статья музыкального руководителя из опыта работы
статья на тему
В статье речь пойдет о виде музыкальной деятельности - игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья музыкального руководителя | 21.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА
Игра , как средство решения проблемы замкнутости у
детей на музыкальных занятиях.
Безпалько Елена Васильевна, музыкальный руководитель
МАДОУ «СКАЗКА» , ЯНАО, г.Лабытнанги.
Игра – решенье всех проблем
Играть нам никогда не поздно
Играть , конечно , нужно всем
И маленьким , и взрослым!!!
Уважаемые коллеги! Работая музыкальным руководителем, часто сталкиваюсь с очень многими проблемами в обучении дошкольников музыке. Но основной, на мой взгляд, «бедой» является замкнутость детей, заниженная самооценка, и, как следствие, невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а , иногда и таланты дошколят.
Опираясь на свой опыт, хочу рассказать о методах, помогающих значительно повысить результативность в обучении музыке и решить множество сопутствующих проблем.
Итак, музыка в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интереснее, красивее, добрее. Но не все малыши готовы сразу, с первых занятий довериться педагогу и воспринять информацию, поэтому музыкальному руководителю необходимо разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка ; процесс музыкального воспитания и обучения строить с учетом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети получили (или не получили )в семье.
Ведь именно в детском саду у ребят « стартует» копилка элементарного опыта, позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир.
Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.
На мой взгляд, все дети имеют «творческую жилку», но как помочь им развить ее?
Конечно, такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.
В первой младшей группе – это обязательно музыкальная игра с привлечением красивых игрушек – зверюшек, дети с радостью вступают в такие виды музыкальной деятельности, как , музыкально – ритмические движения, пение, сами того не замечая, легко и непринужденно, играя со зверюшками, малыши подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных и, тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, изображая повадки животных…
В эти моменты дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.
Начиная со второй младшей группы , рекомендую включать в музыкальные занятия элементы театральной деятельности, это дает потрясающие результаты.
В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.
Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста уже хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже «постановщиков танцев».
Так, продолжая играть, дети , раскрепощаются, возрастает творческая активность, они охотно импровизируют.
В 6 – 7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определенные навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют, разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно, также , без помощи взрослых распределяют роли, выбирают ведущего и т.д….)
Таким образом, постепенно, играя, дети раскрываются, раскрепощаются, и к подготовительной группе количество таких детей увеличивается в разы.
Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал, вызывает интерес к музыке, решает многие проблемы в воспитательном процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и даже пении, в игре, как правило, забывают об этом, и, тем самым, самовыражаются.
Цель игры на музыкальных занятиях в разделе «игра на детских музыкальных инструментах» – в игровой занимательной форме способствовать развитию чувства ритма.
Также – закладывать основы коллективной игры на музыкальных инструментах.
Игра всегда вызывает у детей интерес и радостные эмоции, развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакции. Развивая чувство ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов.
Кроме вышеперечисленных задач игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков,
помогает совершать различные открытия, .вызывает желание самим придумывать музыку ,
побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым играм,так как в настоящее время
остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста,зачастую даже дети 5-6 лет имеют плохо выраженную
речь. Речевые игры – одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Ведь музыкальный слух
развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика –
являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях
позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Лучшим
помощником в этом случае является методик К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями,
звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов,
прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а
поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному
воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать,
раскрывать свой творческий потенциал. речевые игры на занятиях со старшими дошкольниками.
Дети просто в восторге от Орфовских инструментов,которые,кстати,они изготавливают сами или совместно со своими родителями(шуршунчики,бульбульки,скрипунчики и т.д….)
На этих инструментах дошколята с огромным удовольствием изображают явления природы(ветерок,дождик,гром…)
Обучение ,таким образом,происходит ,играя.
Казалось бы –что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом деле –игра важнейший вид музыкальной деятельности.
Полезны любые игры – дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с пением, хороводные….И музыкальный руководитель, конечно, не должен об этом забывать, и выстраивать музыкальные занятия таким образом, чтобы игра была преобладающим видом деятельности, и тогда, я уверена, можно добиться высоких результатов и решить главную проблему.
Желаю всем педагогам удачи, творческих успехов и новых открытий!
Литература:
[1. «Волшебная дудочка»Бин Дж.Оулдфилд А.М.]
[2.«Музыкальные шедевры»О.П.Радыновой]
[3. «Музыкальное воспитание младших дошкольников»ДзержинскаяИ.Л.]
[4.«Солнечная радуга»О.Н.Трифонова]
[5. «Элементарное музицирование»Тютюнникова]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).
Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...
Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя (из опыта работы).
Презентация составлена на основе опыта работы применения ИКТ....
ИКТ в работе музыкального руководителя (из опыта работы)
Об использовании инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников, что способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, на...
Статья "Реализация ФГОС в деятельности музыкального руководителя (из опыта работы)"
Реализация ФГОС в ДОУ...
Доклад "Технология использования фильмов-презентаций в работе музыкального руководителя" (из опыта работы)
Фильмы-презентации углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений и главное удовлетворяют потребность детей в зрелищности....
Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...