Информация для родителей
материал на тему

Астаркина Оксана Алексеевна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astarkina_oksana_alekseevna_poz.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Астаркина Оксана Алексеевна  .

Информация для родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Учиться по новым стандартам ( информация для родителей ).

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новыe образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране.

В чем отличие новых стандартов  от  старых?

Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и более активно вовлекаться в управление школой. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса. Их участие будет, несомненно, значимым, в том числе и в выборе комплекса учебников. Между родителями ученика, образовательным учреждением и Муниципалитетом заключается общественный договор, который регламентирует права и обязанности каждой стороны.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего, личность самого ребенка и происходящая с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний накопленная за время обучения в школе.

Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формировании у младших школьников знаний – умений связанных со освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или как говорят психологи, ее субъектом.

Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: «На ступеньки начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять его контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения. Так проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука, обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают, как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившийся строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по- другому.

Обратим внимание на еще одно положение стандарта.

Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

Не секрет, что класс младших школьников не бывает однородным: кто-то пришел в школу бегло-читающим, а кто-то читает по слогам; у одного ученика богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может; один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Можно ли добиться реализации цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Реально добиться этой цели можно, если организовать процесс обучения, как дифференцированный.

Авторами современных учебников были изменены подходы к дифференциации обучения, они отказались от методики, при которой лишь увеличивается объем предлагаемого ученику материала ( сильные дети получают знания больше, а слабые – меньше). Такое решение проблемы не снимает свою проблему: способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть трудностей, возникающих при решении учебной задачи.

Основой дифференциации стал учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе обеспечения восполнения пробелов и устранения возникших трудностей. Задания стали разно уровневыми, позволяющие не затормозить развития сильный учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения. При этом каждый ученик имеет возможность попробовать решить любую задачу, пусть с помощью других ( учителя или сверстников).

Выделим еще одно важнейшее положение стандарта второго поколения.

Стандарты сходят из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы.

Это положение может рассматриваться как одна из стратегических линий перспективного развития российского образования и, безусловно, означает необходимость ориентации сегодняшнего процесса обучения на завтрашний день. Поэтому обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в конкретном виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправления. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувства ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитание личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общество;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальным изменением в привычном укладе жизни ребенка. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранения, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знания негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, система участкового врача, наличие физио-процедурного кабинета и др., а также целевая программа «Здорового образа жизни» направлены на формирование культуры здоровья, укрепления, сохранения здоровья детей в наших ОУ.

Одним из новшеств Стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появления внеурочной деятельности в учебном плане.

Новый Стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационно образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям.

Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием! Педагогами школ накоплен опыт оцениваний тестовых умений учащихся. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции, характеристика социальных чувств, индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

Что позволяет нам надеяться нам на успешное внедрение ФГОС? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в ОУ. Все это и многое другое позволяет создать условие для реализации Основной образовательной программой начального общего образования, прописанные в ФГОС, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Информация от родителей и для родителей"

Выступление на педагогическом совете....

Информация для родителей :"Родителям о детской игре"

наглядгая информация для родителей  :"Родителям о детской игре"...

Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"

Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.»          Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов. Информация для родителей.

Организация консультативного сопровождения родителей и педагогов учителем-логопедом.Папка -раскладушка для родителей "Артикуляционная гимнастика"Любите своего ребёнка."Азбучные истины&q...

Информация для родителей "Родителям будущих первоклассников"

Родителям будущих первоклассников советы в уголок информации...

Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности

Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...