Игры и упражнения на развитие воображения (картотека)
картотека по теме
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие воображения
(старший дошкольный возраст).
Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики, художественного вкуса. |
|
Создание образов на основе заданных элементов или по совестному описанию.
1. Рисунок по точкам
Точками изображается что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбка. Инструкция: в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
2. Нарисуй то, о чем расскажу
Взрослый описывает какой либо предмет, животное, не называя его. Ребенку предлагается изобразить в рисунке то, о чем говорит взрослый.
Например, «Нарисовать животное по описанию». Инструкция: «Сейчас я расскажу вам, как выглядит одна птица (зверь). Ваша задача его себе представить и нарисовать. Потом мы устроим небольшую выставку ваших рисунков и обменяемся впечатлениями о них». Зачитать описание животного нужно 2-3 раза, в зависимости от возраста детей. «Это было, чёрное с синим отливом животное, очертаниями похожее на торпеду или акулу. Его обтекаемое туловище имело около десяти метров в длину и передвигалось на четырёх рядах коротких толстых ножек. Ни глаз, ни ушей на голове у него не было, только длинные усики колыхались над покатым лбом. Пасть существа была очень широкая, когда оно разевало её, то видны были ряды жёлтых зубов». После того, как все выполнили задание, надо рассмотреть рисунки и обсудить, насколько они похожи, в чём различаются. Следует обратить внимание детей на тот факт, что одно и тоже словесное описание породило пусть и во многом схожие, но всё же неодинаковые рисунки (потому что фантазия у всех нас очень разная, и это замечательно).
3. Загадки
Детям предлагается отгадать загадку и изобразить на песке тот предмет или существо, о котором была загадка.
4. Волшебное превращение
Нарисуйте на песке круг. Инструкция: скажи, на что он похож. Попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
5. Незаконченные рисунки
Демонстрируются карточки с незавершенными контурными изображениями предметов. Инструкция: Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали), дополните рисунок по своему желанию. Если работа проводится на бумаге, то рисунок можно раскрасить.
- 6. Камушки
Взрослый предлагает детям изображение морского берега. На берегу нарисованы несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек похож на несколько разных предметов, животных, человека.
Инструкция:по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Взрослый помогает придумать про каждый камушек несколько вариантов. Ребенку предлагается дорисовать «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.
- 7. Поможем художнику (1)
Изображены геометрические фигуры и линии.
Инструкция: один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки. Он сделал наброски — провел некоторые штрихи, а потом отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Ребята, помогите художнику. Рассмотрите штрихи и превратите их в изображения различных предметов. Возможно тогда художник вспомнит, что он хотел нарисовать. Затем мы устроим выставку и выберем самые интересные картины.
- 8. Поможем художнику (2)
Предлагается схематическое изображение человека. Инструкция: художник не успел дорисовать картину, давай мы ему поможем. Придумайте что-нибудь про этого человечка, а потом нарисуйте.
После того как рисунок будет закончен, можно вместе (или самостоятельно) придумать, как зовут человечка, куда он идет, что там случится.
9. Волшебные облака
Предлагается несколько изображений облаков различной формы.
Инструкция: Давайте рассмотрим все эти необычные облака и скажем, на что они похожи. Постарайтесь увидеть в каждом облаке как можно больше изображений предметов. Дете говорят, на что похоже облако и дорисовывают, чтобы получилось изображение какого-либо предмета.
- 10. Волшебные кляксы
Ведущий показывает кляксы и просит сказать, сколько предметов ребенок видит в кляксе и какие. Дети по очереди отвечают. Побеждает тот, кто назвал увиденные предметы последним.
11. Удивительная ладонь
Взрослый предлагает обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами (или оставить отпечаток на песке). Инструкция: «Ребята, у нас получились похожие рисунки, давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок».
12. Силуэты фигур
Потребуются карточки с контурными изображениями предметов (силуэты, вырезанные из бумаги — для работы с песком).
