Педагогический совет
методическая разработка на тему

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_patriotike.doc96 КБ
Office presentation icon patriotizm.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3

«Гражданско –патриотическое

воспитание дошкольников»

                         Зам.заведующего МБДОУ д/с №10

Некрасова Ю.А.

2015 г.

Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.

Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
  2. Проведение  тематического  проверки «Организация работы по патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста».
  3. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Краеведение в ДОУ».
  4. Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (зам.заведующего).
  5. Проведение смотра-конкурса на лучший проект по патриотическому воспитанию.
  6. Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
  7. Проведение анкетирования воспитателей «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Повестка дня:

  1. Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Презентация  опыта работы в ДОУ – зам.заведующего Некрасова Ю.А.
  2. Анализ  тематической проверки работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников и ее оценка.
  3. Педагогические соревнования.
  4. Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе (выступление воспитателя Нестеренко И.А. со своим проектом).
  5. «Воспитание патриотических чувств средствами художественной литературы» (воспитатели старшей группы Бражкина С.И., Домальчук И.Л.).
  6.   Проект решения  педагогического совета.

Ход педсовета

1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.      Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия  привели  к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.

 Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:

- Конституция Российской Федерации.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.

- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

- тематические занятия;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, к Мемориалу Славы).

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его  стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

2. Справка тематического контроля.

Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей по патриотическому воспитанию.

Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:

  • Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
  • Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
  • Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
  • Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
  • Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?

Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что  большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. Родители, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.

При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.  

Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, хранить традиции предков, быть преданным и верным своей стране, своему народу, а также быть гордым за свою страну, свою нацию.

75% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 19% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и детский сад, только 6% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несет государство (воспитатели).

Всего лишь один человек отрицательно ответил на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.

На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 2 человека  ответил, что эта тема неактуальна, некоторые отвечали, что знакомить с родословной надо начинать с начальной  школы.

На вопрос о семейных традициях большинство родителей отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным. Но были и такие ответы, что в их семье нет семейных традиций.

Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Воспитателям раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников», в которых они ответили на следующие вопросы:

  • Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
  •  Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
  • Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
  • Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
  • Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
  • Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
  • Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
  • Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
  • Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
  • Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
  • Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
  • Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, об истории  родного города. На вопрос о проектировании и планировании работы по патриотическому воспитанию только один педагог ответил, что  у него недостаточно знаний. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только два педагога считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.

Был  проведен анализ предметно-развивающей среды по патриотиче-скому воспитанию детей в средних и старших группах. Выяснилось, что в большинстве случаев отсутствуют дидактические и настольно печатные иг-ры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, недостаточное количество методи-ческой литературы, если даже и есть центры, то нет в них разнообразия экс-понатов, в оформлении не используются   продукты детской продуктивной деятельности.

Только  в одной подготовительной группе центр оснащен в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итоги смотра-конкурса проектов по патриотическому воспитанию.

Февраль месяц в ДОУ был посвящен патриотическому воспитанию. В рамках месячника среди  педагогов был объявлен смотр конкурс проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Проекты 2 младшей группы и средней группы А краткосрочные, посвящены семейному воспитанию и носят названия «Вместе дружная семья» и «Моя семья» соответственно. В проектах прослеживается разнообразие совместных форм проведения мероприятий как с воспитателями, так и с родителями. Проекты средней группы Б и группы выравнивания долгосрочные (1 год) направлены на  изучение истории родного города «Город Алейск- малая Родина» и «Моя малая Родина» через НОД, беседы, дидактические игры и родительские собрания.  Педагоги старшей группы свой проект посвятили «Нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры», проект краткосрочный (1 месяц) направлен на изучение народной культуры через художественное творчество (рисование, аппликация, дидактические игры развлечения, совместные мероприятия с родителями) . Проект  разновозрастной группы  носит название «Воспитываем патриотов» долгосрочный рассчитан на 1 год и охватывает более широкий спектр тем патриотического воспитания детей, который затрагивает изучение и семейных традиций, и истории  родного города  и страны в целом, и традиций русского народа. Проект подготовительной группы носит название «Защитники Отечества», долгосрочный  рассчитан на один год. Он разбит на  13 циклов, каждый цикл включает в себя объемный материал практически по всем образовательным областям, посвященный воинской славе защитников земли русской  от былинных героев до героев Отечественной войны 1941-1945г.г.

Все проекты оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию. Раскрыты и актуальность выбранной темы, цели и задачи поставлены четко и прослеживаются в течение всей проектной деятельности, мероприятия подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, к работе по данной теме привлечены родители.

3. Педагогические соревнования

Вопросы  участникам

№ п/п

Вопросы 1-й  команде

Вопросы 2-й команде

1

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы (Флаг)

2

Официальная эмблема государства (Герб)

Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (Семья)

3

Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом (Страна)

Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу)

4

Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Маномаха)

Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне)

5

Почему Красная площадь так называется? («Красная»- красивая)

Дата принятия Конституции РФ (12.12.1993г.)

Задание: за 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине

- Золоту  - старости нет, Родине – цены нет

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать,  умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

- Человек без родины, что соловей без песни.

4.  По четвертому вопросу с презентацией опыта работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы поделилась воспитатель подготовительной группы Нестеренко И.А.

          5. О влиянии художественной литературы на воспитание патриотических чувств у дошкольников выступили с презентацией воспитатели старшей группы Бражкина С.И. и Домальчук И.Л.

           

             6. Решение педагогического совета:

       1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию 70-летия  Победы в Великой Отечественной войне.

Ответственные: зам.заведующего, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели подготовительной группы.

Срок: до 01.05.2015г.

  1. Взять одной из годовых задач на 2015-2016 уч.год следующую задачу:  «Воспитание патриотических чувств дошкольников через любовь к  истории и природе родного края».
  2. В группах оснастить центры по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО. Срок до 01.09.2015г.

Ответственные: воспитатели групп

  1. Провести конкурс чтецов  среди воспитанников старшей и подготовительной группы «Стихи о войне».
  2. Представленные на конкурс проекты должны быть размещены на личных сайтах педагогов. Срок до 01.04.2015г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

Слайд 2

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С.Лихачев

Слайд 3

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников Конституция Российской Федерации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995г. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Национальная доктрина образования в РФ Концепция патриотического воспитания граждан РФ

Слайд 5

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.

1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....