Статья
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Новицкая Наталья Николаевна

Упрямство детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Упрямство детей.30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямство - поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов - самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей.

У детей и подростков - появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.

Детское упрямство

Упрямство — одна из самых распространенных проблем, с которой приходится сталкиваться родителям ребенка раннего возраста. Зачастую она кажется многим абсолютно беспричинной; порой единственной причиной проявления упрямства родители считают так называемую генетическую причину, т.е. рассматривают упрямство как черту характера, полученную ребенком по наследству. "Он весь в отца!" — говорит мать про своего ребенка и беспомощно разводит руками.

Однако упрямство взрослого человека и упрямство маленького ребенка — это две разные вещи. Взрослый человек, демонстрируя упрямство, может тем или иным образом аргументировать причину его проявления.

Детское упрямство — совершенно иное. Детское упрямство заключается чаще всего в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым. К примеру, маленький ребенок может отказываться от прогулки, несмотря на то, что очень любит гулять. Отказывается есть, ложиться спать, идти на руки и т.д., повинуясь единственному стремлению — идти наперекор взрослым.

Как отмечают психологи, пик подобного "бессмысленного" упрямства приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения.

В чем же причины подобного явления? В первую очередь, как уже было сказано, это — проявление потребности в самоутверждении, которая у детей этого возраста является одной из самых насущных. Если раньше, в более раннем возрасте, собственное "я" маленького человека еще никак не проявлялось, то теперь у него возникает первая инстинктивная потребность в том, чтобы проявить себя как личность. Безусловно, маленький ребенок не может осознавать мотивировки своих поступков, однако, с точки зрения психологии, она очевидна. Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.

Детское упрямство — один из способов на пути утверждения себя как личности.

Зачастую родители не очень четко представляют себе, что такое упрямство. Многие матери, стремящиеся как можно раньше научить ребёнка, примеру, навыкам опрятности, видят проявление упрямства в том, что ребенок упорно продолжает мочить штанишки, пачкать стол во время еды. Однако в данном случае едва ли можно вести речь об упрямстве. Ребенок, скорее всего, просто еще не готов к тому, чтобы неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые родителями. Если ребенок в возрасте около года, к примеру, несколько дней просился на горшок, а потом внезапно перестал это делать, родителям едва ли стоит вести речь об упрямстве ребенка. Более того, подобная установка родителей способна, в конечном счете, действительно привести к развитию в более старшем возрасте сознательного упрямства у ребенка.

Не спешите обвинять ребенка в упрямстве предъявляйте ему разумные требования!

Еще одной причиной упрямства зачастую становится нарушение привычного ритма жизни малыша. Во время первых месяцев жизни ребенок привыкает не только к окружающим его людям и обстановке, но также и к различного рода ритуалам. Он ест, как правило, в определенное время в определенном месте. Процесс кормления осуществляется одним и тем же человеком, чаще — матерью; ребенок, взрослея, обретает свое место за столом, ест определенную привычную пищу на завтрак, обед и ужин.

Процесс подготовки ко сну также со временем становится своеобразным ритуалом, к которому ребенок привыкает. Все эти мелочи только лишь кажутся мелочами; на самом деле, привычный уклад жизни имеет для ребенка огромное значение. Подсознательно он формирует у него чувство безопасности и стабильности окружающего мира, становится залогом спокойствия.

Что же происходит с ребенком, когда подобный привычный для него уклад жизни нарушается? К примеру, нередки случаи отказа ребенка от пищи, если его начинает кормить вместо матери бабушка. Ребенок плачет, отталкивает от себя тарелку, требуя лишь одного — присутствия матери. То же самое может произойти и во время подготовки ко сну, если ребенка укладывает спать другой человек или же если его пытаются уложить спать в другом, непривычном для него месте. Ребенок протестует всеми силами, отказывается спать, несмотря на то, что глаза уже слипаются.

Упрямство может стать следствием внезапного нарушения привычного уклада жизни ребенка.

Упрямство родителей

Однако самой распространенной и опасной причиной развития упрямства у детей может стать упрямство родителей. В данном случае мы ведем речь отнюдь не о генетической передаче негативной информации поколений.

Что такое "упрямые" родители? Это родители, у которых отсутствует определенная гибкость требований в воспитании, родители, для которых существуют принципы и практически не существует отступлений от принципов.

Действие рождает противодействие — этот закон физики в данном случае с большим успехом можно назвать и законом психологии. Мать, требующая от своего ребенка постоянного подчинения и неукоснительного соблюдения определенных (возможно, вполне справедливых!) правил, может однажды столкнуться с проявлением категоричного упрямства. Ребенок перестает принимать пищу, отказывается ложиться спать только потому, что постоянное соблюдение правил рождает в нем неосознанный протест. В данном случае он пытается доказать взрослым, что его права на собственное мнение, его чувство собственного достоинства ущемлены. Подобное упрямство со временем может привести к серьезным проблемам, вплоть до полной потери духовного контакта между родителями (или одним из родителей) и ребенком.

Упрямство ребенка может стать своеобразной реакцией зашиты на чрезмерное упрямство родителей. Не будьте слишком властны по отношению к ребенку!

Кроме психологических, существуют также и некоторые физиологические причины проявления упрямства.

В некоторых случаях упрямство может быть обусловлено особенностями функционального соотношения правого и левого полушарий головного мозга. В том случае, если доминирует правое полушарие (явный признак — работа левой рукой), процесс самоутверждения у ребенка протекает в более обостренной форме, чем у других детей.

При психопатической форме упрямства ребенок не отдает себе отчета в своем поведении, никак не мотивируя свое упрямство и не испытывая чувства вины. Такие дети часто агрессивны и практически не поддаются никаким уговорам. Это — одна из форм расстройства психики, которая нуждается в лечении.

Если упрямство ребенка беспричинно, непобедимо, если оно сочетается с агрессией, обратитесь к специалисту!

Еще одна форма упрямства — невротическая — является одним из видов функционального расстройства психики. Это — неконтролируемая форма упрямства, при которой ребенок действует зачастую помимо своего желания. При такой форме упрямства ребенок всегда сознает, что ведет себя неправильно, плохо, однако ничего не может с собой поделать.

Невротическая форма упрямства возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок. Стимуляторами стрессового состояния могут стать постоянные конфликты родителей, авторитарный режим воспитания, перестановка (инверсия) семейных ролей (в случае, когда ребенка воспитывает бабушка или няня, а не мать, или же когда мать вынуждена играть в семье роль мужчины).

Для того чтобы победить упрямство своего ребенка, следует, в первую очередь, разобраться в его причинах. А разобравшись, по возможности, устранить их. Помните, что упрямство невозможно победить в один день.

Постарайтесь следовать изложенным ниже правилам — это будет залогом в вашей борьбе с упрямством ребенка. 

  1. Не фиксируйте внимание на упрямстве, "не помните зла".
  2. Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает.
  3. Не относитесь к ребенку предвзято.
  4. Не соглашайтесь с ребенком только ради того, чтобы он от вас "отстал".
  5. Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства — таким образом вы разовьете у ребенка комплекс неполноценности.
  6. Прежде чем обвинять ребенка в упрямстве, подумайте, а не проявляете ли упрямство вы сами.
  7. Постарайтесь увлечь упрямого ребенка игрой — таким образом вы сможете победить то или иное проявление упрямства, не ущемив детского самолюбия. Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.
  8. Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".
  9. Предоставьте ребенку право выбора!К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете о том, каков будет его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Старайтесь не создавать ситуаций, в которых была бы возможность для проявления упрямства ребенка.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

  1. ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  4. после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  5. когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...