Анализ работы с семьей за 2014-15 учебный год
статья (подготовительная группа) на тему

Гречко Ирина Александровна

В анализе отражены цель и основные задачи, решаемые в работе с родителями и семьей. Перечислены используемые формы работы с семьей, дан перспективный план мероприятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Вдовина И.А.

Анализ работы с семьей в 2014-2015 учебном году

Я работаю в подготовительной к школе группе детей с задержкой психического развития. Период работы с данной группой детей и их семьями составляет 2 года.  Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на речевые дефекты, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями. 

 При  взаимодействии с семьей я поставила цель позволить родителям стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.  Для реализации этой цели я поставила задачи:

- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями,

- активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей,

- привлечь родителей к совместной деятельности, направленной на обучение, воспитание и развитие ребенка,

- познакомить родителей с коррекционно - развивающей работой в детском саду,

- проинформировать родителей о значимости коррекционно-развивающих занятий,

- консультировать родителей по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ,

-осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда  по коррекции речи у детей,

- познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий,

- проинформировать родителей о способах речевого развития, мелкой моторики в домашних условиях,

- дать рекомендации по использованию специальной литературы по обучению грамоте, а также предоставить родителям спектр игровых пособий, направленных на развитие грамоты, которые можно приобрести в магазинах и сделать самим,

- проинформировать родителей о том, какие навыки и знания должны быть сформированы у детей к школе и познакомить с методами, приемами подготовки детей к школе,

-дать знания родителям о кризисе семи лет и путях его преодоления, нацелить на продолжение работы по подготовке детей в школу в летний период.

Для того чтобы достигнуть лучших результатов, я использовала различные формы работы с родителями:

- родительские собрания («Будем знакомы», «Дошкольник готовится стать школьником»),

- праздники (привлечение родителей в подготовку и проведение праздников, досуга),

- дискуссионные встречи,

- анкетирование («Особенности развития Вашего ребенка», «Какой Вы родитель»),

- практикумы («Использование игр по развитию речи в домашних условиях»),

- круглые столы («Растем, играя», «Как и что читать ребенку»),

- устные и печатные консультации (консультации по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ, «Домашнее задание и как его надо выполнять», консультации  раз в месяц по способам постановки и автоматизации звуков, «Ребенок и компьютер», «От игры к учебе», «Игры на внимание», «Кризис семи лет»),

- беседы (беседы на интересующие темы родителей, «Скоро в школу», «Наши успехи», «Веселый звук»),

- оформление стендов для родителей, папки-передвижки («Для чего нужны занятия с логопедом», «О леворуких детях», «Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать» и др.),

- домашние задания,

- показательные занятия («Эффективные способы развития речи детей»).

Запланированные и в последствие проведенные мероприятия я представила в виде таблицы.

Месяц

Тема, форма проведения

Цель, задачи

Ответственные

Сентябрь

1.Анкетирование родителей, индивидуальные беседы

2. «Будем знакомы». Первое групповое родительское собрание.

3. Наглядно-информационный материал (уголок логопеда): «Для чего нужны занятия с логопедом»

Сбор анамнеза и сведений о родителях

Цель - познакомить родителей с коррекционно-развивающей работой в детском саду.

Задачи: 

-ознакомление родителей с режимом работы специалистов, планом работы каждого специалиста на год,

-познакомить родителей с результатами воспитательно-образовательной работы за предыдущий учебный год,

-выбрать родительский комитет, обсудить и принять решение.

Цель – проинформировать родителей о значимости логопедических занятий.

уч.-логопед

Вдовина И.А.,

воспитатель

Черкасова Т.В.,

уч.-логопед

Вдовина И.А.,

уч.-дефектолог

Селиванова В.С.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Октябрь

1. Индивидуальные консультации для родителей.

2. Наглядно-информационный материал:

 «Что делать тем, кто поступил в речевую группу впервые».

3. «Домашнее задание и как его надо выполнять».

Индивидуальные консультации.

Цель - проконсультировать родителей по результатам проведенной диагностики в рамках реализации программы в ДОУ.

Цель - проинформировать родителей о способах развития дыхания и мелкой моторики в домашних условиях.

Цель – познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий.

воспитатель

Черкасова Т.В.,

уч.-логопед

Вдовина И.А.,

уч.-дефектолог

Селиванова В.С.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Ноябрь

1. Наглядно-информационный материал:

- «Развитие мышц речевого аппарата (неспецифические)».

-«Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?»

2.«Эффективные способы развития речи детей». Показательные занятия.

Цель - проинформировать родителей о способах развития мышц речевого аппарата.

Цель - познакомить родителей с приемами артикуляторной гимнастики, развитию фонематических обобщений.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Декабрь

1. Индивидуальные

консультации  раз в месяц по способам постановки и автоматизации звуков.

2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «О заданиях».

3. Педагогические беседы с родителями на темы, интересующие родителей.

Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда  по коррекции речи у детей.

Цель - проинформировать родителей о важности закрепления полученных знаний в ДОУ детьми дома.

Цель – оказать помощь родителям по вопросу обучения их детей.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

.

Январь

1. Консультации:

А) индивидуальные

консультации  раз в месяц по методам  коррекции речи у детей.

2 Наглядно-информационный материал:

«Как помочь ребенку развить связную речь».

3. «Наши успехи» Беседа.

Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда  по коррекции речи у детей.

Цель – проинформировать родителей о возможности специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

Цель – провести индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Февраль

 1.«Веселый звук». Беседа.

2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «Каким бывает недоразвитие речи».

Цель - рассказать о способах закрепления вызванного звука.

