Проект "Сундучок русских народных сказок"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Краткосрочный проект для детей второй младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sunduchok_russkih_narodnyh_skazok.docx | 281.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сундучок русских народных сказок»
2-я младшая группа
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Актуальность: Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Гипотеза
Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает в беде («Теремок»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Цель проекта: Систематизация знаний детей о русских народных сказках. Создавать положительно- эмоциональный настрой.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге.
- Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия.
- Воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
- Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
- Развивать умение детей слушать и вступать в диалог.
- Развивать артистические способности. (умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.)
- Развивать у детей образное мышление, фантазию и творческие способности.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети и родители.
Задачи | Содержание образовательных видов деятельности |
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге. | Загадки о книге. Рассказ воспитателя: «Как появилась книга». Оформление выставки: «Волшебные книги» (знакомство с различными видами книг по содержанию, оформлению, направленности). Беседа: «Нужно ли беречь книгу» Труд: «Починим книгу» совместно с воспитателем СРИ: «Библиотека». Ручной труд: «Книжка малышка» |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Три медведя» | ЧХЛ: «Три медведя» Обсуждение прочитанной сказки «Три медведя» Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» П/г «Мишка - косолапый» Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Три медведя» Д/и «Большой - маленький» П/и «У медведя во бору» Лепка «Мишутка» |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Теремок» | ЧХЛ: «Теремок» Обсуждение прочитанной сказки «Теремок» Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Теремок» Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей» Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок» Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» Игра-иммитация «Кто как ходит?» Аппликация «Русская изба» |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Волк и семеро козлят» | ЧХЛ: «Волк и семеро козлят» Обсуждение прочитанной сказки «Волк и семеро козлят» Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Волк и семеро козлят» Беседа по ОБЖ «Кто пришел к нам в дом» Ф/м: «Козочка» Чтение потешек. Подвижная игра «По тропинке вы идите, волка вы не разбудите!» Подвижная игра «Волк и козлята». Д/и «Дикие и домашние животные», «Из какой мы сказки» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Кот, петух и лиса» | ЧХЛ: «Кот, петух и лиса» Обсуждение прочитанной сказки «Кот, петух и лиса» Ф/м: Кот с петухом утром рано встали – дети встают весело в лесу играли по дорожкам прыг-прыг-прыг – прыжки вот идет лиса по лесу кто там скачет интересно –ходьба чтоб ответить на вопрос тянет лисонька свой нос – руки вверх но кот с петухом быстро скачут как же может быть иначе – прыжки тренировки помогают и они быстро убегают –бег на месте вот голодная лиса тяжело вздыхает - вдох, выдох и садится, отдыхает – дети садятся на места. Инсценировка РНС «Кот, петух и лиса» Словесно - дидактическая игра «Сравни разных зверят» (учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.) |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Колобок» | ЧХЛ: «Колобок» Обсуждение прочитанной сказки «Колобок» Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Колобок» Игра - имитация: «Испеки мне колобка» Игра: Колобок горячий и холодный. (Дети становятся в круг, одному из них воспитатель даёт мяч. Воспитатель говорит детям: Мяч это колобок и вы будете его передавать друг другу по очереди. Если я скажу "Колобок горячий", вы быстро его передаёте, чтоб не обжечь руки, а если "Колобок холодный ", то медленно). П/и: «Догони колобка» Игра на развитие высоты и тембра голоса «Колобок» (говорить разными голосами героев сказок) |
Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Гуси - лебеди» | ЧХЛ: «Гуси - лебеди» Обсуждение прочитанной сказки «Гуси - лебеди» Ф/м «Гуси» Гуси прилетели(бегают по кругу, машут крыльями) Возле моря сели(приседают) Искупаться в море синем гуси захотели(плавательные движения) Лапки обмывали(ладонями поочерёдно потирают руки) Крылья полоскали(махи внизу руками) А солёную водицу гуси пить не стали(повороты головы в стороны) Полетим до дому, к берегу родному(бег по кругу, махи руками) Там напьёмся из криницы ключевой водицы. П/и «Гуси - гуси» П/г «Яблонька» Д/и: «Птицы» |
Итоговое мероприятие:
- Игровая деятельность «Путешествие по русским сказкам».
- Оформить сказку в авторскую «книжку - малышку».
Результаты проекта:
- Дети бережнее стали относится к книгам.
- У детей появился интерес к устному народному творчеству.
- У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.
- Дети получили дополнительные знания по прочитанным сказкам.
- Выставка книжек - малышек.
Перспектива:
- Знакомство со сказками детских писателей.
- Оформление веранды по теме «Сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»
Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок
Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....
«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...
ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...