Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.
материал (младшая группа) на тему
Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_pervoy_mladshey_gruppe_na_osnove_fgos_do.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.
Жмаева О.А.
воспитатель МБДОУ № 10
Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.
Образовательный процесс в первой младшей группе построен на системе воспитания маленьких детей, который ориентирован на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяет запросы и родителей, и взрослых.
Образовательный процесс в нашем ДОО организован по основной образовательной программе, которая разработана с учётом ФГОС ДО и методических рекомендаций примерной программы «Радуга» /Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научный руководитель Е.В.Соловьева. 2010 год/.
Содержание примерной программы «Радуга», независимо от возраста дошкольников, направлено на решение трех задач:
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. В программе на первое место выдвигается эмоциональное благополучие ребенка
- Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие каждому ребенку.
- Предоставить возможность каждому ребенку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Решение психолого-педагогических задач осуществляется:
- в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Один из успешных принципов работы с малышами – тематический подход, в основе которого лежит приём погружения детей в тему. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Игровая мотивация – ведущая в тематическом планировании для детей.
Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:
- Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми данного возраста
- Принцип последовательности
- Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип повторности: тема проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
- Принцип наглядности: содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.
- Активное взаимодействие образовательного учреждения с семьей.
Организация любой деятельности начинается с планирования, состоящего из нескольких этапов.
Последовательность планирования.
№ п/п | Этапы | Пояснения |
1 | Выбирается (планируется) тема | Тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Тема должна быть понятна и близка детям. |
2 | Определяется содержание | На основе содержания ООП ДО и детских интересов |
3 | Продумывается реализация содержания | В разных видах деятельности: игровой, речевой, познавательной, двигательной… |
4. | Отбираются формы работы с семьями воспитанников | Для родителей предлагаются краткие рекомендации: о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения и др. |
5. | Подведение итогов | Итоговое мероприятие: развлечение, праздник-сюрприз, сенсорный праздник, конкурс, выставка. |
Примерные темы связаны с временами года: Осень, зима, весна, лето.
Конкретно по теме Зима: - «Снегопад», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Елочные игрушки», «Такие разные снеговики», «Зимние забавы».
№ п/п | Этапы | Организация |
1 | Тема | «Зимние забавы» |
2 | Содержание | Рассматривание подвижных игр, как катание на санках или ледянках; игра в снежки; за одеждой других детей. |
3 | Реализация | Организация подвижных игр на улице и в группе; рассматривание иллюстраций о зиме, зимних забав; рисование, аппликация на зимнюю тематику; чтение художественной литературы; наблюдения за явлениями зимы, за трудовой деятельностью других детей; кормление пернатых птиц; постройка и украшение снежных построек на участке. |
4 | Формы взаимодействия с семьями воспитанников | Информационный стенд «Зимние прогулки» (фотографии); консультация «Как одеваться зимой»; папка-ширма «10 правил как защитить здоровье детей зимой»; фотоотчет «Зимние прогулки детей в детском саду» |
5 | Итоговое мероприятие | Развлечение «Зимние забавы» |
Реализация содержания происходит через различные виды детской деятельности: игры, рисование, аппликация, чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, наблюдения и т.п.
Тематический подход позволяет реализовать основную цель: сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Взаимодействие с семьей осуществляется через различные формы: беседы, консультации, практикумы, информационные стенды,
Чтобы дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей, заполняем отчет родителям «Как мы провели день».
Материалы этого отчёта помогают родителям:
- Поговорить с ребёнком об этих событиях;
- Сохранить чувство сопричастности к жизни ребёнка, осведомленность о ней, эмоциональную связь с ребёнком;
- Продолжить при желании работу по той или иной теме в семье.
Данный документ также является отчетной документацией воспитателя.
Преимущества построения образовательного процесса по тематическому принципу:
- При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
- Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, речевой активности.
- Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Таким образом, тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ, решать психоло-педагогические задачи ООП ДО.
В итоге, помогает сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс более мотивированным; устранить перегрузку детей; способствует сплочению общественного и семейного дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального о...
Обзор ФГОС ДО и организация образовательного процесса в первой младшей группе
Статья составлена с использованием материалов ФГОС ДО, в качестве обзорной информации на вводном родительском собрании, с целью ознакомления родителей воспитанников раннего возраста с организацией обр...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе
Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М...
Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016
Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и в...
Календарное планирование образовательного процесса в первой младшей группе
Календарное планирование образовательного процесса в первой младшей группе...
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе в первой младшей группе
Применение цифровых образовательных объектов в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствам мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, д...
Здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса в первой младшей и второй младшей группах
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социа...