Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ (опыт работы)
статья по коррекционной педагогике на тему
Основная цель деятельности современного педагога - психолога ДОУ - это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого воспитанника дошкольного учреждения. Опыт работы основан на выполнении требований ФГОС ДО.
Ключевые слова: реализация ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, предметно-пространственная среда, психологический комфорт, эмоциональное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_detey_s_ovz_opyt_raboty.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Тема:
«Формы работы
по сохранению и укреплению
психологического здоровья детей с ОВЗ»
(опыт работы)
Педагог – психолог Радионова Е.И.
г. Биробиджан, 2018г
Аннотация:
Основная цель деятельности современного педагога-психолога ДОУ – это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий, способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.
В опыте работы отмечается, что построение коррекционно - развивающей деятельности с детьми с учетом требований ФГОС ДО повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.
Ключевые слова: реализации ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, развивающая среда, территория психологической безопасности и комфорта, создание оптимальных условий, психологический комфорт, формы работы, мониторинговое обследование.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема здоровья подрастающего поколения - создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 предъявляет требования к условиям, которые необходимы для создания социальной ситуации развития детей, способствующей обеспечению эмоционального благополучия соответственно специфике дошкольного возраста [п. 3.2.5.].
На сегодняшний день, соответственно требованиям ФГОС ДО, главная цель психологической службы Д0У это:
-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного образовательного учреждения.
Следует разграничивать термины: «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Заботой медицинских работников здесь является избавление от патологических факторов.
Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. И направление действий педагогов-психологов идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации ребенка к социуму.
В своей практике, в соответствии с принятой классификацией, я выделяю несколько уровней психологического здоровья детей. Эти уровни условные, но необходимы для организации практической работы с детьми, и позволяют дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
- К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются и не требуют психологическую помощь. Это высокий креативный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья
- Ко второму адаптивному уровню относится большинство детей. Эта группа довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Дети адаптированы к социуму, но нуждаются в целенаправленной психопрофилактической помощи с использованием групповой работы.
- К третьему - низкому уровню психологического здоровья относятся дети, которые требуют индивидуальную психологическую помощь
Основное направление опыта уделено сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения, обращено внимание на взаимосвязь всех участников образовательного процесса.
Соответственно специфике дошкольного учреждения основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая педагогами и родителями, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Очень важно сохранять эмоциональное психологическое здоровье детей с ОВЗ именно в дошкольном учреждении, потому что ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагога— это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Собственную активность ребёнка обеспечивает комфортность предметно-развивающей среды.
В Стандарте зафиксированы критерии к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть [ФГОС ДО3.3.4.]:
• содержательно-насыщенной;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной.
Предметно – пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Рассматривание вопроса по созданию и обогащению предметно – пространственной психологически комфортной среды помогло определить основные направления игровой деятельности с детьми по теме и включило в себя:
1.организацию зоны для психологической разгрузки
2.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
3.обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
4.обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр
5.повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
6.обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Таким образом, психологическая комфортность образовательной среды:
-это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости и удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;
-это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в развития личности ребёнка важным являются взаимоотношения между сотрудниками учреждения, от умения и согласованности их действий. В ДОУ такая работа отмечена положительной и благоприятной.
Для определения уровня психологической атмосферы в коллективе использовала диагностическую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря правильно организованному режиму дня дошкольника, благоприятному стилю общения с ним. В общепринятой классификации выделяются стили отношений: демократический, авторитарный и либеральный. Для выявления стилей общения использовала диагностическую анкету «Стиль педагогического общения ».
Для перехода всего коллектива педагогов к применению демократического стиля общения с детьми организовала и провела консультации:
- Психологический климат в коллективе как составляющая психологического здоровья детей и взрослых
- Благоприятный психологический микроклимат – условие повышения эффективности образовательного процесса
- Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников
- Психогимнастические игры и упражнения для детей на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей
- Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса и др.
Для собственной психологической разгрузки педагогам были предложены:
- Приемы психологической защиты
- Тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения.
Основные компоненты системной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ:
1.Организация успешной адаптации дошкольников к условиям дошкольного учреждения 2.Использование игровой деятельности с детьми разного возраста.
3.Успешно помогает созданию психологического комфорта у детей психомышечная гимнастика
4.Организация предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Результат проведенной работы по обеспечению психологического здоровья, психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада отразился в результатах мониторинга.
Эмоционально – психологический комфорт детей в дошкольном учреждении
5.Учитывание роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.
Решение проблемы мы находим в использовании разнообразных форм и методов работы с родителями.
В работе с родителями я основываюсь на их ознакомлении с нормативными правовыми документами:
-Конвенцией о правах ребёнка
-Семейным кодексом РФ
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
-Федеральным законом «Об образовании», где прописано, что приоритет по воспитанию детей остаётся за семьёй.
-Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
ФГОС ДО каждого участника образовательного процесса призывает к поиску, апробированию разных методов и форм работы с детьми. Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность, создавая для нее психологически комфортную обстановку: не дети для нас, а мы для детей.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.
Организация работы по сохранению психологического здоровья детей ОВЗ исходит из принципа «не навреди» и способствует эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.
Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОО психологически комфортной образовательной среды, способствовало улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также охране и сбережению их психологического здоровья.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
- Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. - Волгоград: Учитель, 2015
- Вежновец И. Развитие эмоциональной сферы. Дошкольный психолог, М, 2003.
- Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей (формы работы с родителями в ДОУ). - Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2005. – 44с.
- Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003. - №4. – с.112-115.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2010. – 127 с.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей посредством создания благоприятного микроклимата в группе ДОУ Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнк...
«Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игр...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...
"Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей"
Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в дет...
Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей».
Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.3. Способствовать выработке новых навыков взаимодей...
Формы работы по сохранению и укреплениюпсихологического здоровья детей в детском саду
Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный вз...
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста
Рекомендации педагога-психолога...