Развитие мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
консультация (средняя группа) на тему
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruki.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: Развитие мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
подготовила воспитатель Демби О.В.
«Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
В. М. Бехтерев
Хироманты зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке считают признаком слабоумия, либо полного истощения жизненной энергии. «Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того, как ребенок взрослеет и набирается ума, кулачек раскрывается». Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности: к собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для этого славянские волхвы и придумали игру в «ладушки». Почему игра называется «ладушки»? Потому что она налаживает работу детского организма. Происхождение слова «ладонь»- центр наладки.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Ученые относят речь к высшим уровням организации движений, доказывая, что треть всей площади проекции двигательной зоны коры головного мозга занята проекцией кисти руки, которая расположена в непосредственном соседстве с речевой зоной. Именно близкое расположение этих двух центров позволило специалистам утверждать, что речь ребенка зависит от мелкой моторики руки, и рассматривать кисть руки как «орган речи», который имеет такое же значение, как и артикуляционный аппарат. Двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывают большое влияние на развитие всего организма и, прежде всего, головного мозга и центральной нервной системы.
Следовательно, мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Пальчиковые игры имеют несколько отличительных особенностей:
1. Универсальность, т.е. в них можно играть в любое время и в любом месте.
2. Кратковременность, т.е. каждая игра длится не более 5 мин.
3. Телесный контакт во время парных или групповых игр - очень активный, но безопасный.
4. В процессе их проведения часто используется невербальное общение, язык жестов.
5. У каждой игры есть множество вариантов, правила изменяются и она постепенно усложняется.
Этапы разучивания пальчиковых игр
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкам ребёнка.
З. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
— перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
— выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
— при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
— выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
— вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;
- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Возможные варианты игр по пальчиковой гимнастике:
Листочки
Ты весною видел чудо?
Как из маленький из почки
Появляются листочки.
Сложить ручки в кулачки, а затем, после слова "появляются", резко разжать их растопырив пальчики.
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Дом
Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
Кулачок
Как фасолинки в стручке,
Наши пальцы в кулачке.
Кулачки мы разгибаем
И фасольки рассыпаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираем все опять.
Согнуть пальцы в кулачок, затем на словах "Кулачки мы разгибаем", быстро раскрыть ладошки, а на словах "Раз, два, три, четыре, пять " по очереди сгибать их, начиная с большого пальца.
Комар
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
Встреча
На правой ручке — пальчики.
На левой ручке — пальчики.
Пришла пора им встретиться —
Готовьте чемоданчики.
Поднять раскрытые ладошки вверх и поочередно пальцами правой руки по очереди прикасаться подушечками к пальцам левой руки. Мизинчик к мизинчику, безымянный к безымянному и т.д.
Замок
Сцепим пальчики в замок,
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Белка
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Перечень используемой литературы:
- Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
- Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....