"Информация от родителей и для родителей"
материал по логопедии по теме
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informaciya_ot_roditeley_i_dlya_roditeley.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ города Кургана «Детский сад компенсирующего вида № 13»
Выступление на педагогическом совете
«ИНФОРМАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Учитель - логопед: Бахарева П.С.
2011 год
Стиль взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей
с недостатками речи.
Дошкольное образовательное учреждение – открытая социально-педагогическая система, в которой одинаково важным представляется влияние на ребёнка и педагогов и родителей. Повышение педагогической культуры родителей – важная задача коллектива ДОУ, основа раскрытия творческого потенциала и совершенствования семейного воспитания.
Выстраивание работы с семьёй на основе партнёрских отношений, диалога, взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель) приоритетные задачи в работе с родителями:
устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
создаёт атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.
Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
В этих целях можно использовать следующие приёмы:
разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказа о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;
рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудиокассет и дисков, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся их дети в специальной группе;
подчёркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.
Существует несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них:
Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на неё.
Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
Строить общение на основе диалога, равенства партнёрских отношений
Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
Сохранять конфиденциальность информации.
Не подчёркивать особенности дефекта того или иного ребёнка, если разговор идёт в присутствии нескольких родителей.
В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей.
Рассуждая о проблемах и трудностях ребёнка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.
Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности.
Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей
с недостатками речи.
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности детского сада и семьи – один из важнейших факторов эффективности работы с детьми с недостатками речи.
Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания ребёнка в речевой группе. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, даёт им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.
В начале учебного года (сентябрь) на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей группы. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за первое полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года (май) подводятся итоги коррекционной работы.
Родительские собрания – важный элемент стратегии общения с семьёй, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Эффективная форма выявления динамики развития ребёнка – систематическое проведение открытых занятий в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребёнком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижениями со сверстниками и при необходимости сравнения их, оценку имеющихся трудностей. Полезно объединить открытое занятие с консультацией.
Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий.
Ещё одной немаловажной формой работы является анкетирование. Анкеты могут быть первичными – ознакомительными (применяются для сбора анамнестических данных) и итоговыми (применяются для выявления результатов работы).
Консультативно-информационная деятельность – неотъемлемая часть коррекционного процесса.
Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах:
индивидуальная беседа;
консультация;
родительская гостиная;
круглый стол;
семинар;
папка-раскладушка;
устный журнал;
тематическая выставка;
библиотека для родителей.
Также важно использовать практические формы взаимодействия с родителями:
творческая мастерская;
семинар-практикум;
мастер-класс;
игротека.
Для более эффективной работы целесообразно использовать такую форму взаимодействия с семьёй в логопедической работе, как издательская деятельность. В помощь родителям выпускаются журналы, газеты, буклеты, брошюры, информационные листы. Традиционные формы информирования (стенды, папки-передвижки…) не совсем удобны для родителей, так как требуют определённого времени для ознакомления с ними.
Несмотря на это, некоторая модернизация «родительских уголков» также стимулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям, если умело использовать специальные памятки, краткие консультации, домашнюю игротеку и т.д.
Удачной находкой для согласования работы всех служб ДОУ и родителей являются «информационные корзины», в которые каждый родитель может внести предложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, а учитель-логопед может сделать выводы о тех вопросах, которые беспокоят родителей.
Но никакая самая тщательная работа дошкольного учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребёнком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребёнка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится индивидуальная папка или тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по названным выше направлениям.
Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребёнка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объёмом материала в каждом из них. Это даёт возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребёнком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что – только уточнения и повторения.
Таким образом, при моделировании взаимодействия детского учреждения с семьёй необходимо учитывать следующие этапы:
диагностический:
- ознакомительная работа с родителями;
- сбор анамнестических сведений о ребёнке;
- анкетирование родителей.
планово-прогностический:
- планирование работы с родителями;
- проведение обзорного собрания для родителей.
деятельностный:
- работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;
- консультативно-информационная работа с родителями;
- участие в организации предметно-организационной среды группы.
итогово-аналитический:
- проведение открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей;
- обсуждение итогов коррекционной работы за год и результатов деятельности ПМПК.
Библиографический список
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Вайс М.Н., Пустякова Т.В. Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе// Логопед. - № 3. – 2010. – с. 85 – 96.
Коротаева И.А. Формы сотрудничества логопеда и родителей// Логопед. – 2010. - № 2. – с. 81 – 84.
Манапова Е.Н. Планирование совместной работы ДОУ и семьи по коррекции речи дошкольников// Логопед. - № 3. – 2009. – с. 38 – 50.
Микляева Н.В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи// Логопед. - № 5. – 2008. – с. 119 – 123.
Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов/ Авт.-сост. В.О. Йощенко. – М.: АРКТИ, 2008.
Свободина Н.Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения// Логопед. - № 2. – 2007. – с. 4 – 9.
Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Стяпина Л.Н., Рогова Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей// Логопед. – 2009. - № 1. – с. 59 – 68.
«Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика/ Авт.-сост. Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей. "Заповедь для родителей".
Люби своего ребенка!...
Информация для родителей. Тема: "Идеальные родители"
Тема: «Идеальные родители»«Вам не нужно быть идеальными родителями, достаточно быть просто хорошими.» Доннальд ВинникоттРодители – это именно те л...
Информация для родителей .Консультация для родителей: «Правила пожарной безопасности»
Консультация для родителей: «Правила пожарной безопасности»...
Информация для родителей. Консультации для родителей.«Возрастные особенности детей 2-3 лет».
Информация для родителей. Консультации для родителей.«Возрастные особенности детей 2-3 лет»....
Информация для родителей.Правила наших родителей.
Информация для родителей.Правила наших родителей....
Информация для родителей. Консультации для родителей.Если ребенок кусается.
Информация для родителей. Консультации для родителей.Если ребенок кусается....
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство малыша.
Информация для родителей. Консультации для родителей.Капризы и упрямство....