Кружок для будущих первоклассников "Первый раз - в первый класс"
материал (подготовительная группа) на тему
Предлагаемая форма работы в виде кружка «Первый раз – в первый класс» предполагает оказание помощи старшим дошкольникам в формировании предпосылок учебной деятельности, необходимой для школы интеллектуальной активности, развитие общеучебных умений, коммуникативных и поведенческие навыков. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Представлены пояснительная записка и перспрективный план занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок для будущих первоклассников
«Первый раз – в первый класс»
Пояснительная записка
Подготовка детей в школу – одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Центральными задачами подготовки дошкольников, посещающих дошкольное образовательное учреждение, являются как сохранение и укрепление здоровья, так и своевременное обеспечение их полноценного психического развития. В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми. Предлагаемая форма работы в виде кружка «Первый раз – в первый класс» предполагает оказание помощи старшим дошкольникам в формировании предпосылок учебной деятельности, необходимой для школы интеллектуальной активности, развитие общеучебных умений, коммуникативных и поведенческие навыков. Программа состоит из 15 занятий, которые проводятся во второй половине учебного года - январь-апрель. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают поведенческие и школьно-необходимые навыки, без усвоения новых знаний. Упражнения вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: дети выполняют необычные задания, играют, учатся думать, видеть, запоминать. Большинство занятий не требуют специального оборудования. Продолжительность 25-30 минут, с подгруппой из 8-10 человек. Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет логику проведения и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Данная форма работы решает следующие задачи:
- развитие умений регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции, подчинять свою деятельность массе обязательных правил;
- развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи и воображения;
- развитие общей и мелкой моторики, слухо-моторной координации;
- привитие морально-нравственных представлений об организации общения друг с другом;
- формирование эмоционально -положительного отношения к школе.
- формирование общеучебных умений
В ходе таких занятий психолог проводит диагностику и формирует у детей следующие качества:
- организованность и любознательность;
- волевые качества;
- внимание, способность к длительному сосредоточению, работоспособность;
- воображение, сообразительность, любознательность;
- моторная ловкость;
- дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;
Перспективный план занятий кружка по подготовке детей к школе «Первый раз – в первый класс»
Цели и задачи | Тема занятия | Методы и методические приемы | Оснащение | |
1 | Развитие групповой сплоченности, положительного эмоционального отношения друг к другу, формирование эмоционально-положительного отношения к школе | «Скоро в школу мы пойдем» | - ах, какой я молодец - пингвины - скала - чаша доброты - я желаю тебе - а в школе… - я тебе помогу - мост дружбы - компас - броуновское движение | Музыкальное сопровождение игр, спортивный инвентарь, блюдо, вода. |
2 | Знакомство со школьными правилами, развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми в роли ученика | «Школьные правила» | - скучно, скучно так сидеть - школьные правила - клеточный диктант - точечный диктант - тест «домик»
| Листы в клетку на каждого ребенка, альбомные листы на каждого ребенка, принадлежности для рисования |
3 | Развитие навыков произвольной регуляции поведения, развитие познавательных процессов | «Говорит один – говорим хором» | -передаем по кругу -говорит один - говорим хором -фигурный диктант - разрезные картинки - третий лишний - ищем нелепости - ищем клад - сделай так же - хитрые картинки - найди отличия между двумя картинками - да и нет - костер - робот - правильно - неправильно - клеточный диктант - хочукалка - точечный диктант
| Карточки с символами, тетрадные листы на каждого ребенка, разрезные картинки, карточки для обобщения,. картинки- нелепицы, картинки с отличиями |
4 | Воспитание организованности, аккуратности, способности к длительному сосредоточению | «Школьная тетрадь» | - счетные палочки - зашифрованные слова - перепиши - лабиринт - таблицы - организация рабочего места - слушаем тишину - организация пространства листа | Счетные палочки, спички, картинки для инд.работы, таблицы с цифрами, ребусы, альбомные листы на каждого ребенка, |
5 | Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков | «Путешествие в страну пальчиковых игр» | - выкладываем из счетных палочек- - дорисуй узоры - рыбалка - лабиринт - баскетбол - упражнения с мячом - упражнения со скакалкой - штриховка - письмо по образцу - пальчиковая гимнастика - рисование по точкам «Узнай, кто я» - темное-светлое, ночь-день, проливной - моросящий дождь - обведи рисунок, не отрывая карандаш от бумаги
| Счетные палочки, карточки с лабиринтом, образцы штриховок, карандаши простые и листы в клетку на каждого ребенка, спортивные принадлежности, образцы с буквами, листы на каждого ребенка с точками, контуром, альбомные листы на каждого ребенка
|
6 | Развитие навыков произвольной регуляции поведения, зрительного анализа, образно-схематического мышления | «Умники и умницы» | - копирование образца - рисование узоров - найди такой же - рисование по клеточкам - рисование по точкам - дорисовывание незаконченного рисунка - соединение точек прямыми линиями - штриховка элементов картинки - сложи узор - контурные рисунки - что здесь - найди, покажи - найди фрагменты картинки - разнеси письма - графический диктант - контролер | Листочки из тетради в клетку, простые и цветные карандаши на каждого ребенка, схемы, карточки – образцы, разрезные картинки, картинка с фрагментами, картинка с одинаковыми фигурками, только один из которых является точной копией образца Игры Т.И. Бабаевой (Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе) |
