Мастер -класс " «Совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых»
статья на тему

Зозуля Татьяна Алексеевна

Отношения ребенка со взрослыми играют огромную роль в формировании его личности. В речи взрослого, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.  

Основной идеей мастер класса  является идея сотрудничества, гуманистической психологии, взаимодействия детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых»

Подготовила: Зозуля Татьяна Алексеевна

Воспитатель МБДОУ «Байцуровского детского сада «Чебурашка»

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

                                                                                                                                                     

 Галилей

Приветствие. Здравствуйте, уважаемые педагоги! Хотелось бы начать с небольшой байки.

Байка «Чем занимаются люди»

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал: «Я кладу кирпичи». Другой:  «Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил: «Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной.  Какую занять позицию, и  какой выбрать способ общения с детьми.

Отношения ребенка со взрослыми играют огромную роль в формировании его личности. В речи взрослого, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого поведения.                                      

Итак, если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «взаимодействие» довольно сложное (Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие является одной из сторон общения (наравне с  коммуникацией, восприятием ) – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями , поступками; является интерактивной стороной общения.

Виды взаимодействия: деструктивный (авторитарно – разрушительный), рестриктивный (сохраняющий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) виды взаимодействия (О.С. Анисимов, П. Вацлавик, Д. Джексон, Е.В. Коротаева, А. Маслоу).

Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими. Следовательно, нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям в общении с другими взрослыми и сверстниками. Поэтому тема является актуальной и выбрана для мастер-класса, основной идеей является идея сотрудничества, гуманистической психологии, взаимодействия.

Так как же стать ближе друг к другу?

Скажите мне, пожалуйста, как вы приветствуете друг друга при встрече?

Что вы при этом испытываете?

Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное. Ведь вы всегда так здороваетесь.

Теперь давайте испытаем новые эмоции и попробуем стать ближе друг к другу.

Игра «Близкие люди»

 – протяните руку соседу слева;

 – улыбнитесь друг другу;

 – погладьте друг друга по плечу;

 – любым движением подарите солнечный лучик своему соседу.

Я думаю, после игры вам стало немного теплее, веселее, комфортнее (во время игры предлагаю участникам разноцветные личики).

Упражнение 1. Предлагаю продолжить  наше общение детской игрой, которая помогает  даже пасмурный и холодный  день сделать веселым.  В эту игру можно поиграть в группе с ребятами. Правила простые - слушаем и выполняем. Стихи можно придумать любые. Закончить желательно движением, успокаивающим ребят.

Игра «По приметам».

Тот, кто любит, есть бананы,

Пусть поднимется с дивана.

Тот, кто любит кушать груши,

Пусть потрёт скорее уши.

Кто весёлый озорник,

Тот покажет мне язык.

У кого собака есть,

Нужно на пол быстро сесть.

Кто тут любит, есть конфеты,

Тот похлопает коленки.

У кого есть дома кошка,

Тот попрыгает немножко.

Известный  психолог  Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте.  «Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества.

 Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия:

1) уважительное внимание;

2) справедливая оценка;

3) признание безусловной ценности его личности.

Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Дети приходят в детское дошкольное учреждение  из разных семей и со своим характером. Каждый конкретный воспитатель строит свои  взаимоотношения, с  ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Итак, следующее упражнение поможет воспитателю в рефлексии и самоанализе его взаимодействия с дошколятами.

Упражнение 2. Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст и т.д.).  Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать».  

Обсуждение.

Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

Часто педагоги предъявляют к воспитанникам определенные требования и ожидают, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка.

Обсуждение. 

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины мы должны  придерживаться следующего алгоритма:

1. Распознать истинную цель проступка.

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Если истинную цель проступка мы со временем определим, то принимать решение, как отреагировать на выходку ребёнка, очень часто педагогу приходиться принимать  тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Упражнение 3. «Я возьму с собой…» Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму Дом-2, на конкурс «Евровидение», в сказку «Красная шапочка»...). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Выделяют семь основных воспитательских  позиций по отношению к детям. Давайте с ними познакомимся:

  • Карабас-Барабас. В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнения детьми его спектаклей-постановок. Такое общение в большей степени похоже на дрессировку, на выучку маленьких оловянных солдатиков. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Поведение ребенка, посещающего группу с таким Карабасом-Барабасом, похоже на пружину: постоянное давление сжимает ее, при малейшем ослаблении пружина с огромной силой вырывается вверх и ее траектория становится малопредсказуемой, а сила — разрушительной.

Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя (например, на занятиях у других специалистов), направляется на выплеск накопившейся энергии, другими словами, дети не обращают внимания на слова взрослого, пока не устанут. Они быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

В случае необходимости (открытое занятие, диагностическое обследование) дети в группе Карабаса-Барабаса могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями, но лишь в условиях искусственно созданного спектакля, так как знания и умения выдрессированы, усвоены автоматически. Стоит немного изменить условия игры, заменить картинки, задать вопрос иначе, и дети уже не смогут воспроизвести усвоенное.

Самым печальным последствием такого воспитания является выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Дошкольник уже способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть — добиться одобрения. И все это является следствием использования диктата и дисциплины как основных мер воздействия.

  • Мальвина. Такой педагог четко знает, что правильно, а что нет, что нужно, а что бесполезно, действия Мальвины укладываются в четкий и единственно правильный стереотип. Она умна, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными. Такой подход эффективен в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков, предполагающих выработку четко последовательных действий (сначала откручиваем кран, потом уж намыливаем руки, а не наоборот). Что же касается повседневного общения, естественно возникающих конфликтов, здесь Мальвина действует просто: непонятное ей автоматически становится неправильным. Как следствие, отсутствие у детей инициативности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.      
  • Красная Шапочка. Эмоциональна, непоследовательна и непрагматична. Вызывает у детей симпатию, основанную на схожести. В своих действиях руководствуется сиюминутно возникшими желаниями, не продумывает последствия хотя бы на полшага. В ее действиях отсутствует учет реальных жизненных обстоятельств. Такая инфантильность приводит к торможению волевой регуляции поведения у детей, к развитию неорганизованности, неумению предвидеть последствия своего поведения.
  • Спящая Красавица. Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». В группе ее не видно и не слышно, дети предоставлены сами себе. Ее общение с детьми носит абсолютно формальный характер, деятельность детей никак не регулируется, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях. Следствие — дети становятся такими же безразличным к окружающему, либо расторможенными, основное и любимое занятие — баловство.
  • Наседка. Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, по поводу и без повода «кудахчет», ни на минуту не оставляя детей без внимания и неусыпного контроля. Все расскажет, все покажет, разжует и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость и потребность «махать крыльями» самостоятельно. Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, тревожность, лень — вот последствия такой воспитательской позиции.
  • Снежная Королева. Красавица, лишенная чувства любви и привязанности к детям. Ее главное желание — повелевать маленькими Каями. Добивается она подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением.  Как   следствие — эмоциональная бесчувственность, жестокость, безынициативность.
  •  Мери Поппинс. Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей, закономерности их развития. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях. Обучение детей проводит настолько естественно, что они этого не замечают, используя игру, проблемные ситуации в повседневной жизни. Главное — любит детей!

Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

Упражнение 4. Шуточный тест « Любимый сказочный герой».  Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев.

Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

А сейчас я вам предлагаю приготовить «Коллективный «компот» Сделать это возможно следующим образом: вы по очереди называете какой-либо фрукт или ягоду, который вы кладете в «коллективный компот», при этом называемый вами фрукт или ягода должен начинаться на ту же букву, что и ваше имя, например, Ира- ирга, Лена – лимон, и т.д. Но каждый из вас должен сначала назвать имена тех, кто уже положил в «компот» что-либо и что собирается положить сам, например: «Лена положила лимон, Света – сливу, меня зовут Оля и я кладу в «компот» облепиху».

Отлично!! У вас получается очень вкусный компот!! Аналогично можно приготовить: суп, салат, отправиться в кругосветное путешествие, собрать в поход рюкзак.

Такая игра способствует более глубокому знакомству друг с другом, создает условия для развития наблюдательности, внимания, памяти.

А сейчас, выйдите, пожалуйста, те, у кого есть личики и разделитесь по парам.

Я предлагаю вам письменно описать родителя, который соответствует критериям, указанным на листах.

- вечно недовольного

- агрессивного

- равнодушного

- ругающегося

Ребенок и родитель работают в парах. Отлично!!!

Игровой тренинг «Портрет родителя»

Цель: - выявление характера эмоциональных отношений родителей с детьми.

