Семинар- практикум «Права ребенка, проблемы их соблюдения»
учебно-методический материал на тему
Семинар- практикум для педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_prava_rebenka_problemy_ih_resheniya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ Отдел образования администрации
городского округа город Нефтекамск
Муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 32
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Права ребенка, проблемы
их соблюдения»
Подготовили:
старший воспитатель Баширова А.А.,
социальный педагог Сафиулова И.М.
Права ребенка, являясь неотъемлемой частью права человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
- Установление контакта со специальными службами защиты детей;
- Проведение работы по формированию правового сознания родителей.
Что для этого необходимо?
Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Во-вторых, определения уровня правовой классификации и культуры самих педагогов.
В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.
"Жестокое обращение с детьми: что это такое?"
Проблемные родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку не обходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется со стороны родителей уважение, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшие воспроизводство жестокости.
Нарушение прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
- Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
- Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
- Безработица, финансовые трудности;
- Постоянные супружеские конфликты;
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
- Умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.
В случае выявления жестокого обращения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Признаки, которые должны привлечь внимание педагога.
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.
- Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.
- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми)
- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.
- Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.
- Повторяющие жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе.).
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу и матери.
- Сильная реакция испуга или отвращение в связи с физической близостью определенного взрослого.
- Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).
- Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.
- Демонстрация взрослого поведения интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, Что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том случаи сексуальное).
Однако проявляющие в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Что делать, если, познакомившись с названым признаком поведения, вы невольно подумали о ком-нибудь из детей своей группы? В этом случае присмотритесь более пристально, не только к ребенку, но и к его родителям.
Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.
- На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.
- Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждение в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?
Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он проживает, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами с близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринять действия вы можете прийти к следующим выводам.
- Ваше предложение подтверждается (не подтверждается);
- Решение проблемы не терпит отлагательств и требует подключение специалистов.
Особого внимания требует семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания применялись в детстве приминались по отношению к ним самим.
Как себя вести педагогу, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия (в том числе сексуального).
Основной доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну – например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее.
Памятка
- Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделится своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относится к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения к правдивости его слов.
- Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
- Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего поступок. Часто ребенок несмотря ни на что, любит его и эмоционально к нему привязан.
- Отнеситесь с пониманием к тому, что ребенка могут быть чувства вины и стыда, но не укрепляйте в нем этих чувств.
- Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но проявите понимание, если он попросит сохранить тайну.
- Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того взрослого, о котором идет речь.
- Может быть, допустимо и промежуточное решение, например: « Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».
- Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае его надо поставить в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Имейте в виду, что вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии помочь ему сами, то должны обратится за помощью к другим (медикам, психологам). Может так случится, что ребенок расскажет о свой тайне не педагогу, а детям, тогда лучше всего занять следующую позицию:
- Реагировать как можно более нейтрально (не проявлять своих чувств, не давать оценок случившемуся);
- Дать понять, что проблему ребёнка поняли («Молодец, что ты рассказал о таком событии, это очень важно»)
- Оградить ребенка от реакций других детей («Это сложная проблема, и мы постараемся ее решить вдвоем»;
- Уделить ему максимум внимания.
- Какие действия должен предпринять педагог в случаи насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых.
Ребенок может стать жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого. Тогда не только он сам, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует (особенно, если это сексуальное насилие) специальной подготовки, медицинской экспертизы. Педагоги не могут и не должны брать на себя такую ответственность.
Если в трагедии, происшедшей с ребенком, родители не виноваты, то они сами пережили шок и находятся в растерянности. К тому же ситуация может быть очень деликатной и родители хотят сохранить все в секрете от соседей, родственников, других детей.
В случае, если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого, и случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагогу может потребоваться помощь и совет профессионалов из специальных служб и центров.
Тема «Работа воспитателя с родителями по профилактике
жестокого обращения с детьми»
Информационно-практическая
Карточка 1
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2)право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3)право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4)весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка 2
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
- Органы управления Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- образовательное учреждение; 4)родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
1)Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
2)ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
3)родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
4)родители и органы местного управления образованием.
Задание 3. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?
1)Да, если они получены с согласия родителей;
2)да, если они получены не в результате правонарушения;
3)нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
4)нет, ребенок не должен работать.
Карточка 3
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки Закона РФ "Об образовании"?
Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
- Лица, совершившие или допустившие нарушения;
- органы местного самоуправления;
- местные органы управления образованием;
- образовательное учреждение.
Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
3) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства?
1)Заведующая как представитель образовательного учреждения;
2)заведующая как должностное лицо этого учреждения;
3)работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
4)учредитель образовательного учреждения.
Задание 4. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
- Да, только через родительские комитеты;
- да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
- да, только через Совет образовательного учреждения;
- нет.
Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2)правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
3)направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
4)создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
воспитанников.
Карточка 4
Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
1)Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
2)сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
3)позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
Карточка 5
Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
1)Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
2)да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
3)нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
4)нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
Карточка 1
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2)право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3)право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4)весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Карточка 2
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
- Органы управления Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- образовательное учреждение; 4)родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
1)Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
2)ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
3)родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
4)родители и органы местного управления образованием.
Задание 3. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?
1)Да, если они получены с согласия родителей;
2)да, если они получены не в результате правонарушения;
3)нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
4)нет, ребенок не должен работать.
Карточка 3
Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки Закона РФ "Об образовании"?
Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
- Лица, совершившие или допустившие нарушения;
- органы местного самоуправления;
- местные органы управления образованием;
- образовательное учреждение.
Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
1) Учредитель;
2) органы управления образовательным учреждением;
3) должностные лица образовательного учреждения;
4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы воспитанников и дело дойдет до судебного разбирательства?
1)Заведующая как представитель образовательного учреждения;
2)заведующая как должностное лицо этого учреждения;
3)работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
4)учредитель образовательного учреждения.
Задание 4. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
- Да, только через родительские комитеты;
- да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
- да, только через Совет образовательного учреждения;
- нет.
Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
2)правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
3)направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
4)создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
воспитанников.
Карточка 4
Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
1)Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
2)сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
3)позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
Карточка 5
Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
1)Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
2)да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
3-)нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
4)нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"
Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хр...
Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".
Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......
Семинар-практикум «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ МЫ ЗНАТЬ, ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ НАДО ВЫПОНЯТЬ»
Семинар-практикум«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ВСЕ ДОЛЖНЫ МЫ ЗНАТЬ,ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ НАДО ВЫПОНЯТЬ»...
Семинар практикум адаптация ребенка к детскому саду
1.Вводная часть.Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что мой малыш…»Цель: знакомство, сообщение стабильности положительного состояния малышей в период адаптации.Ход: каждый родит...
Семинар-практикум «Семья-ребенок-детский сад» - система воспитания здорового дошкольника
Семинар-практикум«Семья-ребенок-детский сад» - система воспитания здорового дошкольникаЦель: привлечь внимание родителей к проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возра...
Семинар – практикум «Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения»
методическая разработка...
Семинар – практикум «Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ»
С чего начать работу с детьми с ОВЗ? Условия проведения занятия с детьми....