7 | Формирование школьной мотивации | «Скоро в школу» | -я хожу в школу, потому что … - зашифрованные слова - я – ученик:… - я положил в портфель:.. - ответь на вопрос - рассматривание фотографий пап и мам « Мы тоже были учениками» - выставка рисунков « Я иду в школу» | Ребусы, портфель, школьные принадлежности, школьные фотографии родителей, альбомный лист и Принадлежности для рисования на каждого ребенка |
8 | Развитие познавательных процессов: внимание | «Мой вопрос – твой ответ» | - раскрась правильно - продолжи ряд -найди пять отличий -аквариум - посмотри и распутай линии - слушай внимательно - перепиши.. - найди спрятанное слово - догони и поймай букву - квадраты | Готовые карточки с заданиями на каждого ребенка, образцы, квадраты с цифрами |
9 | Расширение кругозора, развитие связной речи и тренировка памяти | «Интеллектуальное состязание» | -запомни за 20 секунд -запомни стихотворение - добавь пропущенное слово - каскад слов - сложи из палочек также - цифровой ряд - буквенный ряд / на запоминание букв, цифр/ - я положил в мешок - шумящие коробочки /ауд.память / - | Карточки с образцами, счетные палочки, коробочки с крупами, мелкими предметами, чудесный мешочек, ребусы, |
10 | Повышение школьной компетентности. Развитие мышления и речи | «Звенит звонок» | - школа для животных - дорисуй нужную фигуру - задачи-шутки - загадки - что раньше, что позже - дай ответ - рисунок школы | Альбомные листы и принадлежности для рисования на каждого ребенка /В.Л.Шарохина/ |
11 | Развитие предпосылок к учебной деятельности, пространственного восприятия | «Точка, точка, запятая..» | - составь пары - зашифрованные слова - оцени свою работу, оцени работу соседа - определи свое место - моя рука, твоя рука - отработка квазипространственных представлений / до, после, раньше, позже, между/ - раскрась картинку /тест Е.Е.Кравцовой/ | Альбомные листы, тетради в клетку, карточки с ребусами, материал для теста /Н.В.Нижегородцева/ |
12 | Формирование мотивационной готовности к школе. Повышение работоспособности детей, формирование установки на успех | «Путешествие к морю исполнения желаний» | - знакомство с учебниками и др.школьными принадлежностями - кто быстрее соберет портфель - а в школе - разгадывание ребуса - я все смогу - змейка - лезгинка - цыганочка - рисование правой рукой - рисование левой рукой - рисование одновременно двумя руками - рисование ногой
| Портфели и школьные принадлежности, карандаши, акварельные краски и альбомные листы на каждого ребенка, звездочки из цветной бумаги на каждого ребенка, блюдо с водой, цветные коврики, магический шар. |
13 | Развитие общеучебных навыков, произвольного поведения, организованности и аккуратности | «Паровоз» | Тест, состоящий из трех заданий | Рабочие карточки-листы на каждого ребенка, цветные карандаши /4/ Работа подгруппами по 8 детей |
14 | Оказание помощи ребенку в принятии себя в роли ученика, формирование положительного отношения к школе | «Я – ученик» | Упражнение «Школа для животных» | В.Л. Шарохина Психологическая подготовка к школе стр.8 |
15 | Диагностика «Готов ли ребенок к школе» | Итоговое | - рисование «Скоро в школу я пойду» | /Н.В.Нижегородцева/ |
Литература | В.Л.Шарохина Психологическая подготовка к школе И.Л.Арцишевская Психологический тренинг Н.В.Нижегородская В.Д.Шадриков Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе Н.А.Шевердина Тестирование будущих первоклашек Тесты для детей Готов ли ваш ребенок к школе А.А.Реан Как подготовить ребенка к школе А.Л.Сиротюк Нейропсихологическое сопровождение проблемного ребенка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-266626-1396455969.jpg)
На будущий год ваш ребенок пойдет в первый класс.
Рекомендации для родителей дошкольников, которые пойдут в первый класс....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-440924-1675266904.jpg)
Тренинг для родителей будущих первоклассников "На пороге школьной жизни". Занятие №5 "Первый раз в первый класс
Совместное занятие родителей и детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1063340-1538224513.jpg)
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Скоро, скоро в первый класс!»
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Скоро, скоро в первый класс!»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/05/picture-1139610-1557007265.jpg)
Первый раз в первый класс: информация для родителей будущих первоклассников.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников, статьи и советы психологов. Материал представлен с использованием интернет-источников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189769-1574079347.jpg)
кружок по нетрадиционной технике рисования в первой младшей группе "Разноцветные бусы" (дата: 02.11.2020)
Цель: учить рисовать нетрадиционным способом- ватными палочками, используя яркие краски; рисовать точки ("бусинки") друг за другом на нитке;различать и называть основные цвета красок (ж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-150562-1512273878.jpg)
Для родителей будущих первоклассников "Первый раз в первый класс в 2023 году".
Уже скоро начнётся первый этап записи в первый класс 2023-2024. Традиционно в этот период у молодых родителей возникает много вопросов, да и многодетным семьям не помешает озн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/14/picture-931593-1497471855.jpg)
Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»
Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...