Прием «Спутанных цепочек» - для установления эмоционального контакта.

Встали вкруг. Закрыли глаза, вытянули правую руку, вытянули левую руку. Открыли глаза и распутались, не разжимая рук. Превосходно!

За вашу работу я предлагаю вам посетить «Цифровую биржу»

Цель этой игры учить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникнуть у родителей при взаимодействии с ребенком.

Ваша задача заключается в том, что бы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Вы можете осуществлять своеобразный «Бартер», т.е. менять «ненужные цифры» на «нужные», договариваясь с людьми – «работниками биржи». Побеждает тот, кто сделает это первым.

Следующий прием, эффективной коммуникации между родителями и детьми – упражнение «Попроси игрушку». Предлагаю участникам познакомиться с ним (раздать инструкции).

Инструкция детям: «У  каждого из вас в руках по игрушке. Сейчас взрослые начнут просить у вас эти игрушки. Вы можете ее отдать только в том случае, если захотите сами.»

Инструкция взрослым: «Каждый ребенок держит в руках игрушку. Вы должны попросить у него эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы, просьбу, уговоры и т.д. Посмотрим, что действует лучше.  Успеха вам!» Просьба не повторяться!

Скажите, пожалуйста, кому из вас удалось завладеть игрушкой, и каким способом вы смогли добиться этой цели? Для детей данное упражнение просто игра, а взрослые иногда начинают задумываться над стилем их семейного воспитания или какими-либо другими вопросами, а иногда с радостью осознают, что их взаимоотношения с ребенком ничуть не хуже, чем в других семьях.

Игра Молчаливое рисование». Вы должны, не договариваясь, молча нарисовать картинку, на тему, предложенную на карточках. Картинка должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. («Идеальный дом», «Наша семья»).

Расскажите о своих впечатлениях. Что для вас было сложно?

Игра «Найди пару». У вас на листах написано имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка и т.д. Вы должны отыскать свою вторую «половинку», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа «Что у меня написано на листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» или «нет». Отлично!!!

Расскажите о своих ощущениях! Что было сложно?

А сейчас, мне от вас хотелось бы услышать  добрые слова. Они помогут стать ближе друг к другу.

 Я пускаю клубок с добрым словом «Благодарю!».

 Молодцы, за активную работу предлагаю вам родительские заповеди.

«Чаша доброты» Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза и скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Сегодня на мастер-классе вы познакомились с эффективными приемами, с помощью которых можно открыть для себя новые формы общения с родителями и с детьми.

Долой упреки, замечанья,

Ворчанья, крики, наказанья.

Скучают дети по общенью

По жалости и по прощенью;

По разговорам по душам,

По нежным ласковым словам

По уваженью, пониманью,

По драгоценному вниманью!

Чтоб стали дети лучше, краше,

Им требуется помощь наша.

Любовь, тепло и состраданье,

Без них напрасны наказанья!

Придумайте жест или мимическое действие, которое выразит ваше настроение от мастер-класса и укажет на завершение совместной работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

Мастер – класс «Использование инновационных технологий в продуктивной деятельности и развитие двигательной активности при взаимодействии детей и взрослых»

Цель: Развитие крупной и мелкой моторики у детей в процессе овладения навыками сотрудничества в коллективе.Задачи: 1.     Внедрение инновационных технологий2....

Отчёт о мастер-классе "Правила ПДД и детям и взрослым"

10.04.2017г на базе младшей группы «А» был проведен мастер-класс «Правила ПДД и детям и взрослым». Основной целью являлось: привлечение внимания взрослых и детей к н...

Мастер- класс для педагогов ДОУ. "Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном взаимодействии детей и взрослого посредством технологии ниточного дизайна "Изонить"

Мастер - класс для педагогов по теме "Изонить"  дает начальные представления по данной теме. Включает в себя по мимо теоретической, практическую часть - обучение заполнению угла. Практи...

"Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"

quot;Совершенствование субъективного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в организации сюжетно-ролевой игры"...

«Лучшее оформление центра сюжетно ролевых игр для совершенствования субъектного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Лучшее оформление центра сюжетно ролевых игр для совершенствования субъектного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в соответствии с ФГОС ДО...

«Совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни»

laquo;Совершенствование системы взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни»Слайд №2«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте ег...