Инструкция: Перед вами незаконченные рисунки. В них не хватает многих деталей, они грустные и не интересные. Дорисуйте то, что необходимо и украсьте рисунок. В случае работы с песком фигуры выкладываются на планшет, посыпаются песком, затем убираются. Остается изображение с которым далее работаем по инструкции.
13. Заколдованный лес (варианты: «Заколдованная река», «Заколдованный парк»)
Карточки (или на песке) со схематическим изображением деревьев и незаконченными линиями неопределенного характера. Инструкция: Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что можно разглядеть, наверное потому, что шапка была маловата. Давайте попробуем расколдовать лес. Внимательно рассмотрите картинку, затем превратите все линии в законченные рисунки. Помните, что лес был необычайно красив и полон обитателей.
14. Картина из геометрических фигур
Детям предлагается нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры.
15. Добрые-злые
Карточки с контурным изображением двух фей. Инструкция:Вы видите изображение двух фей. Представьте себе, что одна из них злая, другая добрая. Чтобы всем было понятно, где какая фея, дорисуйте и раскрасьте лица и одежду. Возможно вы захотите изобразить какие-нибудь волшебные вещи или сказочных спутников наших фей.
16. Спрятанные рисунки
Картинка ( или на песке) с изображением геометрических фигур разного размера. Инструкция: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Рисунки, которые были изображены на ней, решили поиграть в прятки. Они спрятались за геометрическими фигурами подходящего размера и формы. Догадайтесь, кто или что может скрываться за фигурами, и нарисуйте их.
17. Перевертыши
Детям предлагается дорисовать четыре изображения. Фигурки одинаковые, но по разному повернуты. Таким образом одну и ту же фигурку можно превратить в разные картинки.
18. Подарки для друзей
Детям предлагаются неопределенные фигуры и незаконченные линиями неопределенного характера. Инструкция: Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.
19. Бабочки
Детям предлагаются изображения бабочек. Инструкция: На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.
Создание самостоятельных образов.
20. В природе этого нет
Взрослый предлагает придумать всем вместе необычное существо (зверя, рыбу, птицу, насекомое, инопланетянина и др). Он задает наводящие вопросы и на основании полученных ответов создает изображение на песке или другим способом.
Наводящие вопросы: У животного (инопланетянина) есть голова? Какая? Одна или несколько? И др.
- 21. Воображаем и рисуем
Предложите ребенку представить себе и самостоятельно нарисовать:
- разных фей и волшебников;
- неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам или выдуманных. Нпример, «неизвестный науке зверь»: Инструкция:«Вы должны нарисовать такого зверя, какого в природе не существует. Для этого перепутайте всех животных, берите что – то от птиц, что – то от рыб, что – то от кошек и собак, что – то от насекомых. Можно нарисовать, например, зверя с головой, как у мыши, с лапами паука и хвостом павлина, да мало ли кого можно нарисовать! А потом мы устроим выставку ваших рисунков» ;
- жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
- несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
- сказочные предметы – волшебные палочки, шапки-невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
- разные города – инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или просто так), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
22. Превращение
Взрослый предлагает детям: «Представьте, что каждого из вас волшебник превратил в маленького человечка, размером с муравья. Придумай историю о своем чудесном превращении. Какое у тебя было любимое занятие? Чего ты боялся? Захотел бы ты стать большим? Почему? Как бы ты это сделал? Нарисуй себя маленьким в одном из своих приключений».
23. Рисунок того, чего не может быть
Ребенок складывает лист бумаги пополам. В одной части листа нужно нарисовать то, что существует на самом деле, во второй части листа - такой же рисунок, но добавить детали, которых быть не может. Например, на одной стороне можно нарисовать обычный дождь, на другой – дождь из конфет. Так же можно рисовать на планшете, предварительно разделив его на поверхность на две части.
24. Необычные картины
Взрослый предлагает создать необычные картины, а для их создания требуются не карандаши и краски, а песок и дополнительные материалы (камушки, бусины, природный материал и др).
