Выступление на педсовете "Воспитание трудолюбия у дошкольников"
материал (подготовительная группа) на тему

В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического.  Труд это то, что развивает маленького ребенка. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание трудолюбия у дошкольников подготовительной к школе группе как важнейший аспект подготовки к школе

(выступление на педсовете)

Подготовила воспитатель

Тюлина Л.М.

г.Москва

ГБОУ №2316 ЮВОУО

Апрель 2012г

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. А как известно, интерес к труду, закладывается в детстве. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаза.  Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации трудовой деятельности у нас в группе закуплены фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, для стирки кукольного белья и мытья игрушек имеются тазики и ведра. Подобран материал: игры, сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки.

Дети умеют договариваться  о предстоящей деятельности, рассказать взрослому о последовательности выполнения операций (дежурство: помыть руки, одеть фартук, поставить бокалы, положить ложки, вилки, ножи). Приучаем детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. Они умеют распределять обязанности в коллективном труде, выбирать бригадиров и распределять обязанности между членами бригады. Я им не приказываю прямо, а учитываю их знания, умения, опыт, побуждаю их самим подумать, что и как надо сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность. Например, перед тем как начать уборку помещения, я предлагаю детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что необходимо сделать. Затем совместно с детьми намечаем план работы, делимся на бригады, выбираем  бригадиров. Каждой бригаде я  помогаю составить свой план работы, а бригадир  распределяет обязанности. По окончании уборки бригада анализирует свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации труда каждый ребёнок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей. К детям 7-го г. жизни следует предъявлять более высокие требования в отношении качества выполнения работы, самостоятельности. Нужно больше опираться на их опыт, знания и умения, не опекать, а чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целью я  использую  такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай,  как хочешь»; «Попробуй сравнить и рассказать, что тебе удалось сделать лучше» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием. Важно помнить, что ребёнок - это личность, требующая к себе уважения.  Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству  работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений.

    Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых-и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее, заработав деньги.

   Даем детям представление о взаимосвязи труда людей разных профессий. Например, дети узнают, что хлеб, который они купили с мамой в магазине, является результатом труда многих людей: колхозники пашут поля, засевают их пшеницей, собирают урожай; на мукомольных комбинатах рабочие превращают зерно в муку; в пекарнях пекари замешивают тесто и выпекают хлеб; грузчики загружают хлеб в машины, а шоферы отвозят его в булочные, где потом хлеб продают продавцы. Постоянно вспоминаем с детьми, кто работает у нас в саду, что труд каждого важен и что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.  Расширяем  представления детей о труде взрослых. Для этого используем дидактические игры: «Профессии людей», «Подскажи словечко», «Кому это нужно для работы», «Угадай, какая профессия у человека» и др., сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Почта», «Поликлиника»,  «Школа» и т.д.  Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли парикмахера, строителя, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий.  При ознакомлении с трудом взрослых используем также  иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, рассматривание альбома «Все работы хороши», рисунки детей «Кем я хочу быть», «Как я помогаю маме», «Наши добрые дела», рассказы о профессиях, беседы, книги, картины с изображением работающих людей. В ходе бесед рассказываем детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; на конкретных примерах показываем, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.   В ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

   Читаем им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально раскрывается его значение и красота.  (С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть», «Что такое хорошо и что такое плохо», С.Михалков «Моя улица», И.Крылов «Стрекоза и Муравей», З.Александрова «Весной», «Как Маша стала большой») и др. Чтение книг приобщает детей к родной культуре, воспитывает такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, терпение, трудолюбие. Особое значение в этом смысле имеют фольклорные произведения; пословицы, поговорки, сказки (например, «Заюшкина избушка», « «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Золушка», «Мороз Иванович», «Хаврошечка» «Колосок»). Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга, что и награда бывает по труду.  В процессе бесед по пословицам, помогаем детям понять их смысл. «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться желаемого).  Важно воспитывать бережное отношение к книге. Игра-занятие «Книжкин доктор» дает возможность показать, как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь. Мы прочитали стихотворение Б.Заходера «Береги книгу». Затем отобрали книги, которые требуют ремонта. Подклеили книги. После этого я предложила детям самим сделать книги. Тему будущей книги дети выбирали сами. Сначала дети рисовали иллюстрации, а затем вместе с родителями и с воспитателями  записывали текст и придумывали название. Дети были авторами, художниками, оформителями. Здесь дети проявили усидчивость, трудолюбие, умение довести начатое до конца. Некоторые дети сделали по две книги (Ваня, Вадим, Даша, Вика Б.).  

   Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что труд включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

    Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, гуляя на прогулке, мы наблюдали за работой дворника, снегоуборочной техники,  а также и сами расчищали свой участок, строили из снега различные постройки. Засыпанный  снегом участок после расчистки даёт простор для свободного движения  и игры.

   Приучая детей к систематическому труду, мы используем игровые формы его организации. Включаясь в любое дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как исполнители или заказчики. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволило сформировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснить  на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Рассказываем детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, мы  воспитываем у них бережное отношение к результатам труда.

   Дети проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. Дети регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудиться, но очень медленно овладевают трудовыми навыками. Считаю также, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде. Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

     Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. Один из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка (весной, летом, осенью обметаем лавочки, пол на веранде), зимой – очищаем от снега лопатами; осенью – уборка листвы, веток, камней, летом – перекопка песка, полив растений. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно приучали их к труду. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического  развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

     Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Выращивая лук, фасоль, цветы дети приходят к заключению, что растениям нужна вода, свет, за ними надо ухаживать. Если не поливать, растение погибнет. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные "почему". У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного воспитания детей, так как он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

     Ручной труд – как один из видов труда,  занимает особое место в нашей  работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности. Дети опытным путём узнают качество материала.  Мы  учились изготавливать поделки из бумаги способом папье – маше, вышивали, делали книжки- малышки. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Дети с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Дети проявляют  настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Работа с природным материалом – листьями, шишками, семенами, корой и т. д. – дает  нам возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.  

     Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры убирали игрушки  на место. Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость. 
  Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.  Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В процессе любого вида труда мы решаем задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического.  Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Ответы детей на вопрос «Нужен ли труд?»

«Ничего не делать, можно заболеть», «Все погибнет», «Дети будут ленивыми», «Деревья и цветы посохнут», «Лень будет одеваться, одежды не будет», «Весь мир будет пустой», «Садик дает знания, мы не получим знания», «Еды не будет», «Будет скучно», «Если никто не будет трудиться, все умрут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать трудолюбие у дошкольников

Трудовая деятельность в детском саду-одно из средств воспитания у детей внимательного, заботливого отношения  к сверстникам .Воспитатель учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляе...

«Воспитание трудолюбия у дошкольников»

консультация  для  родителей...

Доклад на педсовет: "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"

Доклад на педсовет:"Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"...

Работа с родителями по воспитанию трудолюбия у дошкольников.

Работа по воспитанию трудолюбия у дошкольников,проводимая в детском саду,должна находить свое продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такиекачества, как желание трудиться, готовность сделать что-...

"Воспитание трудолюбия у дошкольников"

Трудолюбие – это важное качество, помогающее сформировать цельную личность. Трудовое воспитание в общем воспитании дошкольника играет немаловажную роль, ведь если ребенок не привык трудиться, его ждут...

Воспитание трудолюбия у дошкольников

Воспитание трудолюбия у дошкольников«Если ребенок вложил частицу своей душии нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком»В.А. Сухомлинский Труд...

Воспитание трудолюбия у дошкольников

Основы трудолюбия, закладыва­ются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка (в многопоколенной семье), немало­важным может быть и вклад старших братьев и сестер.В де...