Опыт работы
статья на тему

Сурина Любовь Викторовна

ИЗопыта работы по формированию морфологической стороны реч у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развтия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nalichie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного   инновационного педагогического  опыта. Воспитателя МБДОУ «Марьяновский детский сад «Солнышко» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия Суриной Любови Викторовны

Тема:  Особенности формирования морфологической стороны речи  у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития.

Цель: изучение процесса формирования морфологической стороны речи у детей  5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития.

Актуальность и перспективность опыта.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста актуальна  в психолого-педагогической науке, практике ДОУ. Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторона речи-одна из основных форм развития речи ребенка, так как отношения и связь окружающей действительности выражаются в грамматических категориях. Овладение правильной речью оказывает на ребенка огромное влияние, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи и в играх. Освоение ребенком морфологии имеет большое значение, потому что только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения с взрослыми и сверстниками. Развитие речи детей особенно значимо в дошкольный период детства, когда ребенок усваивает социальные нормы. Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Поэтому в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижений целей и решению задач  социально-коммуникативного развития, которое направлено на присвоение норм и ценностей ,принятых в обществе ,включая моральные и нравственные ценности.

Концептуальность.

Цель педагогического  опыта – формирование морфологической стороны речи  у детей 5-6 лет в процессе социально-коммуникативного развития, как средство  расширения сферы общения детей , активизация их социального развития ,формирования положительных взаимоотношений со взрослыми, между детьми; познания окружающего мира; развитие творческих способностей; .

Наличие теоретической базы

В своей работе использовала  следующие технологии:

1. Алексеева М.М. ,Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников… - М.: , 2007.

В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребенке-дошкольнике талантливого читателя. В книге автор раскрывает проблему приобщения детей к книге, к процессу чтения.

2. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

В пособии представлен практический материал для организации процесса умственного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью сказки. Предлагаются сказки и рекомендации по их рассказыванию.

3. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М, 2006.

В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи. Данный цикл занятий помог организовать работу по развитию словесного творчества дошкольников, начиная с импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации. Рекомендации автора помогли создать благоприятный психологический климат в группе, обеспечить рациональное использования игровых методов, с учетом индивидуальности, активности, самостоятельности, эмоциональности детей.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – М.: Изд-во «Речь», 2011.

     Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии. Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить «особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице. Книга помогла организовать работу с  родителям.

Ведущая педагогическая идея 

Работа над данной проблемой ведется для совершенствования и развития коммуникативных навыков общения, формирования грамматического строя речи,  развития связной речи: диалогической и монологической, подготовки для обучения грамоте. Действенным средством в этом направлении является народная сказка. Она направлена на запросы современного общества на нравственное воспитание и образование, как центральный ориентир в развитии личности.

Оптимальность и эффективность средств

В результате  продуктивной деятельности с использованиемдидактических упражнений ,НОД,игр  у детей дошкольного возраста  расширилась самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, они учились согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. С расширением сферы коммуникации оде социальных ситуаций развития ,у детей усложнилась структура речи .Благодаря сказке дети стали добрее, ответственнее, терпеливее, мудрее. С привлечением родителей в этот проект, заметно улучшилось влияние русских народных сказок на развитии нравственного воспитания детей. Родители стали вовлекаться в процесс чтения детям сказок, обсуждая сюжет, героев и их поступки. Этому способствовали проведенные  анкетирования, которые выявили проблемы нравственного воспитания в семье, а так же беседы, консультации и круглые столы.

Результативность опыта

Результатами работы стали позитивные сдвиги у детей, как в поведении, так и в речи. В ходе занятий ,игр, упражнений  улучшилась память детей, речь, творческие способности, внимание. Родители стали больше уделять времени на чтение сказок своим детям. Дети и родители стали ближе, научились прислушиваться друг к другу и лучше понимать друг друга.

Наличие обоснованного числа приложений:

1.Викторина по  русским народным сказкам «Животные в сказках» для родителей.

2. Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников».

3. Выступление па педагогическом совете на тему: «Развитие речи дошкольников, как необходимое условие личностного развития».

4.Занятия по нравственному воспитанию «Беседа по сказке Курочка Ряба»

5Занятие «Герои народных сказок».

6Занятие на тему «Доставим радость близким»

7.Анкета для родителей  на тему: «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста» .

8.Консультация для родителей «Растим говоруна»

9.Занятие» Веселая грамматика».

10.Картотека  игр по развитию речи детей дошкольного возраста.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...