Цель – проинформировать родителей о видах недоразвития речи и о том, какие речевые задания можно выполнять детям дома.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Март

1.«Как и что читать ребенку». Круглый стол.

2. Наглядно-информационный материал: «О леворуких детях».

3. Практикум «Использование игр по развитию речи в домашних условиях »

4. Открытое мероприятие «Праздник мяча»

Цель - объяснить родителям важность совместного чтения с  ребенком детской литературы.

Задачи:- привести примеры способов обсуждения с ребенком прочитанного.

 Цель - проинформировать родителей о том, как правильно организовать рабочее место леворукого ребенка для выполнения домашних заданий и какие особенности  есть у леворуких детей.

Цель – познакомить родителей с игровыми приемами и имеющимися в продаже готовыми играми по развитию лексико-грамматического строя речи

Цель - сформировать у родителей положительное отношение к мероприятиям детского сада. Укрепить детско-родительские положительные взаимоотношения.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

Апрель

1. Индивидуальные

консультации  раз в месяц по методам  коррекции речи у детей.

2. Наглядно-информационный материал в уголке логопеда: «Что делать летом с ребенком».

3. Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ.

Цель – осуществлять взаимосвязанную работу родителей и логопеда  по коррекции речи у детей.

Цель- активизация педагогических умений у родителей.

Цель – консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории ДОУ.

Задача:

-формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

уч.-логопед

Вдовина И.А.,

воспитатель

Черкасова Т.В.

Май

Индивидуальные

консультации  раз в месяц по методам  коррекции речи у детей.

Цель – дать рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков в течение летнего периода.

уч.-логопед

Вдовина И.А.

 

При работе с семьей я столкнулась с рядом трудностей, которые удалось преодолеть путем долгой, но плодотворной совместной с родителями работы.

 В начале года многие родители жаловались, что их ребенок не хочет заниматься дома. В данном случае причину необходимо было искать в неверной расстановке акцентов в отношении  к ребенку и в непонимании коррекционных задач. Таким образом, на консультациях я и другие специалисты ДОУ объяснили родителям, что у ребенка не всегда может все получаться сразу, что и вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. В детском саду и дома ребенку необходимо внушать веру в успех, говорить, что все у него обязательно получится.

Мои открытые занятия для родителей, позволили взрослым обогатить свой опыт по воспитанию детей, помогли понять, что стоит исходить из интересов ребенка и, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Также задавая домашние задания, я объясняла как их выполнять не взрослым, а самим воспитанникам, а в понедельник мы со всеми детьми проверяли все ли выполнили задания. Ребята гордились тем, что все выполнили дома и тем самым подтягивали за собой тех, кто отказывался ранее заниматься дома. Таким образом, уже к середине учебного года родители поменялись с детьми ролями, воспитанники уже сами напоминали взрослым о том, что с ними нужно позаниматься, а дух соревнования помог развить в каждом ребенке желание к обучению дома. И как следствие, коррекционно-образовательный процесс улучшился.

Большая работа была проведена с родителями по подготовке детей к школе. Еще в начале года родители относились к выполнению рекомендаций несколько пассивно. Приходилось проводить большое количество бесед и практикумов, чтобы доказать, что  доводы родителей, что «с нами никто столько не возился, и ничего, выросли» сейчас неуместны, а объем требований к детям, поступающим  в школу, вырос: у ребенка должна быть сформирована речь, он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас.

Важную роль сыграли совместно проводимые с родителями детские праздники, открытые мероприятия, позволяющие родителям увидеть имеющиеся у их детей трудности, какими способами их преодолеть, какие есть методы и приемы по подготовке к школе.

Таким образом, проведенная работа способствовала и повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Совместная подготовка сблизила специалистов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. И как результат -  обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

В этом учебном году многие родители стали больше обращать внимание на печатную информацию, вывешенную на стенде в уголке логопеда. Данная форма работы полезна тем, что не отнимает много времени у родителей и позволяет кратко ознакомиться с лексической темой недели, примерными играми, упражнениями и беседами по данной теме, либо получить другую актуальную и доступную информацию по речевому развитию.

На мой взгляд, одной из наиболее эффективных работ логопеда с родителями остаются по-прежнему индивидуальные консультации. В следующем учебном году, с целью улучшения взаимосвязанной работы с наиболее занятыми родителями, я планирую создать блог, который позволить проводить консультации родителей по интернету.

Подводя итог, хочу обратить внимание, что проведенный анализ работы показал, что формирование правильной и красивой речи детей невозможно без участия родителей.  Необходимо и в дальнейшем совершенствовать работу с родителями, а использование разнообразных форм работы поможет  найти подход к каждому из родителей.

Моя цель реализовалась. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволила им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать  в процессе коррекции речи детей и их воспитании. 

А самое главное, что взрослые поняли, что любое умение, опыт достигается приложением немалых усилий, возможно даже путем проб и ошибок. Важно создать в доме комфортные условия, где ребенок будет стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять свои речевые умения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ДОУ на 2013-2014 учебный год

Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год -структурированный, соответствует всем требованиям....

План работы ДОУ на 2013-2014 учебный год

Педагогический коллектив детского сада осуществляет образовательный процесс  по Образовательной программе  детского сада и в соответствии с комплексно – тематическим планирование р...

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебный год

Представлен педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 уч.года учреждения....

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-2014 учебного года

Педагогический анализ результатов образовательного процесса 2013-14гг....

Анализ работы психолога ДОУ за 2014-2015 уч.год.

Анализ работы психолога ДОУ за 2014-2015 уч.год....