"Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста"
материал (младшая группа) на тему

Енизеркина Любовь Николаевна

В выступлении говорится о том, что театрализованные игры позволяют улучшить моторику рук, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомит с народным фольклором через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы  по теме

«Значение театрализованных игр

для детей дошкольного возраста»

                                                   

                                         Енизеркина Любовь Николаевна

                                                                воспитатель первой

                                                                квалификационной категории

                                                                МБДОУ «Детский сад

                                                                комбинированного вида №2

                                                                «Золотая рыбка»

                                                                п.г.т. Камские Поляны

                                                                Нижнекамского муниципального района

                                                                Республики Татарстан

2013 год

       Театрализованные игры детей имеют большое значение для гармоничного развития личности. Для детей нашей группы театрализованные игры позволяют улучшить развитие мелкой и средней моторики, активизировать речь, повысить словарный запас, познакомиться с народным фольклором через игру.

       Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки:

• через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром;

• поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения;

• активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй;

• улучшается речь, ее грамматический строй.

      Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

       Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

      Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 Приобщение к театру детей младшего дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

      Дети второй младшей группы свободно могут подготовить сказку-драматизацию в первом квартале и показать ее на осеннем развлечении. Во втором квартале, во второй половине года, дети могут подготовить сказку к празднику мам. В третьем квартале - еще одну к весеннему развлечению, а также ко дню защиты детей. Таким образом, 4-5 сказок-драматизаций вполне доступны для детей второй младшей группы.

       Сказки-драматизации небольшие по времени, 10-15 минут, доставляют детям радость, более длительные сказки вызывают у детей-артистов перенапряжение и утомление. Во всех разделах драматизации очень важно для полного раскрытия ребенка, для его свободного проявления эмоций не перегружать, не завышать планку требований. Иначе мы получим обратное: ребенок будет уставать, и не будет получать положительных эмоций, и естественно, в дальнейшем этот вид деятельности не только перестанет интересовать ребенка, но и вызовет неприязнь.

       Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

      В работе с младшими дошкольниками выделяются основные направления развития театрализованной деятельности, которые состоят в постепенном переходе ребенка:

 • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

 • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

 • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

       Работая по вышеперечисленным направлениям воспитателю, прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованной деятельности, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

       Стремление самостоятельно участвовать в кукольном спектакле, необходимо поддерживать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр.

       Пальчиковый театр помогает при развитии мелкой и средней моторики. Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей. Театр с масками - это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становится сказочным персонажем, стараясь подражать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.

       Очень помогают в работе по театрализованной деятельности этюды на развитие какой-нибудь отдельно взятой функции. Например: Этюд на выразительность жеста: «На двери висит замок» (русская народная потешка)

На двери висит замок, (дети сцепили руки в замок)

Кто его открыть бы мог? (дети стараются разъединить сцепленные руки)

Повернули, покрутили... (выполняют вращательные движения руками)

Постучали и открыли. (стучат сцепленными руками по коленкам и разъединяют руки).

Этюд на выражение основных эмоций: «У пчелки хвори» (русская народная прибаутка)

У пчелки хвори,  (ребенок изображает больного)

У ласточки хвори, (брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены)

А Петенькины хвори  (плечи опущены, голова клонится к плечу)

Уйдите за море! (голова чуть приподнята, тело отклонено назад, улыбка)

       По существу этюды - это небольшое стихотворение, которое легко запомнить, и в котором есть определенные действия. Выполняя эти действия, ребенок развивает те или иные группы мышц.

        Выполняя этюды с товарищами или взрослыми, и получая затем похвалу за старания, ребенок повышает уверенность в своих силах. У него появляется желание сначала поиграть еще, а потом придумать игру самому и поиграть в нее, что очень важно для развития мыслительного процесса.

       Пальчиковые куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Самых простых кукол вы можете сделать сами: на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца). Нарисуйте лицо и волосы. Сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладеет ценными навыками общения. Разыгрывая различные ситуации с куклами, которые ведут себя как люди, развивает воображение ребенка.

       Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

       В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

       Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т. к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Использование разнообразной театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда...

значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

Выступление о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста...

Статья "Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста".

laquo;Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста». Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна р...

Консультация для родителей "Значение театрализованных игр в развитии детей дошкольного возраста."

Данный материал будет интересен родителям,  воспитателям, музыкальным руководителям ....

Статья: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В соответствии с ФГОС, большое внимание уделяется развитию театрализованной деятельности в детском саду. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображ...