"Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» музыкального руководителя Моревой Л.М.
МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ
- Теоретическая часть
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Суть нравственно - патриотического воспитания я вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
- Практическая часть
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
И сходя из того, что работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольника многогранна по содержанию, данная работа включает целый комплекс задач:
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
- детскому саду, улице, городу через все виды детской
- деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Формы, методы, используемые в работе
- музыкальная образовательная деятельность
- танцевальная деятельность
- народные игры и хороводы
- ритмопластика
- разучивание песен и стихов о родине, семье, родной природе, российской армии, о дне Победы, гимна РФ, гимна РТ
- показ презентаций
- праздники и развлечения
Система и последовательность работы
Система и последовательность по нравственно-патриотическому воспитанию детей состоит из тематических блоков.
- Блок – «Я и Моя семья»
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям организованно с администрацией и воспитателями проводим День пожилых людей», «Мамин день», «Международный женский день 8 марта» На которых, естественно звучат песни о маме, бабушке, о Родине.
- Блок - «Культура и традиции»
В этот блок входит знакомство детей с традициями и бытом России и Татарстана, с разными видами устного народного творчества, знакомство с творчеством русских композиторов и композиторов современности, знакомство с русскими поэтами. В этом году знакомила детей с творчеством П.И. Чайковского, с поэтами Л.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. В работе с детьми используется накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью были запланированы и проведены развлечения «Рождественские колядки», «Масленица». При проведении праздников и развлечений необходимо включать региональный компонент. Поэтому необходимо взаимодействовать с преподавателем по обучению татарскому языку. Я же с детьми старших и подготовительных групп разучила татский танец «Эпипе», хороводную игру «Тюбятяй», в данное время разучиваю игру с платками «Тугяряк».
- Блок - «Я и Родина»
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, при совместной работе с воспитателями. Одна из главных задач, которую мы вместе с воспитателями ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукций картин, презентаций, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Для достижения этой цели провести развлечение «День города» и занятие «Моя малая Родина».
- Блок - «Этих дней не смолкнет слава»
К этому блоку относятся НОД, встречи с ветеранами, развлечения, утренники, праздничные концерты «День защитников Отечества», «День Победы». Планируем с воспитателями пригласить на эти праздники ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. В этом году была организована встреча с Ахатом Шайхиевичем Садриевым – директором музея школы №7. Показана Презентация «Нам победы этой позабыть нельзя». Детям предложили совместно с родителями приготовить подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии. Мы, совместно с воспитателями воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
- Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. С целью формирования нравственно-патриотических чувств, прививания детям любви к родной природе и проводим такие праздники как «Осень к нам пришла» и «Встречаем весну». При подготовке к таким мероприятиям я показываю детям картины известных художников «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова и другие.
План мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию | ||
№ | мероприятия | тема |
1 | Праздник | «День города» |
2 | Слушание песен о Родине | «Россия Родина Моя» |
3 | Танцевальная деятельность | Танцы «Росиночка-Россия», «Майский вальс», «Большой хоровод» |
4 | НОД | «Моя малая Родина» |
5 | Развлечение | «День матери» |
6 | Расширенные НОД | «День защитника Отечества» |
7 | Показ презентации на тему | «Наша Армия самая сильная» |
8 | Народные игры и хороводы | «Ворон», «Где был, Иванушка», «Бар матур бакча» |
9 | Консультация для родителей | «Нравственно патриотическое воспитание средствами музыки в семье» |
10 | Слушание песен о войне | «Журавли» муз. Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова, «У деревни Крюково» муз. М.Фрадкина сл. С. Острового, «Смуглянка» муз. А.Новикова, сл. А. Шведова, «Последний наш 10-ый батальон» муз. Б.Окуджавы. |
11 | Разучивание песен ко Дню Победы: | «Здравствуй, весёлый месяц май», «Вечный огонь», «На парад», «Катюша», «Принимаю я парад», «Наша Армия» муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова |
12 | Показ презентации | «Нам победы этой позабыть нельзя» |
13 | Слушание песен о мире и победе | «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова, «День без выстрела на земле» муз. Д.Тухманова, сл. М. Дудина. |
14 | Праздник | «Пень Победы» |
- Заключение
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди, такие как мы, педагоги детского сада
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей – дело необходимое и благодарное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Сотрудничество с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду» (из опыта работы)
взаимодействие и общение с родителями - процесс сотрудничества, формирования единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольно...
Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию в детском саду "Красная шапочка"
В докладе представлен материал по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду "Красная шапочка"....
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста...
Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду"
Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание – это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми....
ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском садуАктуальность проблемы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества являе...
Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду.
Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности в детском саду, для детей 4- 5 лет. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей н...