«Как научить детей пользоваться грудным и головным резонатором при пении в разных регистрах».
материал на тему
Обзор основных режимов работы гортани, их краткая характеристика.
Способы освоения их детьми дошкольного возраста.
Для чего это нужно.
К каким результатам приводит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_detey_pet.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить детей пользоваться грудным и головным резонатором при пении в разных регистрах».
Существует четыре вида режима работы гортани:
Штро-бас, грудной, головной (фальцетный) и свистковый.
Штро-бас или шумовой, т.е. нефиксированный по высоте тона звук низкого тембра. Этот звук производится краями голосовых складок при полном их расслаблении.
Грудной режим работы гортани, на слух воспринимается как насыщенный низкими обертонами. В грудном регистре голосовые складки работают наиболее интенсивно, наиболее плотно смыкаются. На голосовые мышцы дается наибольшая нагрузка, на нервную систему – также. Грудной регистр наиболее индивидуален, в нем наиболее выражены половые и возрастные различия. Грудной режим отличается мясистым глубоким насыщенным звучанием на хорошей опоре звука. При этом резонирует (идет вибрация) в верхней части грудной клетки.
Фальцетный режим работы гортани – в профессиональном академическом пении в него входит мужской фальцет, детский фальцет и все варианты микста на основе фальцета. В фальцетном режиме голосовые складки расслаблены, включены в работу лишь частично, краями, между ними остается пространство, через которое постоянно вытекает воздух. Отличается легким полетным звуком. При этом резонирует в голове.
Свистковый регистр отмечается обычно у детей первых лет жизни в экстремальных ситуациях, служит для выражения крайнего эмоционального напряжения.
При пении с детьми мы пользуемся двумя основными: грудным и головным (фальцетным).
При пении в нижнем регистре (от самой низкой ноты диапазона голоса до «ми-бемоль 1-й октавы») мы пользуемся грудным режимом. При пении в верхнем регистре (до «ля-си 2й октавы») мы пользуемся головным режимом.
Самый неудобный для пения является средний регистр, где грудным режимом петь опасно, а головным неудобно. Здесь используется микст (от слова миксер – смешивать) – то есть смешивание головного и грудного звучания голоса.
Что делают дети?
В момент опасности они переходят на крик или не стараются достать ноту выше. Поэтому, я думаю, что нужно научить их пользоваться тем, что дано им от природы. От природы им даны все режимы. Миксту можно научиться, когда умеешь пользоваться «чистыми» режимами.
Как же научить их и для чего?
- Дети умеют пользоваться грудным и головным режимами, но при пении используют свои умения не всегда. Если послушать, как они играют в группе, то можно понять, что диапазон их голоса с детства очень широк.
- Петь, меняя режимы гораздо удобнее и полезнее, чем «кричать».
- Научить сложно, но можно, главное начать это делать.
С чего начать?
- Сделать «самолётик», что поможет детям понять широту диапазона своего голоса, а так же услышать «грудной и головной звук».
- Давать на занятиях две самые простые распевки: одну в грудном (например, «Андрей-воробей» - скороговорка на одной ноте), другую в головном (например, «Колыбельная») режимах.
- Научить детей правильно делать вдох (быстрый) носом и выдох (постепенный, удержанный или резкий, быстрый) ртом. Давать на занятиях дыхательные упражнения («звонок», «насос» и др.)
- Упражнения на развитие мышц лица («улыбка-грусть», «массаж лица» и др.), языка («лошадка цокает», «цыпленок»)
Результат придет не сразу, но обязательно придет. Главное терпение и систематичность.
Хочу рассказать о своей личной практике применение этих знаний. Я второй год работаю в детском саду. Но, к сожалению, начала этим заниматься совсем недавно. Но у меня был опыт внедрения этой методики обучения пению, когда я работала в детской школе искусств г. Суздаля.
Там у меня была группа «раннего эстетического развития», дети возраста 5ти лет.
Когда они вначале года ко мне пришли, многие из них были гудошниками, почти все не выговаривали буквы «р». И когда мы только начали заниматься, я думала, что ничего не выйдет. Но продолжала каждое занятие упорно работать над использованием грудного и головного режимов, давала в них распевки, несложные для них скороговорки и дыхательные упражнения. Прошел почти год таких систематических занятий. И дети стали понимать многое из того, что делали. Они понимали, что так петь гораздо удобнее, а брать дыхание носом полезнее для здоровья. К концу года абсолютное число моих воспитанников перестали быть «гудошниками», научились пользоваться грудным и головным режимами и стали хорошо выговаривать все буквы алфавита (хотя я была в курсе, что некоторые из них посещали логопеда). Я была рада, что труд не прошел зря и принес свои добрые плоды.
Конечно, детский сад – это не школа искусств, и на наших музыкальных занятиях мы занимаемся многими видами деятельности, кроме пения (танцуем, играем в музыкальные игры и на музыкальных инструментах, слушаем, говорим о музыке), и задачи есть в каждом виде музыкальной деятельности, но пения тоже никто не отменял. И, я думаю, что учить детей «азам» пения нужно. Научатся ли они – другой вопрос.
Литература:
- Виктор Емельянов «Развитие голоса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка пользоваться ножницами ( 4-5 лет)?!
Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несин...
Как научить детей правильному пению
Определены основы в работе над вокальными способностями ребенка...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста "Как научить ребенка пользоваться ножницами"
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста "Как научить ребенка пользоваться ножницами"Для того, чтобы ребёнок мог использовать ножницы, он должен овладеть определёнными ...
Консультация для родителей "Научим детей пользоваться ножницами"
Консультация для родителей "Научим детей пользоваться ножницами"...
Развитие зрительного восприятия у детей младенческого (грудного) возраста.
В статье указываются этапы и специфика работы по развитию зрительно-ориентировочных реакций у младенцев. Материал помогает понять каким видит окружающий мир маленький ребенок и как помочь ему развиват...
17 приемов, чтобы научить детей принимать решения на разных этапах занятия
Данное методическая рекомендация предназначена для педагогов дошкольных учреждений, чтобы помчь научить детей приниматьсамостоятельные решения на разных этапах занятия....
17 приемов, чтобы научить детей принимать решения на разных этапах занятия
Среди задач ФГОС, которые стоят перед педагогами, – научить дошкольников договариваться друг с другом, следовать правилам игры, делать выводы и действовать на их основан...