициям русского народа  созданы определенные условия:

  • В группе «Уголок ряженья», «Уголок  уединения».
  • Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
  • Организация и проведение народных  праздников, праздников народного календаря.
  • Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и  предметы народного быта.
  • Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами,  художественной литературы разных народов мира.
  • Картотека народных игр.

Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, я приобщаю к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, я использую фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.

Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

 Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями на подготовительном этапе были включены различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности. Использовались разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

Большое место в приобщении детей к традициям русского народа занимали народные праздники. Именно здесь формировались тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками давала детям представление о культуре народа, знакомила с традициями и народными обрядами, что формировало в детях позитивные ценности. Так же формировала у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. Воспитываю у детей чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за своих земляков.

Работа с родителями велась по двум основным направлениям:

  • Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей.
  • Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Фольклор в воспитании детей», «Подвижные игры на детских семейных праздниках», «Семейные традиции»; размещение информации об воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным праздничным традициям в рукописных журналах «Пасха», «Широкая Масленица» «Рождественские обычаи и обряды».

 Совместное участие в творческих мероприятиях  помогало объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало  единению родителей и детей. Что формировало положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимали участие    в проведение русских народных праздников,   в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица,  участвовали в выставках, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях .

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традициям русского народа.

Дата

Наименование праздников

Вид деятельности

Мероприятия

Познавательное занятие

Изобразительная деятельность

Физкультурное занятие

Сентябрь

Октябрь

Спас

Беседа воспитателя  о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками.

Ознакомление детей с дымковской игрушкой.

 Рисование элементов дымковских узоров

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Ноябрь

Кузьма - Демьян

Рассказ воспитателя об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах

Лепка дымковского игрушки – петушка и его роспись.

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма – Демьян»

(в избе)

Покров

Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы.

Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок»

Выставка работ «Дымковская игрушка»

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение

«Веселые посиделки»

(в избе)

Декабрь

Зимние Святки

Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

Рассказ педагога об обычае  на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Знакомство педагога с хохломской росписью.

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания.

Разучивание колядок,

песенок.

Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров.

«Слепой козел», «Два мороза»

Февраль

Март

Масленица

Беседа  воспитателя о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы.

Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание.

Подготовка к празднику «Масленица».

Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу.

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица»

(на улице)

Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы.

Праздник «Широкая Масленица».

Рассказ педагога о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Март

Апрель

Алексей – с гор потоки, «Сороки»

Знакомство  воспитателя с  народным праздником весны.

Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок.

Разучивание весенних закличек.

Разучивание песен о весне,

Подготовка к празднику «Встреча весны»

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков.

Народные игры

«Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Апрель

Вербное воскресенье

Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах  и обрядах связанных с ней.

Представление кукольного театра «Петрушка и доктор»

разучивание песен о вербе.

Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала

Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Пасха

Беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Раскрыть понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Познакомить с традициями и обрядами праздника.

Разучивание пасхальных песен.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко»

Красная горка

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры с пасхальными яйцами:

«Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение

«Красная горка».

Май

Троица

Беседа  воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок».

Разучивание хороводов, песен о березке.

Рассказ об основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров.

Народные игры «Венок»,

«В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

В группе  велась работа в рамках проекта «Это важное слово – семья .Семейные традиции

.Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на мой вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.

В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Так родилась идея реализации проекта под общим названием «Это важное слово – семья .Семейные традиции». 

  •                                                      

Вместе с родителями мы решили найти ответы на такие вопросы: нужны ли праздники для детей в семье? Какие семейные традиции есть в семьях наших воспитанников? Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?

Прежде чем начать проект я провела анкетный опрос родителей, о том какие традиции есть в семьях наших воспитанников, чем они могли бы поделиться с другими родителями.

Вывод по результатам опроса: семейные традиции - это не только праздники, хотя именно о них мы говорим больше всего, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Совместные трапезы - важная часть жизни семьи. И, разумеется, они нужны не только для насыщения организма всеми необходимыми питательными веществами и витаминами, - но и, так сказать, для кормления души. Увы! Современная жизнь не очень-то к этому располагает. Люди перегружены работой и учебой, у них вечно не хватает времени, у каждого свое расписание и свои дела - всё это мешает членам семьи собраться вместе за завтраком, обедом или ужином. Всем некогда...

