«Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Термин «психогимнастика» появился в 1970-х гг. благодаря чешскому психологу Г. Юновой, которая разработала систему приемов на основе психодрамы, где речь шла о невербальных упражнениях.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psihogimnastika_na_seminar_berezka.docx | 32.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Елочка»
г. Балашова Саратовской области»
Доклад на тему:
«Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
Педагог-психолог:
Березка Е.В.
г. Балашов
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Термин «психогимнастика» появился в 1970-х гг. благодаря чешскому психологу Г. Юновой, которая разработала систему приемов на основе психодрамы, где речь шла о невербальных упражнениях.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Известный российский психиатр Б. Д. Карвасарский в «Психотерапевтической энциклопедии» дает следующее определение психогимнастике:
Психогимнастика - один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. То есть ее смысл заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов.
Основные достоинства психогимнастики:
- игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
- сохранение эмоционального благополучия детей;
- опора на воображение;
- возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
- опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
- преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
- создание возможности для самовыражения;
- развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:
- произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
- улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
- сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
- отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:
- движений;
- эмоций;
- общения;
- поведения.
Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады.
Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:
- дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
- тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
- тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
- тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.
В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
- относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
- каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
- не допускать упреков и порицаний за неуспех;
- занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
- давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
- развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
- создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
- постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Ниже приведен комплекс коррекционно-развивающих упражнений с использованием психогимнастики в старшей логопедической группе «Гвоздика».
Занятие № 1
Возраст: 5-6 лет (групповая работа)
Программное содержание: Снятие барьеров в общении
Оборудование: коробка с фотографиями людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях либо демонстрационный материал «Эмоции и чувства», аудиозапись «Шум моря», небольшой мяч.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.
Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.
Ход занятия:
(вводная часть)
«Знакомство»
Дети садятся в круг, психолог по очереди бросает детям мяч и предлагает назвать своё имя, рассказать о себе в трех словах (например: «Меня зовут Маша, я веселая, добрая и ласковая»).
(основная часть)
Игра «Школа улыбок»
Вводная беседа:
- Когда люди улыбаются?
- Какие бывают улыбки?
- Попробуйте их показать.
Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...
- Улыбающийся человек, какой он?
Игра «Заводные игрушки»
Психолог превращает детей в игрушки: «Вокруг себя повернись в куклу Машу (медвежонка, зайчонка, Петрушку и др.) превратись». Дети изображают игрушку. Психолог произносит: «Игрушка сломалась». Дети замирают в определенной позе. Им предлагается почувствовать напряжение, показать, как они умеют расслабляться: уронить голову, правую руку, левую руку, туловище. Детям очень жалко сломанную куклу (показать огорчение). Мастер (один из детей) починил игрушку, предложить детям изобразит радость.
Игра «Угадай настроение»
Дети садятся в круг. У психолога в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
Упражнение «На берегу»
Педагог: «Представим себя на берегу моря. Закройте глаза, положите расслабленные руки на колени. Вспомните, какого цвета море, какое у него бывает настроение, какой берег, кто обитает в море. Прислушайтесь, как «разговаривают» песок, волны, ветер».
Можно использовать аудиозапись шума моря.
(заключительная часть)
Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.
Занятие № 2
Возраст: 5-6 лет (групповая работа)
Программное содержание: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой; развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Оборудование: мяч (право голоса), платок.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.
Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.
Ход занятия:
(вводная часть)
«Знакомство»
Дети садятся в круг, психолог по очереди бросает детям мяч и предлагает поближе познакомиться, рассказать о себе, о своих увлечениях. Говорит только тот, у кого в руках мяч.
(основная часть)
Упражнение «Комплименты»
Детям предлагается обменяться комплиментами, вежливыми словами. Педагог предварительно проводит беседу о том, что же такое комплимент. Поощряются комплименты относительно характера, внутреннего мира ребенка.
Игра «Овощи»
Воспитатель превращает детей в семена овощей. (Дети присаживаются). «Теплое солнышко грело семена, дождик поливал их. Семена росли, росли и стали красивыми растениями (дети постепенно поднимаются, встают и поднимают вверх руки). Растения тянутся к солнышку, почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли растения». Предложить детям расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище, опуститься на пол. «Полил дождь, ожили растения, снова потянулись к солнцу». Дети повторяют упражнение. Воспитатель предлагает детям изобразить овощи – «толстячки» и овощи – «худышки».
Игра «Театр»
Психолог: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Сейчас каждый из вас побудет актером и зрителем. Внимание актерам: у меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
бабочку;
принцессу;
волшебника;
бабушку;
фокусника;
человека, у которого болит зуб;
морскую волну;
лису.
После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»
Игра «Зеркало настроения»
Игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
Релаксация «Сонный котенок»
Предложить дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки на несколько секунд
(заключительная часть)
Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.
Занятие № 3
Возраст: 5-6 лет (групповая работа)
Программное содержание: развитие выразительности движений, пластики, воображения, развитие у детей способности к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, способности сопереживать, сострадать, развитие эмоционального состояния радости, удивления, злости, страха, тренировка различных интонаций голоса.
Оборудование: мяч, мимические эталоны.
Интеграция образовательных областей:
Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения упражнений и игр.
Социально-коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками, развитие умения формулировать свою точку зрения.
Ход занятия:
(вводная часть)
«Знакомство»
Дети садятся в круг, психолог предлагает детям необычный способ поздороваться, не только руками, но и другими частями тела (спинами, животами, коленями и др.)
(основная часть)
Игра «Дожди»
Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию педагога изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.
Игра «Говорящие предметы»
В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.
Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»
Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.
Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Дети садятся в круг. Психолог предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Упражнения выполняются в парах. Педагог задает разнообразные ситуации.
- Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
- Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
- Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
- Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
- Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
- Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).
Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.
Релаксация “Волшебный сон”
(Дети ложатся на ковер. Психолог включает тихую, спокойную музыку и произносит):
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают…. Засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Долгая пауза до конца музыки. По окончании музыки психолог продолжает:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
(заключительная часть)
Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями.
Психолог: «Наше занятие подходит к концу, какое сейчас у вас настроение? Покажите это эмоционально».
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все артисты – высший класс!
А теперь сюрприз для вас.
(Психолог раздает детям подарки – радостные цветы из бумаги).
– До свидания, ребята! До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...
"Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей"
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет...
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».
Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.3. Способствовать выработке новых навыков взаимодей...
Формы работы по сохранению и укреплениюпсихологического здоровья детей в детском саду
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный вз...
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста
Рекомендации педагога-психолога...
Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ (опыт работы)
Основная цель деятельности современного педагога - психолога ДОУ - это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого...