Мастер-класс Тема: «Любить, творить, совершенствовать»
опыты и эксперименты на тему

Гудимчик Елена Владимировна

Расширять представления участников мастер-класса о свойствах бумаги (гибкость, увеличение прочности, при изменении формы) используя проблемные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kuchugura.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сказка»

г. Лабытнанги

Мастер-класс

Тема: «Любить, творить, совершенствовать»

Воспитатель  первой категории  Кучугура Елена Владимировна

Программное содержание

Цель: Расширять представления участников мастер-класса о свойствах бумаги (гибкость, увеличение прочности, при изменении формы) используя проблемные ситуации.

Задачи:  

  1. Научить участников использовать ранее полученный опыт в решении нестандартных задач.
  2. Развивать познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,  делать выводы, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать их.

(Столкнувшись с противоречием, участники  сами находят способы решения и открывают для себя новые знания. (Может ли   листок бумаги удержать  что-то тяжелее собственного веса?  Почему? Что для этого надо сделать?)

  1. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, умение доказывать свою точку зрения, слушать мнения других.

Методы:

  • Метод проблемного обучения (проблемные ситуации)
  • Практические (экспериментирования с бумагой)

Приемы:

  • Вопросы проблемного характера
  • Противоречия

Используя  вопросы проблемного характера, задания, эксперименты, я заостряла внимание на противоречиях, а также на способах их  разрешения. (Поставьте лист бумаги на ребро (падает?), как помочь бумаге балансировать на ребре? (сложить  пополам)).

Использование метода проблемных ситуаций позволило мне добиться следующих результатов:

  • Поставить участников мастер-класса перед такими познавательными затруднениями, продолжение которых активизирует мыслительную деятельность, побуждает творить умом;
  • Помогать им определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
  • Подталкивает к активной поисковой, экспериментальной деятельности.

Ценность противоречия в решении проблемных ситуаций заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в исследовании. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. Выдвигая гипотезы, участники принимают активное участие в беседе, организованной педагогом, и, выполняя его задания, самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.

Ход мастер-класса

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада вновь видеть Вас!

Тема моего мастер-класса: «Любить, творить и совершенствовать!»

Наш мир полон информационных технологий, космических чудес, и вам может показаться, что лист бумаги слишком прост и неинтересен… Но как же вы ошибаетесь!

Существует множество научных  теорий, которые можно изучить на простых примерах. Например: ракеты слишком сложны, чтобы построить их дома, но зато вы можете понять, как они работают, надув воздушный шарик и сразу же отпустив его, не завязывая.

И тогда каждая теория окажется такой простой… прямо как лист бумаги!

Воспитатель: Для участия в  мастер-классе я прошу выйти из зала 4 человека

Сейчас приступим мы к работе

Начнем творить и создавать

Быть может новое откроем

И сможем многое узнать!

- Разделитесь пожалуйста на группы по 2 человека и пройдите к столам.

- Вы любите творить -  другими словами, создавать что-нибудь своими руками?

- Когда мы творим, мы совершенствуем свои умения, развиваем способности и мышление

1. Перед вами лежат предметы. Возьмите два пластиковых стаканчика и поставьте их на расстоянии одной пяди друг от друга.

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) А Вы знаете, что такое пядь? Одна пядь это старинная русская  мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Положите на них лист бумаги. На средину листа поставьте еще один стаканчик. Выдержит ли его бумажный мост?

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) Как Вы думаете, что произойдет, если сверху на лист поставить стакан? (ответы…)

Бумага слишком гибка, и она не сможет удержать веса стаканчика, так как вес стаканчика намного больше, и листок провалится.

Ваша задача – сделать из одного листа бумаги мостик, который сможет удерживать вес стаканчика. При этом расстояние между стаканчиками не изменяется и нельзя использовать ничего, кроме стаканчиков и бумаги.

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) Проблемная ситуация создана, выход из которой каждый участник должен найти сам, основываясь на ранее полученный опыт. Уважаемые коллеги может у кого-то из Вас есть интересная идея?

Воспитатель: (обращаясь к участникам) Как вы думаете, почему бумага выдержала вес стаканчика? (Потому что вы изменили форму листа, он стал плотнее, лист необходимо несколько раз сложить гармошкой).

Каким способом вы сложили бумагу?

Давайте проверим наш мост на прочность слегка и надавим на стаканчик.

Какой можно сделать вывод? Что мы с Вами доказали?

Ответ: Бумага, сложенная таким способом (гармошкой) оказалась самой упругой и позволяет надолго удерживать посередине некоторый вес.

- Молодцы! Эту проблему вы решили.

       Стаканчики нам больше не понадобятся, можно отодвинуть их в сторону.

2. - Возьмите пожалуйста другой лист бумаги.  Попробуйте поставить бумагу на столе на ребро. Отпустите ее. Что произошло? Почему?

Лист просто упал. Но есть один способ помочь балансировать бумаге на ребре и он очень простой. Как вы думаете какой? Покажите пожалуйста этот способ. (Просто сложить ее пополам)

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) И Вы, уважаемые коллеги подумайте, каким образом мы можем помочь балансировать бумаге стоя на одном ребре.

        Мы выяснили, что сложенный лист бумаги способен поддерживать собственный вес. Если бы перед вами стояла задача просто уравновесить лист, вы легко разрешили бы ее, сложив бумагу пополам. Давайте немного усложним проблему. Сможете ли вы сделать бумагу способной поддерживать что-нибудь еще, кроме собственного веса?

На сложенный лист бумаги, стоящий на одном ребре,  положите сверху книгу. Выдержит ли бумага вес книги?

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) А Вы как считаете? (предполагаемый ответ – нет)

Воспитатель: Совершенно верно. Сама по себе бумага держится вертикально, но она тут же сминается, если на нее что-нибудь положить.

        А сможете ли вы сложить лист таким образом, чтобы он выдержал вес книги, стоя на одном ребре?

Обратите внимание, что на столе лежат предметы помощники!

Участники выполняют задание.

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) Уважаемые коллеги, Вы тоже подумайте, каким образом можно сложить бумагу, чтобы она выдержала вес книга, мне будут очень интересны любые идеи предложенные Вами.

Воспитатель: (обращаясь к участникам) Как вы думаете, все ли согнутые листы одинаково прочны?

Давайте убедимся в этом. Сейчас мы проверим, чья конструкция оказалась самой прочной. Сверху на конструкции положите книгу.  Выдержала ли ваша конструкция вес книги? Давайте положим еще одну книгу.  Что произошло? кладут книги, затем еще и еще…

Воспитатель: (обращаясь к коллегам в зале) Уважаемые коллеги, скорей всего вы обнаружили, что лист бумаги сложенный каким-то определенным способом оказался прочнее остальных. Так какая же конструкция оказалась прочнее других? А как вы думаете?

        Таким образом, мы определили, что способ сложения бумаги в форме цилиндра,  оказался действительно эффективнее остальных.

Именно так  инженеры – конструкторы  создают и совершенствуют различные детали,  чтобы в дальнейшем получить прочные конструкции и использовать их при строительстве.

Воспитатель: (обращаясь к участникам) Уважаемые помощники, мне было интересно и приятно с Вами работать. Большое спасибо, проходите пожалуйста на свои места.

Воспитатель: (обращаясь ко всем присутствующим в зале) В каждом из нас живет ребенок, открытый к получению нового опыта. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с Вами не останавливались на достигнутом, а именно любили, творили, совершенствовались!

Спасибо за внимание!

 

Программное содержание

Цель: Расширять представления участников мастер-класса о свойствах бумаги (гибкость, увеличение прочности, при изменении формы) используя проблемные ситуации.

Задачи:  

  1. Научить участников использовать ранее полученный опыт в решении нестандартных задач.
  2. Развивать познавательный интерес, творческие способности, логическое мышление, умение анализировать, обобщать,  делать выводы, выдвигать гипотезы, опровергать или подтверждать их.

(Столкнувшись с противоречием, участники  сами находят способы решения и открывают для себя новые знания. (Может ли   листок бумаги удержать  что-то тяжелее собственного веса?  Почему? Что для этого надо сделать?)

  1. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, умение доказывать свою точку зрения, слушать мнения других.

Методы:

  • Метод проблемного обучения (проблемные ситуации)
  • Практические (экспериментирования с бумагой)

Приемы:

  • Вопросы проблемного характера
  • Противоречия

Используя  вопросы проблемного характера, задания, эксперименты, я заостряла внимание на противоречиях, а также на способах их  разрешения. (Поставьте лист бумаги на ребро (падает?), как помочь бумаге балансировать на ребре? (сложить  пополам)).

Использование метода проблемных ситуаций позволило мне добиться следующих результатов:

  • Поставить участников мастер-класса перед такими познавательными затруднениями, продолжение которых активизирует мыслительную деятельность, побуждает творить умом;
  • Помогать им определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
  • Подталкивает к активной поисковой, экспериментальной деятельности.

Ценность противоречия в решении проблемных ситуаций заключается в том, что оно воздействует на эмоции, пробуждает потребность в исследовании. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль. Выдвигая гипотезы, участники принимают активное участие в беседе, организованной педагогом, и, выполняя его задания, самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.