Общение со взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему наши дети с нетерпением ждут таких вечеров и спрашивают: “А когда у нас еще будет такой праздник?” Родители же благодарны нам за полученное удовольствие от общения с детьми и друг с другом. Они как бы вновь открывают для себя своих детей.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка - не то, что для нас, это, действительно, событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, «...тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Загадки, викторины, познавательные игры - развивают ум ребенка. В доме праздник нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить - так входит труд в жизнь ребенка.

А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку - разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья - это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Как это ни странно, но и детские праздники, бывает, взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы, разговоры и детям на таком празднике скучно, а иногда и обидно: никто не помнит о виновнике торжества.

Именно эти проблемы обсуждались в беседах с родителями «День рождения – праздник детства».

В каждой семье эти дни празднуют по-своему. Как же отметить день рождения ребенка?

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу.

В помощь родителям я подобрала специальную литературу, оформила папку с подборкой сценариев празднования Дня рождения детей разного возраста.

Также я подготовила  специальные консультации «День рождения – праздник детства», Вместе с родителями мы попытались найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие подарки вы предпочитаете дарить своим детям?
  • Нужно ли дарить их в праздники? Какие?
  • Как вы считаете, умеет ли ваш ребенок принимать подарки? Обращаете ли вы внимание на это?
  • Как, по-вашему, нужно ли оформлять комнату к празднику? Для чего? Что вы уже использовали в практике?
  • Как украсить комнату, дом к празднику? Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем творческие способности.

Почему мы коснулись эти вопросов? От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Домашние праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От выдумки, фантазии зависит успех.

Проводя праздники в нашем детском саду, мы стараемся, чтобы родители были не только зрителями, но и активными участниками.

В момент подготовки праздников тщательно продумываем праздничное оформление группы , не только для того чтобы создать праздничную, торжественную атмосферу, но и показать важность этого момента на семейных праздниках.

В преддверии Нового года я подготовила  для родителей всех консультацию  «Новогодние семейные традиции», в которых рассказала им о том, какие традиции могут стать частью их семейной жизни.

Известный педагог В.А. Сухомлинский отмечал: “В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”. Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Я стараюсь  поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и братьям, сверстникам.

В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.

Все это происходит в атмосфере тепла, радости и доброты. Такие вечера сближают, помогают лучше понять друг друга, формируют чувство заботы друг о друге, учат считаться с интересами и переживаниями других людей, дети испытывают первые коллективные радости.

Домашние праздничные традиции - важнейшая сторона человеческой жизни . Не секрет, что в наши дни приготовления к празднику сводятся к наведению чистоты и приобретению всякой снеди. К сожалению, многие полагают, что дети при этом только мешают, поэтому их выпроваживают гулять или отсылают к бабушке. Но именно в эти дни вполне уместна любая инициатива детей и родителей. Каждая известная дата таит в себе массу неиспользованных возможностей, которые позволяют через игру, веселье, торжественные ритуалы донести до ребенка подлинный смысл праздника.

Стиль жизни семьи, включающий в себя внутрисемейный этикет и традиции, взаимосвязан с культурой семьи. Те духовные ценности, которые все мы впитываем с младенчества, не зависят от благосостояния семьи, уровня образования ее членов. Правила поведения, заповеди, примеры, предписания, усвоенные в родительском гнезде, остаются с человеком на всю жизнь.

В ходе реализации проекта, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию семьи, системы родственных отношений, определят свое место как члена семьи. Несомненен результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого отношения к членам семьи, а самое главное - наметить перспективные дальнейшие пути образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника.

                             

Мне хочется завершить свое выступление такими словами: не бойтесь использовать в своей работе все новое, которое сейчас для вас кажется сложным и непонятным, но то что, когда то станет традицией в нашем дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт работы по самообразованию

К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками Наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры, реш...

Отчёт о проделанной работе по самообразованию: «Социализация детей младшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры»

В своей работе использовала  три принципа организации игры в детском саду:Для того чтобы дети учились, овладели игровыми умениями, я сама играла с детьми.  В игре с детьми принимала позицию ...

Отчёт о работе по самообразованию

изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. - расширять и активизировать словарн...

Отчёт о работе по самообразованию «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»

Проблема: Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из важных и значимых задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математик...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

Отчёт о работе по самообразованию за 2023-24 учебный год

Отчёт  воспитателя о работе по самообразованию по теме "Позитивная социализация детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия друг с другом"...