Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей.
материал (младшая группа) на тему

Чулкова Светлана Алексеевна

Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей.

Современная семья является одним из действующих в обществе институтов формирования личности, а общая эффективность воздействий определяется степенью сотрудничества и целенаправленностью ее взаимодействия с другими социальными институтами. Успешное решение задач становления личности возможно только при объединенных усилиях в частности образовательного учреждения и семьи.

Чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребенка, он предлагал для детей от рождения до шести лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды на этот счет он подробно изложил в работе «Материнская школа». По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребенка. Я.А. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения задач обучения, русло. В связи с этим он разработал целостную программу занятий и даже реализовал ее на практике, осуществляя педагогический патронаж ряда «материнских школ», где воспитание и обучение детей шло по его методу.

Основные тезисы Коменского выдержали испытание временем. Практика свидетельствовала, что мать, глубоко понимая своего ребенка, зная особенности его характера, под руководством педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в системе коллективного воспитания без участия матери.

Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и физический труд.

Однако взаимодействие педагогов с семьей на современном этапе развития общества затруднено, что обусловлено рядом веских причин. Семья претерпевает сегодня существенные изменения. Социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, детей, молодёжи. Многие родители самоустранились от воспитания детей. Напряжение возрастает, оттого что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. К тому же с исчезновением былых идеологических надстроек обществом во многом утрачен и опыт направленного психолого-педагогического просвещения родителей, при всех своих недостатках все же позволявший выстраивать взаимодействия семьи и образовательного учреждения в некоторую систему. К сожалению, для части родителей довольно обширная специальная литература недоступна по экономическим причинам, а другая часть просто не приучена искать ответ на вечные вопросы воспитания в литературе.

В необходимости и значимости взаимодействия педагогов с семьями учащихся сегодня никто не сомневается. Однако за границами теоретического согласия начинается практический разнобой форм, методов и содержания взаимодействий двух воспитательных систем - общественной и семейной. Амплитуда состояний здесь издавна колеблется от единства позиций и согласованности действий семьи и образовательного учреждения до их противостояния; от взаимопонимания - до взаимных обвинений в нерадивости и несостоятельности. И дело тут не только и не столько в добросовестности одних или недопонимании чего-то другими, сколько в резко изменившихся за последние годы дидактических функциях и возможностях семьи и образовательного учреждения, остающихся практически вне внимания педагогической науки.

Образовательные учреждения сегодня склонны считать, что семья должна больше заниматься воспитанием детей и вместе с тем признают, что сами не справляются с этой задачей в силу многих причин. Часть родителей отвергает вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выражает недоверие к педагогам вследствие негативного влияния обучения на здоровье ребёнка, неудовлетворённости качеством его образования.

 На региональных уровнях широко распространены ежегодные родительские собрания, конференции по проблемам воспитания с широким привлечением родительской общественности, родительские собрания отцов и т.д. Как показывает анализ соответствующей информации, в системе общего образования активно используются четыре формы работы с семьёй:

1. Интерактивная: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.

2. Традиционная: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные, городские, районные, областные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.

3. Просветительская: использование средств массовой информации для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей.

4. Государственно-общественная: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей.

Основы здоровья ребенка закладываются в семье, в связи, с чем большое значение приобретает активное и целенаправленное взаимодействие с семьей по сохранению и укреплению здоровья. Однако современная семья достаточно сложная и целостная система, которая не всегда принимает вмешательство со стороны образовательных учреждений, признавая вместе с тем свою несостоятельность как воспитательного института.

Причиной такого несоответствия является то, что:

- во-первых, отношения в семье могут формировать лишь ее члены, вследствие чего доля вмешательства во внутреннюю жизнь семьи строго ограничена;

- во-вторых, педагоги обладают недостаточным уровнем психолого-педагогических, медицинских, гигиенических  знаний и мотивацией к здоровьесбрегающей работе с семьей, проявляют неумение помогать семье формировать систему здоровьесбережения, что заставляет родителей полагаться на собственные возможности.

По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. По результатам осмотров за год до поступления в школу нарушения осанки и сколиозы встречаются в 3 раза чаще, чем при поступлении в детский сад, а распространенность дефектов речи и нарушения зрения увеличиваются на 70% и 80% соответственно.

Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом.

Образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих:

-        латентную, скрытую, когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти;

-        традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры - часто через книги и средства массовой коммуникации);

-        ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами;

- рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий, предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Вопросы содержания образования родителей не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка.

При отборе содержания психолого-педагогического просвещения родителей необходимо учитывать, с одной стороны, такие характеристики семьи, как тип семьи (полная, неполная, нуклеарная, расширенная), возраст родителей, их образовательный уровень и профессиональную принадлежность, социально-экономическое положение семьи, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, родовые и национальные традиции семьи, отношение к религии, тип взаимоотношений в семье и тип (стиль) семейного воспитания..

 С другой стороны, не менее важно при отборе содержания образования родителей учитывать пол ребенка, возрастной этап развития ребенка, его физическое и психическое здоровье, наличие и характер нарушений в развитии ребенка, характер и причины девиантного поведения.

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим.

  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.

- содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным  видам закаливания )

- лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии).

- участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей.

- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

  Работа с семьями воспитанников здесь осуществляется в несколько этапов.

  1. Работа с персоналом детского сада.

Включает самоанализ и тестирование воспитателей с целью выявления теоретических знаний и практической готовности к работе с семьей в вопросах здоровьесбережения детей. Предстоящая работа тщательно планируется: воспитатели консультируются со специалистами детского сада; знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы, периодических изданий по данному вопросу. Все это осуществляется с целью повышения теоретических и практических знаний и умений педагогов.

  1. Практический этап.

Это комплексная работа с семьей, включающая деятельность специалистов:

- воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение в совместные экскурсии, праздники)

- педагогов –психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы)

-инструктора по физической культуре (физкультурные занятия, спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья».

-учителя-логопеда (формирование правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика)

- медперсонала (врача, медицинской сестры)

 Вся работа планируется на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.

  1. Заключительный этап .

Подводятся итоги, проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляется самоанализ и повторное тестирование воспитателей с целью сравнения результатов с начальными, анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий. Только такая комплексная, целенаправленная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.

Рекомендуются следующие формы взаимодействия семьи и дошкольных учреждений в контексте здоровьесбережения: наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей» (Из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете «Совершенствование комплексной системы оздоровления в ДОО при взаимодействии с семьей"...

Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей. ( Из опыта работы)

Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей. ( Из опыта работы)...

Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей

Консультация для педагогов. Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей...

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Статья о взаимодействии родителей и воспитателей, о важности тандема при организации взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей....

Организация взаимодействие с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы)...

Консультация «Взаимодействие с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей»

Консультация  «Взаимодействие с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей»...

Взаимодействие с родителями Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы)

Взаимодействие с родителями  Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей (из опыта работы)...