Анализ работы с семьей за 2014-15 учебный год
статья (подготовительная группа) на тему
В анализе отражены цель и основные задачи, решаемые в работе с родителями и семьей. Перечислены используемые формы работы с семьей, дан перспективный план мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Вдовина И.А.
Анализ работы с семьей в 2014-2015 учебном году
Я работаю в подготовительной к школе группе детей с задержкой психического развития. Период работы с данной группой детей и их семьями составляет 2 года. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на речевые дефекты, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями.
При взаимодействии с семьей я поставила цель позволить родителям стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании. Для реализации этой цели я поставила задачи:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,
- активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей,
- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие ребенка,
- познакомить родителей с коррекционно - развивающей работой в детском саду,
- проинформировать родителей о значимости коррекционно-развивающих занятий,
- консультировать родителей по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ,
-осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда по коррекции речи у детей,
- познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий,
- проинформировать родителей о способах речевого развития, мелкой моторики в домашних условиях,
- дать рекомендации по использованию специальной литературы по обучению грамоте, а также предоставить родителям спектр игровых пособий, направленных на развитие грамоты, которые можно приобрести в магазинах и сделать самим,
- проинформировать родителей о том, какие навыки и знания должны быть сформированы у детей к школе и познакомить с методами, приемами подготовки детей к школе,
-дать знания родителям о кризисе семи лет и путях его преодоления, нацелить на продолжение работы по подготовке детей в школу в летний период.
Для того чтобы достигнуть лучших результатов, я использовала различные формы работы с родителями:
- родительские собрания («Будем знакомы», «Дошкольник готовится стать школьником»),
- праздники (привлечение родителей в подготовку и проведение праздников, досуга),
- дискуссионные встречи,
- анкетирование («Особенности развития Вашего ребенка», «Какой Вы родитель»),
- практикумы («Использование игр по развитию речи в домашних условиях»),
- круглые столы («Растем, играя», «Как и что читать ребенку»),
- устные и печатные консультации (консультации по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ, «Домашнее задание и как его надо выполнять», консультации раз в месяц по способам постановки и автоматизации звуков, «Ребенок и компьютер», «От игры к учебе», «Игры на внимание», «Кризис семи лет»),
- беседы (беседы на интересующие темы родителей, «Скоро в школу», «Наши успехи», «Веселый звук»),
- оформление стендов для родителей, папки-передвижки («Для чего нужны занятия с логопедом», «О леворуких детях», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и др.),
- домашние задания,
- показательные занятия («Эффективные способы развития речи детей»).
Запланированные и в последствие проведенные мероприятия я представила в виде таблицы.
Месяц | Тема, форма проведения | Цель, задачи | Ответственные |
Сентябрь | 1.Анкетирование родителей, индивидуальные беседы 2. «Будем знакомы». Первое групповое родительское собрание. 3. Наглядно-информационный материал (уголок логопеда): «Для чего нужны занятия с логопедом» | Сбор анамнеза и сведений о родителях Цель - познакомить родителей с коррекционно-развивающей работой в детском саду. Задачи: -ознакомление родителей с режимом работы специалистов, планом работы каждого специалиста на год, -познакомить родителей с результатами воспитательно-образовательной работы за предыдущий учебный год, -выбрать родительский комитет, обсудить и принять решение. Цель – проинформировать родителей о значимости логопедических занятий. | уч.-логопед Вдовина И.А., воспитатель Черкасова Т.В., уч.-логопед Вдовина И.А., уч.-дефектолог Селиванова В.С. уч.-логопед Вдовина И.А. |
Октябрь | 1. Индивидуальные консультации для родителей. 2. Наглядно-информационный материал: «Что делать тем, кто поступил в речевую группу впервые». 3. «Домашнее задание и как его надо выполнять». Индивидуальные консультации. | Цель - проконсультировать родителей по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ. Цель - проинформировать родителей о способах развития дыхания и мелкой моторики в домашних условиях. Цель – познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий. | воспитатель Черкасова Т.В., уч.-логопед Вдовина И.А., уч.-дефектолог Селиванова В.С. уч.-логопед Вдовина И.А. |
Ноябрь | 1. Наглядно-информационный материал: - «Развитие мышц речевого аппарата (неспецифические)». -«Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?» 2.«Эффективные способы развития речи детей». Показательные занятия. | Цель - проинформировать родителей о способах развития мышц речевого аппарата. Цель - познакомить родителей с приемами артикуляторной гимнастики, развитию фонематических обобщений. | уч.-логопед Вдовина И.А. |
Декабрь | 1. Индивидуальные консультации раз в месяц по способам постановки и автоматизации звуков. 2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «О заданиях». 3. Педагогические беседы с родителями на темы, интересующие родителей. | Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда по коррекции речи у детей. Цель - проинформировать родителей о важности закрепления полученных знаний в ДОУ детьми дома. Цель – оказать помощь родителям по вопросу обучения их детей. | уч.-логопед Вдовина И.А. . |
Январь | 1. Консультации: А) индивидуальные консультации раз в месяц по методам коррекции речи у детей. 2 Наглядно-информационный материал: «Как помочь ребенку развить связную речь». 3. «Наши успехи» Беседа. | Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда по коррекции речи у детей. Цель – проинформировать родителей о возможности специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения. Цель – провести индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей. | уч.-логопед Вдовина И.А. |
Февраль | 1.«Веселый звук». Беседа. 2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «Каким бывает недоразвитие речи». | Цель - рассказать о способах закрепления вызванного звука. Цель – проинформировать родителей о видах недоразвития речи и о том, какие речевые задания можно выполнять детям дома. | уч.-логопед Вдовина И.А. |
