Проект "Моя родословная"
проект (старшая группа) по теме
Одной из интересных форм работы с детьми и родителями является метод проектов .Целью данного проекта является – научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_r.docx | 68.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»
Проект «Родословная моей семьи»
Составила:
Воспитатель
Яковлева Н.А
2014г.
Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Термин «родословие» использовался в России с XI в. и до начала XX в. Современная историческая наука оперирует его греческим прототипом «генеалогия». В педагогике наиболее часто встречается термин «родословная». На протяжении нескольких лет, в дошкольном учреждении мы проводим проект с родителями «Моя родословная», который стал уже традиционным.
Целью данного проекта является – научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной. Задачи, которые приходиться решать в процессе этой деятельности, многообразны.
Задачи познавательного характера
• Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции) .
• Формировать представление о родственных отношениях.
• Обогащать словарный запас терминами родства.
• Формирование элементарных представлений о родословной.
Задачи нравственного воспитания.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Алгоритм действия (план работы)
1. Предварительная работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Проведение проекта
4. Выставка совместных работ для детей и родителей.
1. Предварительная работа:
Прежде всего следует обратить внимание на особенности развития у детей представлений о составе семьи, об отношениях родства. Составление родословной предполагает наличие у ребенка достаточно высокого уровня понимания отношений родства, словарного запаса, их характеризующего, умения оперировать терминами родства.
Эта работа начинается еще в средней группе, детям даются представления о том, что такое семья – это все, кто живет вместе с ребенком, о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.) . Учим детей знать и называть своих ближних родственников. Интересуемся тем, какие обязанности есть у ребенка по дому (убрать игрушки, помочь накрыть на стол и т. д.) .
В старшей группе детей знакомим, где работают их родители, как важен для общества их труд. Учим уважать труд и занятия других членов семьи, хорошо знать свой домашний адрес. Рассматриваем фотографии родственников, помогаем увидеть внешнее сходство с другими родственниками (цвет глаз, цвет волос) .
В старшей группе проводим основную работу по составлению родословной. Дети в этом возрасте должны знать свое отчество, имена и отчества своих родителей, интересы своих родственников. С детьми продолжаем рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из жизни.
На этом этапе у дошкольников формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России.
Данная работа проводиться на занятиях по социальному развитию
• Что значат наши имена «Ты скажи мне, как тебя зовут»
Задачи: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Подвести их к пониманию того, что у каждого человека есть имя и его имя может звучать по-разному. В доступной форме показать детям историю имен, значение их имен.
Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• «Декларация прав ребенка». Право на имя
Задачи: Формировать у детей представление о том, что каждый ребенок, каждый человек имеет права и обязанности. Познакомить детей с правом каждого человека на имя, отчество и фамилию.
Формировать позитивное отношение к своему «Я».
• О происхождении фамилии.
Задачи: Формировать представление о появлении у людей имен и фамилий.
Воспитывать уважительное отношение к людям, потребность называть их по имени.
• Моя семья
Задачи: Развивать у детей коммуникативные умения. Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.
• Мужчины и женщины в семье
Задачи: Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
• История моей семьи.
Задачи: Уточнять и обобщать знания о семье, о том, кто такие родные.
Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.
Совершенствовать умение составлять короткие рассказы, употребляя в речи имена и отчества родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
Развивать связную речь, познавательный интерес.
• Родословная – старинная русская традиция.
Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.
Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях.
Воспитывать уважительное отношение к старшим.
Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
• Родословная моей семьи.
Задачи: Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях.
Прививать любовь и привязанность к своей семье.
Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду.
А так же и в других видах деятельности: рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета
Цель: дать детям представление, о том, что семьи бывают разные по численности, составу; показать, как это отображено в произведениях изобразительного искусства.
Изодеятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».
Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.
Цель: продемонстрировать возможные варианты состава семьи.
Рассматривание семейных альбомов детей.
Цель: Познакомить детей с тем, что каждая из семей уникальна и замечательна по-своему.
Игра «Кто старше».
Цель: закрепить родственные понятия старше, младше, в наглядной форме показать ленту времени жизни каждого члена семьи.
2. Работа с родителями. Проводим предварительно с родителями консультацию «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции». На которой рассказываем родителям о том, что такое родословная, знакомим с некоторыми правилами согласно которым составляется родословная, со специальной терминологией, предлагаем материалы, которые помогут родителям разобраться в сложных вопросах, связанных с составлением родословной. Основная цель данной консультации – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. А также предлагаем памятку, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Наличие эскизов способствует развитию интереса к истории своей семьи, открывает творческие способности у детей и их родителей.
3. Проведение проекта.
Паспорт проекта.
Раздел
программы Познавательное развитие
1 2
Тематическое поле Ознакомление с историей своей семьи, составление родословной
Название проекта «Родословная моей семьи»
Тип проекта педагогический
Цель научит составлять родословную, устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с историей своего рода, со своей родословной.
Задачи • Расширять представления о семье (у нее есть свои история и традиции) .
• Формировать представление о родственных отношениях.
• Обогащать словарный запас терминами родства.
• Формирование элементарных представлений о родословной.
• Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
• Воспитывать уважение к труду взрослых.
Мероприятия Формы работы с детьми
Цикл занятий по познавательному блоку «Я и моя семья».
рассматривание репродукций произведений живописи и графики, относящихся к жанру семейного портрета
Изодеятельность «Портрет моей семьи», «Дом в котором я живу».
Рассматривание иллюстраций семей сказочных героев.
Игра «Кто старше».
Формы работы с родителями
Консультация для родителей «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции»
Памятка для родителей, включающая эскизы возможного оформления родословной и значение терминов, которые используются в работе с детьми.
Оформление родословной.
Результат Родословные семей воспитанников
Критерии Родословные:
- Важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.
- Желательно наличие фотографий
- эстетически оформленный
Анализ ресурсов Фотографии членов семьи, рассказ о семье
Форма презентации Рассказ о своей семье, выставка родословных для детей и их родителей.
Детям дается задание, дома с родителями составить родословную своей семьи и рассказать о ней на итоговом занятии.
Родители проявили свое творчество и мастерство при составлении родословных, все проектные работы отличаются друг от друга по оформлению и количеству поколений. Каждый ребенок рассказал историю своей семьи с опорой на модель, детям было интересно слушать рассказы друг друга, рассматривать модели родословных. (Приложение 2). В завершении работы над проектом оформляем выставку семейных работ, посетить которую могут все желающие.
Составление родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
занятие"Семейная родословная"
«Семейная родословная»Занятие. Программное содержание:1. Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей.2. Прививать потребность радовать близких добрыми д...
Сообщение на педсовете «Родословная»
С появлением ребенка семья становится богаче на целый мир. Благодаря этому малышу соединились воедино два рода, два совершенно разные истории. И на старом родовом дереве проклюнулась новая веточка, ро...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Статья из опыта работы по проекту "Семья.Родословная." "Семья. Родословная. Каждый ребенок имеет право..."
В статье подводится итог работы над проектом и результаты работы с родителями и детьми....