25. Два признака
Взрослый просит детей изобразить то, что может быть одновременно: сильным и добрым; круглым и легким, красивым и опасным и т. д. (или - Нарисуй длинное? Высокое? Большое? Маленькое?).
26. Добавления
Например: детям показывают или говорят – лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получился лес (деревья, грибы, траву, других животных, птиц и т.п.), зоопарк (клетки, смотрителя, дорожки, других зверей, билеты, посетителей, директора и пр.), сказка (волшебство, других героев, действие и т.д.), цирк (дрессировщик, зрители, здание цирка и др.).
27. Взгляд в будущее
взрослый говорит детям: «Ребята, ни один человек не может знать наверняка, что будет завтра, через неделю, через месяц, через год, а тем более — спустя десять, двадцать и более лет, то есть — в будущем. Наверняка многое изменится, но как, никто не знает. Давайте пофантазируем, попробуйте представить картины будущего и нарисовать их».
Варианты рисунков: автомобиль будущего, дом твоей мечты, космический корабль, фантастический пейзаж (Земля в будущем или другая планета).
28. Нарисуй настроение
Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге (песке) любым способом.
29. Самое весёлое
Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что – нибудь весёлое – самое весёлое на свете. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм.
По окончании рисования дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них.
Выигрывает ребёнок, который нарисовал самый весёлый рисунок.
Аналогично проводятся игры «Самое грустное», «Самое доброе», «Самое злое», «Самое красивое», «Самое счастливое» и т.д.
30. Музыка
Взрослый предлагает детям послушать музыкальное произведение и изобразить образы, навеянные музыкой. По окончании рисования, дети демонстрируют свои рисунки, рассказывают о них.
Далее предлагаются игры для коллективной работы.
31. Кто это?
Дети берут по листку бумаги (или на планшетах) и рисуют сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист (закройте часть планшета листом) так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова "прячут" рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.
32. Закорючки
Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.
33. Изменяющийся рисунок
Взрослый предлагает первому игроку задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит ещё одну линию. Следующий должен придумать что-то другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему.
Выигрывает ребёнок, который внёс последнее изменение.
Дополнительно могут использоваться
34. Сочиняем сказку вместе.
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает, затем опять вступает взрослый и т. д. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.
35. Новое применение
Все знают, для чего нужна кастрюля – в ней варят суп. Но у кастрюли могут быть и другие применения, например, из кастрюли можно сделать аквариум или из нее может получиться отличный шлем.
Предложите детям найти новое применение для скатерти или зубной щетки, столовой ложки, носового платка и т.д.
36. Волшебные очки
Детям предлагается «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной… Найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.
В младших группах можно надеть настоящие очки заданной формы.
В старших группах предложить назвать предметы определённой формы на улице, в транспорте, на участке, в магазине.
37. Волшебная труба
Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через нее на предмет, то он поменяет свои свойства на противоположные. Ведущий просит ребенка посмотреть через трубу на предметы и рассказать, как они изменились.
38. История жизни
Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.
39. Новые старые сказки
Возмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.
Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Копилка игр. Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следуе...
Игры и упражнения на развитие воображения
Умение креативно, нестандартно мыслить – важное качество современного человека. Если задуматься, что объединяет Альберта Энштейна и Михаила Юрьевича Лермонтова, Микеланжело и Марию Кюри, Томаса ...
Игры и упражнения для развития воображения и памяти (детско – родительский клуб)
Заинтересовать детей и родителей к разным видам упражнений для познавательного мотива при подготовке детей к школе....
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»
Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....
Игры и упражнения для развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые родители! Самым оптимальным периодом развития воображения является старший дошкольный возраст. Предлагаю Вам поиграть с ребенком дома для его совершенствования и развития....
Игры и упражнения для развития воображения у детей младшего возраста. я
Игры и упражнения для развития воображения. ...
Картотека Дидактические игры и упражнения на развитие воображения (художественное творчество)
Картотека Дидактические игры и упражнения на развитие воображения (художественное творчество)...