"Формирование звуковой культуры речи детей"
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi.pptx | 580.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения , которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста может быть обобщено в трех основных разделах: Развитие голосового аппарат. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей; Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.
Характеристика речевого развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа ) В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов . Постепенно в речи дошкольников 3 - 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста составляет 1900 слов. Совершенствуется словопроизношение . Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т.д .) Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная.
Наблюдаются следующие особенности произношения: Согласные звуки произносятся смягченно (« зюк » - жук , « сярик » - шарик ). Свистящие звуки «С » , «З» , «Ц» произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся (« абака» - собака ), заменяются : «С - Ф» (« фонце » - солнце ) , «З - В» ( « ваяц » - заяц) , «Ц - Ф» ( « фапля » - цапля ) и т. д. Шипящие звуки «Ш » , «Ж» , «Ч» , «Щ» произносятся недостаточно четко , заменяются свистящими звуками. Звуки «Л », «Р» пропускаются или заменяются на другие (« лямпа » , « ямпа » - лампа; « лыба », « ыба » - рыба)
Задачи: Учить правильно и четко произносить гласные звуки «А », «О », «»У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и во фразовой речи . Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б », «П », «Т », «Д », «Н », «К », «Г », «Х », «Ф », «В », «Л », «С », «З », «Ц» - изолированно, в словах и во фразовой речи . Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков . Способствовать развитию интонационной стороны речи : умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения. Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями. Знакомить с терминами «ЗВУК », «СЛОВО».
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха Упражнение «Подуем на пушинку» Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. (повтор 5-6 раз .) Игра «Медвежата едят мед» Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем .) Игра повторяется 3-4 раза. Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу ( показ), нижнюю губу (показ ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) Игра «Покормим птенчиков» Воспитатель . Я – мама-птица , а вы – мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», - и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) . Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи ».) Прилетела мама и начала кормить своих деток ( дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек ( воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра « Часы» Воспитатель . Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. ». Чтобы они ходили, нужно их завести: « Трик -трак». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза ); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов ). Игра «Забей гвоздик молоточком» Воспитатель . Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6раз ). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз ). Давайте забьем гвоздь большим молотком. Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком. Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит ). Упражнение «На приеме у врача» Воспитатель . Кукла – врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот (дети выполняют ). Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит. Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас . (Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом .) К кому врач подойдет, тот покажет зубы (зубы сомкнуты ). Врач сказал, что зубы у всех здоровы. Упражнение «Забей мяч в ворота» На каждый стол – на противоположный от детей край – ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Игра «Будь внимательным» Воспитатель . У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку. Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия. Упражнение «Заморозим руку» Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят: «Фу-у-у » - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз. Упражнение « Маятник» Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь. Игра «Отгадай слово» Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: « Лоша », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка ». Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком. Игра «Научим мишку говорить правильно» Воспитатель . Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? ( Мишка: Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Ксюша, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче . Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? ( Мишка: Зака .) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперь ты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка ( пирадка , машина ( шимина ). Материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"
Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...
Формирование звуковой культуры речи детей в процессе организации учебной деятельности
Формирование звуковой культуры речи в процессе организации учебной деятельности...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"
Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
Применение элементов логоритмики при формировании звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста....
Профилактика нарушений речи ,через формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Основные этапы формирования речи ребенка среднего дошкольного возраста:•1. Артикуляционная гимнастика;•2 Пальчиковая гимнастика;•3 Развитие речевого дыхания;•4 Развитие фонематичес...
Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)
В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользов...