Консультация для педагогов "Этапы становления сюжетно-ролевой игры"
консультация на тему
Подготовила воспитатель
дошкольной группы:
Н.С. Лесникова
с. Большая Поляна, 2015г.
Игра-отражение жизни. Здесь всё" как будто"," понарошку",но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Многими исследователями доказано.что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и её содержание в целом этическое, интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового общества. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того ,берёт он на себя какую-нибудь роль или нет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Положительные роли и ролевые отношения воплощаются детьми в игре и определённым образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогическую работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета- игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия- манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентировочные действия-операции.
Следующий этап: Отобразительная игра, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится.
Сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными ,имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки Сюжетно- ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Наступает этап Собственно-ролевой игры, в котором играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игро-действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.)
II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника доктора Айболита»
(средняя группа)
Программное содержание: продолжать учить детей обогащать сюжет игры; совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (врач, медсестра, пациент) ; продолжать учить детей вести ролевой диалог (телефонный метод) ; совершенствовать умение поступать в соответствии с общим игровым замыслом; совершенствовать умение подбирать атрибуты для игры. Закреплять знания детей о птицах, домашних и диких животных. Активизировать в речи существительные, обозначающие названия животных, их детенышей, птиц, птенцов, уменьшительно – ласкательные существительные, глаголы, обозначающие действия животных, птиц. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, развивать умение считаться с интересами товарищей.
I этап:
Чтение: К. И. Чуковский “ Айболит».
Программное содержание: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки. Развивать образность речи.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Программное содержание: познакомить детей с профессией медсестры, ее трудовыми действиями, оборудованием медицинского кабинета.
Рассказ воспитателя о посещении им ветеринарной клиники «Как у нас появился щенок».
II этап:
Игровая ситуация «Помоги Айболиту собрать инструменты»
Программное содержание: обратить внимание детей на знакомые атрибуты для игры (шприц, шпатель, градусник, на игровые действия с ними. Внести в игру горчичники, флаконы, рецепты. Предложить детям изготовить талоны для посещения врача путем разрезания широких полос бумаги на квадраты или прямоугольники. Рассмотреть униформу врача, примерить ее. Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия медицинских инструментов.
III этап:
Игровая ситуация «На приеме у врача»
Программное содержание: обучать детей игровым действиям. совершенствовать умение ставить градусник, пользоваться шприцем, ставить горчичники. Учить выполнять игровые действия за врача, медсестру, пациента. Учить вести ролевой диалог (доктор – пациент, медсестра – пациент, а также диалог по телефону. Обратить внимание детей на то, что они могут выполнять роль как за себя, так и за игрушку. Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
IV этап:
Игровая ситуация «Открываем ветеринарную клинику»
Программное содержание: продолжать работу по развитию сюжета игры. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2 -3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, вести иролевой диалог, поступать в соответствии с общим игровым замыслом.
Заключительный этап:
Объединение сюжетно – ролевой игры «Поликлиника доктора Айболита» с сюжетно – ролевой игрой «Семья» (по выбору)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_pedsoveta_09.01.2015.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила воспитатель
дошкольной группы:
Н.С. Лесникова
с. Большая Поляна, 2015г.
Игра-отражение жизни. Здесь всё" как будто"," понарошку",но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Многими исследователями доказано.что игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и её содержание в целом этическое, интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности, при этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового общества. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того ,берёт он на себя какую-нибудь роль или нет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Положительные роли и ролевые отношения воплощаются детьми в игре и определённым образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогическую работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета- игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия- манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентировочные действия-операции.
Следующий этап: Отобразительная игра, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий, наступает следующий этап в развитии игры: она становится.
Сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными ,имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки Сюжетно- ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.
Наступает этап Собственно-ролевой игры, в котором играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научные представления о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игро-действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
ЭТАПЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок и т. п.)
II этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок, поделок, обучение игровым действиям с ними.
III этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
IV этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника доктора Айболита»
(средняя группа)
Программное содержание: продолжать учить детей обогащать сюжет игры; совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (врач, медсестра, пациент) ; продолжать учить детей вести ролевой диалог (телефонный метод) ; совершенствовать умение поступать в соответствии с общим игровым замыслом; совершенствовать умение подбирать атрибуты для игры. Закреплять знания детей о птицах, домашних и диких животных. Активизировать в речи существительные, обозначающие названия животных, их детенышей, птиц, птенцов, уменьшительно – ласкательные существительные, глаголы, обозначающие действия животных, птиц. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, развивать умение считаться с интересами товарищей.
I этап:
Чтение: К. И. Чуковский “ Айболит».
Программное содержание: Учить детей понимать образное содержание и идею сказки. Развивать образность речи.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Программное содержание: познакомить детей с профессией медсестры, ее трудовыми действиями, оборудованием медицинского кабинета.
Рассказ воспитателя о посещении им ветеринарной клиники «Как у нас появился щенок».
II этап:
Игровая ситуация «Помоги Айболиту собрать инструменты»
Программное содержание: обратить внимание детей на знакомые атрибуты для игры (шприц, шпатель, градусник, на игровые действия с ними. Внести в игру горчичники, флаконы, рецепты. Предложить детям изготовить талоны для посещения врача путем разрезания широких полос бумаги на квадраты или прямоугольники. Рассмотреть униформу врача, примерить ее. Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия медицинских инструментов.
III этап:
Игровая ситуация «На приеме у врача»
Программное содержание: обучать детей игровым действиям. совершенствовать умение ставить градусник, пользоваться шприцем, ставить горчичники. Учить выполнять игровые действия за врача, медсестру, пациента. Учить вести ролевой диалог (доктор – пациент, медсестра – пациент, а также диалог по телефону. Обратить внимание детей на то, что они могут выполнять роль как за себя, так и за игрушку. Закрепить знания детей о диких и домашних животных.
IV этап:
Игровая ситуация «Открываем ветеринарную клинику»
Программное содержание: продолжать работу по развитию сюжета игры. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2 -3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, вести иролевой диалог, поступать в соответствии с общим игровым замыслом.
Заключительный этап:
Объединение сюжетно – ролевой игры «Поликлиника доктора Айболита» с сюжетно – ролевой игрой «Семья» (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно представить себе ра...
Этапы становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Игра-отражение жизни.Здесь всё" как будто"," понарошку",но в этой условной обстановке ,которая создаётся воображением ребёнка,много настоящего;действия играющих всегда реальны,их чувства,переживания п...
Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста"
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
«Консультация для педагогов ДОО "Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры детей дошкольного возраста»
В данном материале раскрывается три основных метода руководства играми детей, структурные компоненты и основные направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста....
Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе
Особенности становления сюжетно-ролевой игры в средней группе...
Презентация "Становление сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения"
quot;Становление сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением зрения"...
Консультация для родителей «Становление сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей третьего года жизни»
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действит...