Проблемная  ситуация – ситуация,  с  которой  начинается процесс размышления. Осознание  трудностей, невозможность разрешить  их  привычным путем побуждают ребёнка к активному  поиску  новых средств и способов решения  задачи и открытию мира математики, предметов, связей и взаимоотношений.

Противоречие - два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Или несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушение логики или правды.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Познавательная активность – это активность, направленная на весь внешний мир, желание узнать что-то глубже, полнее, познать неизвестное, испытать радость от сделанных открытий, в процессе которых  формируется любознательность

КАК ПРОЙТИ  СКВОЗЬ ЛИСТОК БУМАГИ.

Обыкновенный лист бумаги, размером 21 х 30 см передаю зрителям.

- Вот вам ножницы. Сделайте в бумаге такое отверстие, сквозь которое можно пролезть. Ну что, не получается! А у вас? Тоже не выходит? А вот я могу! Смотрите!

Складываю бумагу пополам и делаю разрез по перегибу так, чтобы он не доходил до краев, потом надрезаю бумагу с одной стороны и с другой и растягиваю образовавшуюся ленту. - Вот видите, какое получилось отверстие? Сквозь него могут пройти сразу два человека. Весь секрет в том, как разрезать бумагу.

складываешь пополам...потом делаешь надрез со стороны свободного...края..потом со стороны сгиба..прорезаешь практически до конца...и так чередуешь с промежутком одинаковым...потом разрезаешь сгиб..только не до краев..разворачиваешь..))) готово

ВСЕГДА ЛИШЬ ДВА. Приготовьте несколько полосок бумаги, надрезав каждую из них в двух местах. Скажите, что выполните любое желание того, кто сумеет одним движением разорвать полоску на три части. Вы не рискуете ничем — задача невыполнима. Пусть желающие делают даже надрезы сами, в таких местах и на такую глубину, как им угодно, — ничего это не изменит.

ПРОЙДУ СКВОЗЬ ЛИСТОК БУМАГИ. Спросите у присутствующих, может ли кто-нибудь из них пройти сквозь листок бумаги размером с почтовую открытку. Ответом, скорее всего, будут недоуменные восклицания. Тогда вы сгибаете листок и прорезаете линию по сгибу; затем прорезаете еще несколько линий, как показано на рисунке. Разворачиваете листок — у вас получилось кольцо такого размера, что пролезть сквозь него не составляет никакого труда!

ЧУДО НА НОЖКАХ.

Если перед кем-нибудь поставить на стол эту фигуру из бумаги и предложить, внимательно рассмотрев (в руки не брать!), сделать такую же, тот, скорее всего, спросит: а склеить ее можно? Действительно, мало кому удается отделаться от впечатления, что эта фигура просто невозможная, что ее никак нельзя вырезать из листа бумаги с помощью одних лишь ножниц.

 Тем не менее задача проста. Лист плотной бумаги размером примерно 10 на 15 сантиметров сгибают пополам вдоль. До линии сгиба делают поперек три надреза: с одной стороны один — точно посредине, с другой два — ближе к краям. Теперь ту часть, которая на рисунке заштрихована, поверните вокруг линии сгиба на 180 градусов. Осталось отогнуть ножки так, чтобы с каждой стороны было по одной узкой и одной широкой.

КАК ПОДНЯТЬ БУМАГУ.

Вызови желающего и положи лист бумаги на сухую поверхность. Предложи поднять его. Перед тем, как он приступит к делу, скажи : "Ой, еще одно… Чтобы облегчить задачу, я должен дать тебе пару моих стеклышек." Все подумают, что ты имеешь ввиду очки, а ты всучишь добровольцу в каждую руку по полному стакану с водой.

Приложив некоторые усилия и пролив немного воды, доброволец справится с задачей. Поблагодари его за старания и покажи, как можно это сделать безо всякого труда. Прикоснись дном стакана к пролитой воде, а затем к бумаге ( это должен быть уже другой, сухой листок ). Бумага прилипнет ко дну стакана.

ЖАДНАЯ ПРОБКА.

Налей в стакан воды почти до краев. Вызови желающего испробовать свои силы и опустить пробку на середину поверхности. Как бы он осторожно это ни делал, пробка все равно будет подплывать к стенке стакана.

Объясни зрителям, что пробка сердится, потому что ей мало платят. Чтобы она выплыла на середину, ее надо подкупить.

Осторожно, как в фокусе "заколдованная непроливайка", опускай монеты. Когда уровень воды превысит уровень ободка, пробка выплывет на середину.