Март | 1.«Как и что читать ребенку». Круглый стол. 2. Наглядно-информационный материал: «О леворуких детях». 3. Практикум «Использование игр по развитию речи в домашних условиях » 4. Открытое мероприятие «Праздник мяча» | Цель - объяснить родителям важность совместного чтения с ребенком детской литературы. Задачи:- привести примеры способов обсуждения с ребенком прочитанного. Цель - проинформировать родителей о том, как правильно организовать рабочее место леворукого ребенка для выполнения домашних заданий и какие особенности есть у леворуких детей. Цель – познакомить родителей с игровыми приемами и имеющимися в продаже готовыми играми по развитию лексико-грамматического строя речи Цель - сформировать у родителей положительное отношение к мероприятиям детского сада. Укрепить детско-родительские положительные взаимоотношения. | уч.-логопед Вдовина И.А. |
Апрель | 1. Индивидуальные консультации раз в месяц по методам коррекции речи у детей. 2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «Что делать летом с ребенком». 3. Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ. | Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда по коррекции речи у детей. Цель- активизация педагогических умений у родителей. Цель – консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории ДОУ. Задача: -формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями. | уч.-логопед Вдовина И.А. уч.-логопед Вдовина И.А., воспитатель Черкасова Т.В. |
Май | Индивидуальные консультации раз в месяц по методам коррекции речи у детей. | Цель – дать рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков в течение летнего периода. | уч.-логопед Вдовина И.А. |
При работе с семьей я столкнулась с рядом трудностей, которые удалось преодолеть путем долгой, но плодотворной совместной с родителями работы.
В начале года многие родители жаловались, что их ребенок не хочет заниматься дома. В данном случае причину необходимо было искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку и в непонимании коррекционных задач. Таким образом, на консультациях я и другие специалисты ДОУ объяснили родителям, что у ребенка не всегда может все получаться сразу, что и вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. В детском саду и дома ребенку необходимо внушать веру в успех, говорить, что все у него обязательно получится.
Мои открытые занятия для родителей, позволили взрослым обогатить свой опыт по воспитанию детей, помогли понять, что стоит исходить из интересов ребенка и, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Также задавая домашние задания, я объясняла как их выполнять не взрослым, а самим воспитанникам, а в понедельник мы со всеми детьми проверяли все ли выполнили задания. Ребята гордились тем, что все выполнили дома и тем самым подтягивали за собой тех, кто отказывался ранее заниматься дома. Таким образом, уже к середине учебного года родители поменялись с детьми ролями, воспитанники уже сами напоминали взрослым о том, что с ними нужно позаниматься, а дух соревнования помог развить в каждом ребенке желание к обучению дома. И как следствие, коррекционно-образовательный процесс улучшился.
Большая работа была проведена с родителями по подготовке детей к школе. Еще в начале года родители относились к выполнению рекомендаций несколько пассивно. Приходилось проводить большое количество бесед и практикумов, чтобы доказать, что доводы родителей, что «с нами никто столько не возился, и ничего, выросли» сейчас неуместны, а объем требований к детям, поступающим в школу, вырос: у ребенка должна быть сформирована речь, он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.
Важную роль сыграли совместно проводимые с родителями детские праздники, открытые мероприятия, позволяющие родителям увидеть имеющиеся у их детей трудности, какими способами их преодолеть, какие есть методы и приемы по подготовке к школе.
Таким образом, проведенная работа способствовала и повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Совместная подготовка сблизила специалистов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. И как результат - обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
В этом учебном году многие родители стали больше обращать внимание на печатную информацию, вывешенную на стенде в уголке логопеда. Данная форма работы полезна тем, что не отнимает много времени у родителей и позволяет кратко ознакомиться с лексической темой недели, примерными играми, упражнениями и беседами по данной теме, либо получить другую актуальную и доступную информацию по речевому развитию.
На мой взгляд, одной из наиболее эффективных работ логопеда с родителями остаются по-прежнему индивидуальные консультации. В следующем учебном году, с целью улучшения взаимосвязанной работы с наиболее занятыми родителями, я планирую создать блог, который позволить проводить консультации родителей по интернету.
Подводя итог, хочу обратить внимание, что проведенный анализ работы показал, что формирование правильной и красивой речи детей невозможно без участия родителей. Необходимо и в дальнейшем совершенствовать работу с родителями, а использование разнообразных форм работы поможет найти подход к каждому из родителей.
Моя цель реализовалась. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволила им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
А самое главное, что взрослые поняли, что любое умение, опыт достигается приложением немалых усилий, возможно даже путем проб и ошибок. Важно создать в доме комфортные условия, где ребенок будет стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять свои речевые умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ДОУ на 2013-2014 учебный год
Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год -структурированный, соответствует всем требованиям....
"Организация работы с родителями" 2013- 2014 учебный год, 1 младшая группа. Выполнила : Ковальчук Светлана Витальевна
В данной работе рассказывается о формах работы с родителями на календарный год с детьми первой младшей группы...
Анализ образовательной деятельности за 2013-2014 учебный год
аналитический отчет...
Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебный год
Представлен педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 уч.года учреждения....
Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебного года
Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-14гг....
Анализ работы психолога ДОУ за 2014-2015 уч.год.
Анализ работы психолога ДОУ за 2014-2015 уч.год....
Доклад на педагогическом совете "Анализ работы дошкольных групп за 2014-2015 учебный год"
Анализ работы дошкольных групп за учебный год...