Педагогический совет
методическая разработка на тему
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_patriotike.doc | 96 КБ |
patriotizm.ppt | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3
«Гражданско –патриотическое
воспитание дошкольников»
Зам.заведующего МБДОУ д/с №10
Некрасова Ю.А.
2015 г.
Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.
Закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родной страны, воспитанию собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Форма проведения: «круглый стол».
Подготовка к педсовету.
- Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей.
- Проведение тематического проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
- Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Краеведение в ДОУ».
- Проведение консультации для воспитателей: «Патриотическое воспитание дошкольников» (зам.заведующего).
- Проведение смотра-конкурса на лучший проект по патриотическому воспитанию.
- Проведение анкетирования родителей по теме «Патриотическое воспитание ребенка».
- Проведение анкетирования воспитателей «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Повестка дня:
- Вступление. Актуальность темы педсовета. Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО. Презентация опыта работы в ДОУ – зам.заведующего Некрасова Ю.А.
- Анализ тематической проверки работы воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников и ее оценка.
- Педагогические соревнования.
- Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе (выступление воспитателя Нестеренко И.А. со своим проектом).
- «Воспитание патриотических чувств средствами художественной литературы» (воспитатели старшей группы Бражкина С.И., Домальчук И.Л.).
- Проект решения педагогического совета.
Ход педсовета
1. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
В процессе патриотического воспитания огромную роль имеет преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Разработка и апробация моделей содержания и организации образовательного процесса по теме «Патриотическое воспитание дошкольников», способствует преемственному развитию детей дошкольного и школьного возраста.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, к Мемориалу Славы).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
2. Справка тематического контроля.
Перед педсоветом было проведено анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка», а также была проведена тематическая проверка и оценка работы воспитателей по патриотическому воспитанию.
Родителям предлагалось анонимно ответить на такие вопросы, как:
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- Что, по Вашему мнению, означает выражение «быть патриотом»?
- Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей?
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами?
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
- Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?
Проанализировав ответы, можно с уверенностью сказать, что большинство родителей понимают патриотическое воспитание как воспитание любви к своей Родине, родным местам, родной природе. Родители, считают, что патриотическое воспитание – это знание и уважение культурных традиций своего народа, а также знание истории страны.
При ответе на вопрос о возможности патриотического воспитания в детском саду, родители считают, что не только возможно, но и нужно обязательное знакомство с фольклором, традициями, песнями, народным творчеством родной страны.
Быть патриотом, по мнению родителей, это значит любить свою Родину, хранить традиции предков, быть преданным и верным своей стране, своему народу, а также быть гордым за свою страну, свою нацию.
75% ответивших родителей считают, что основную ответственность за патриотическое воспитание детей должна нести семья, 19% - что ответственность за патриотическое воспитание дошкольников должны нести и семья, и детский сад, только 6% опрошенных считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несет государство (воспитатели).
Всего лишь один человек отрицательно ответил на вопрос о том, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, государственными лидерами, традициями, памятными датами.
На вопрос об ознакомлении с родословной семьи, родители отметили не только актуальность этой темы, но и необходимость изучения истории своей семьи, как части общества, возникновения своей фамилии. И всего лишь 2 человека ответил, что эта тема неактуальна, некоторые отвечали, что знакомить с родословной надо начинать с начальной школы.
На вопрос о семейных традициях большинство родителей отметили, что семейные традиции, в основном, это семейные праздники, дни рождения, проведение совместного отдыха, прогулки всей семьей по выходным. Но были и такие ответы, что в их семье нет семейных традиций.
Из всего вышесказанного видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Воспитателям раздавались анкеты «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников», в которых они ответили на следующие вопросы:
- Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
- Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
- Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
- Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?
- Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
- Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
- Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
- Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
- Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
- Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
- Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
- Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
Анализ анкет и результаты проверки показали: почти все воспитатели отметили, что они владеют методиками и технологиями по вопросам патриотического воспитания, но не имеют достаточных знаний о русской народной культуре и традициях, об истории родного города. На вопрос о проектировании и планировании работы по патриотическому воспитанию только один педагог ответил, что у него недостаточно знаний. По вопросу о создании в группе соответствующей предметно-развивающей среды, только два педагога считает, что такая среда в его группе организована не достаточно хорошо.