Что происходит? Пробка стремится к самому высокому уровню воды. Эта вершина - у стенки стакана, когда он наполнен не до краев, и в середине - когда стакан переполнен.

ПЛАВАЮЩАЯ ИГОЛКА.

Предложи зрителям пустить иголку по воде. Они начнут бормотать, что это невозможно, что иголка утонет.

Вот тут-то самое время объявить о своей феноменальной способности повелевать водой : ты прикажешь иголке плыть, и она послушается.

Сделай плотик из клочка туалетной бумаги, положи на него иголку и пусти на воду.

Когда листок промокнет, он пойдет ко дну, а иголка останется на поверхности воды как на тонкой "коже". Подтолкни иголку - она проткнет "кожу" и тоже пойдет ко дну.

«Взлет» Бумажной полоски

Вам понадобятся. Полоска бумаги размером 5x13 см.

Нужно сделать. Держите полоску бумаги размером 5 х 13 см между большим и указательным пальцами. Подуйте сверху, вдоль полоски. Полоска поднимется!

Что происходит. Движущийся воздух обладает меньшим давлением, чем находящийся в покое. Неподвижный воздух снизу давит на полоску сильнее, чем движущийся сверху, поэтому полоска поднимается.

Продолжаем опыт. Бумага какого размера, формы и типа (плотности) поднимается легче?

Требования к организации и проведению мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

В технологии проведения мастер-класса мы предлагаем использовать определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.

Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания педагогической проблемы, но имеют и общепедагогическую часть, определяемую общими способами деятельности.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса должен состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. Этот этап можно назвать «деконструкцией»: происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует «реконструкция» - создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.

Итак, панель, слово Мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения педагогической проблемы, работа с материалами — всё это дает возможность подготовиться к представлению результатов работы. Следующим шагом должно быть их обсуждение, а затем корректировка собственного решения поставленной педагогической задачи с вариантами, предложенными коллегами.

Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса, методическими приёмами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое психическое - вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию данной потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдаётся развитию потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направить действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причём участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию Мастера. Позиция Мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др. Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:

• речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

• мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

• пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

• умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

• искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

• педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

• психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

• коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

• чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса мы предлагаем использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках распространения педагогического опыта работников областной образовательной системы.

Педагог – профессия или призвание?

С другой же стороны, даже если у человека есть талант учителя, он вряд ли сможет стать хорошим педагогом без специальной подготовки, которая предполагает изучение основ психологии, профильных дисциплин, ознакомление с классическими и новейшими методиками преподавания и т.д. Ведь обучение в вузе дает возможность перенять опыт известных педагогов, проанализировать наиболее распространенные ошибки и взять на вооружение удачные идеи.

            Талантливый педагог, который хочет развиваться и достигать все новых высот в профессиональной сфере, должен постоянно обучаться, не останавливаясь ни на минуту. Ведь общество постоянно меняется, поэтому меняются и его потребности, следовательно, и методы обучения нужные новые, адаптированные для современного ученика.

И все-таки педагог-психолог - это профессия или призвание? Наверное, можно ответить, что это прежде всего профессия. Обычная работа в сфере, куда люди приходят из интереса и остаются в этой профессии по призванию, поскольку именно призвание, стремление как можно лучше выполнять свои обязанности, желание приносить людям пользу гарантируют успешную и эффективную деятельность, а главное - помогают оставаться на вершине профессионализма!

Еще я думаю,  для того чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы студенты воспринимали тебя не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга! Педагог, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела. Оглядываясь назад, я просто не представляю, кем бы я могла стать еще. Я рада, что выбрала именно эту профессию... И хотя не всегда бывает все гладко и легко, я точно знаю, что именно профессия педагога - мое призвание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Творить всегда, творить везде"

Увадаемые родители! Данный материал познакомит вас с новой техникой, которая носит название декупаж.Познакомьтесь сами, расскажите ребенку, поработайте вместе с ним! Этот опыт не пройдет да...

Мы любим творить))

МЫ творческие детишки)))...

Сценарий праздника о России на тему " Читайте, мечтайте, творите- свою Родину любите"

Посредством знакомства детей с российской символикой- русской березкой, белыми ромашками, яркими матрешками, чтением стихов, исполнением песен, русского народного танца воспитывается любовь с родной с...

Кто-то из великих сказал: «Человек живёт, пока творит». А воспитатель не может не творить, ведь воспитание процесс творческий.

На разном этапе жизни это были разные книги. В детстве - сказки, которые формировали такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие. В школьные годы, а это были врем...

"Мы любим творить"

Для воспитателей и специалистов ДОУ...