Был проведен анализ предметно-развивающей среды по патриотиче-скому воспитанию детей в средних и старших группах. Выяснилось, что в большинстве случаев отсутствуют дидактические и настольно печатные иг-ры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, недостаточное количество методи-ческой литературы, если даже и есть центры, то нет в них разнообразия экс-понатов, в оформлении не используются продукты детской продуктивной деятельности.
Только в одной подготовительной группе центр оснащен в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Итоги смотра-конкурса проектов по патриотическому воспитанию.
Февраль месяц в ДОУ был посвящен патриотическому воспитанию. В рамках месячника среди педагогов был объявлен смотр конкурс проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Проекты 2 младшей группы и средней группы А краткосрочные, посвящены семейному воспитанию и носят названия «Вместе дружная семья» и «Моя семья» соответственно. В проектах прослеживается разнообразие совместных форм проведения мероприятий как с воспитателями, так и с родителями. Проекты средней группы Б и группы выравнивания долгосрочные (1 год) направлены на изучение истории родного города «Город Алейск- малая Родина» и «Моя малая Родина» через НОД, беседы, дидактические игры и родительские собрания. Педагоги старшей группы свой проект посвятили «Нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры», проект краткосрочный (1 месяц) направлен на изучение народной культуры через художественное творчество (рисование, аппликация, дидактические игры развлечения, совместные мероприятия с родителями) . Проект разновозрастной группы носит название «Воспитываем патриотов» долгосрочный рассчитан на 1 год и охватывает более широкий спектр тем патриотического воспитания детей, который затрагивает изучение и семейных традиций, и истории родного города и страны в целом, и традиций русского народа. Проект подготовительной группы носит название «Защитники Отечества», долгосрочный рассчитан на один год. Он разбит на 13 циклов, каждый цикл включает в себя объемный материал практически по всем образовательным областям, посвященный воинской славе защитников земли русской от былинных героев до героев Отечественной войны 1941-1945г.г.
Все проекты оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию. Раскрыты и актуальность выбранной темы, цели и задачи поставлены четко и прослеживаются в течение всей проектной деятельности, мероприятия подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей, к работе по данной теме привлечены родители.
3. Педагогические соревнования
Вопросы участникам
№ п/п | Вопросы 1-й команде | Вопросы 2-й команде |
1 | Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство) | Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы (Флаг) |
2 | Официальная эмблема государства (Герб) | Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство (Семья) |
3 | Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом (Страна) | Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к родине, к ее природе, культуре, народу) |
4 | Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий, сын Великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Маномаха) | Какой обычай существовал при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (необходимо было снять шапку. Нарушителей наказывали, заставляя 50 раз поклониться башне) |
5 | Почему Красная площадь так называется? («Красная»- красивая) | Дата принятия Конституции РФ (12.12.1993г.) |
Задание: за 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине
- Золоту - старости нет, Родине – цены нет
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Человек без родины, что соловей без песни.
4. По четвертому вопросу с презентацией опыта работы по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы поделилась воспитатель подготовительной группы Нестеренко И.А.
5. О влиянии художественной литературы на воспитание патриотических чувств у дошкольников выступили с презентацией воспитатели старшей группы Бражкина С.И. и Домальчук И.Л.
6. Решение педагогического совета:
1. Разработать план мероприятий с детьми и родителями к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ответственные: зам.заведующего, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели подготовительной группы.
Срок: до 01.05.2015г.
- Взять одной из годовых задач на 2015-2016 уч.год следующую задачу: «Воспитание патриотических чувств дошкольников через любовь к истории и природе родного края».
- В группах оснастить центры по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО. Срок до 01.09.2015г.
Ответственные: воспитатели групп
- Провести конкурс чтецов среди воспитанников старшей и подготовительной группы «Стихи о войне».
- Представленные на конкурс проекты должны быть размещены на личных сайтах педагогов. Срок до 01.04.2015г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д.С.Лихачев
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников Конституция Российской Федерации Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995г. Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» Национальная доктрина образования в РФ Концепция патриотического воспитания граждан РФ
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»
В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Участие в работе методических объединений или педагогических советов, методических советов, экспертных советов по плану работы ДОУ
Педагогические советы...
Протокол педагогического совета №1 «Установочный» Заседания педагогического совета МКДОУ Детский сад №196 «Подснежник» от 26.08.2017г.
1Анализ летней оздоровительной работы ДОУ.2 Задачи и мероприятия работы ДОУ на новый учебный год.Утверждение годового плана, распорядка дня, расписание НОД. 3 Организация образовательного процесс...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".
Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....