Обобщение опыта работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему
Здесь представлен материал о планировании поисково-исследовательской деятельности в режиме дня в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта по поисково-исследовательской деятельности | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
ПО ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работу выполнила
Воспитатель МДОУ «Д/с №3»
Мандрик Люция Рафаиловна
Тема: « Познавательно исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры с детьми в режимных моментах»
«Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
Теоретическая база этой работы являются исследования Николая Николаевича Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской ( поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.
Выделяют два основных вида:
- Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка( ставит цель, ищет пути и способы ее достижения);
- Ориентировочно – исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Исследовательское обучение предполагает:
* Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
* Предлагает возможные решения;
* Проверяет эти решения практическим путем;
* Делает выводы в соответствии с результатами;
* Применяет выводы к новым данным;
* Делает выводы, обобщения, оформляет их, фиксирует;
Психологические особенности:
- Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения.
- Экспериментальная деятельность наполнена интеллектуальными впечатлениями.
- Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Методы и приемы, которые используются в работе с детьми:
- Первое, это вопросы проблемно – поискового характера, они побуждают к поставке проблемы, помогают прояснить ситуацию, понять смысл исследования.
- Обязательно используются вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании. Например: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
- Следующий метод – схематическое исследование, рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков.
- Стимуляция к коммуникации: «Спроси ( друга, маму, тетю) что она думает по этому поводу?
- Метод первой пробы – это применение результатов собственной исследовательской деятельности.
- Очень эффективно создание проблемных ситуаций. Например: «Почему вчера сложно было слепить снеговика, а сегодня нет?»
- Игра – это основная форма работы с детьми и поэтому активно используются исследовательские игры – с магнитом, лупой, измерительными приборами.
- Наблюдения природных явлений.
- И активно используем данные энциклопедий, учебно – познавательных программ, интернета.
Опыты и эксперименты в режимных моментах
Режимные моменты:
1 | Умывание | |
Среда средства | Исследования | |
водой мылом воздух |
| |
2 | Опробование | |
продукты |
| |
3 | Прием пищи | |
продукты |
| |
4 | Минутка тишины | |
-различные материалы -полезные ископаемые |
| |
5 | Прогулка | |
воздух, почва живое (растения) |
| |
6 | НОД | |
7 | Другое время( самостоятельно, дома) |
Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.
Неживая природа | |||||
воздух вода почва небо | осадки | материалы | жидкость | Полезные ископаемые | |
снег иней крупа и т.д. | мыло мел металлы дерево пластмасса ткань, кожа. бумага резина кожа стекло | вода нефть молоко и т.д. | жидкие | твердые | |
нефть | уголь торф глина и т.д. |
Требования к оформлению
материалов и методически – дидактической базы
Материалы и оборудование уголков:
- открытость и доступность;
- безопасность;
- соответствие возрасту;
- степень необходимости, вариативности использования детьми.
Требования к оформлению и содержанию
уголков экспериментирования
- Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте
- В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора И т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, , цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
- продукты питания- масло, мука, соль, сахар, крупы макаронные изделия.
Методическое обеспечение:
* Каталог, перечень опытов, экспериментов;
*Картотека опытов с символическими, цветовыми обозначениями;
*Мнемодорожки- подсказки, пошаговые инструкции(наборное полотно, карточки с картинками символами);
*Журналы, таблицы учета данных, результатов экспериментирования, индивидуальных дневников;
*Планы конспекты занятий с элементами экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»
Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...
Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....
Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...
Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»
Обобщение опыта работы по теме«Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...
обобщение опыта работы "Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
опыт работы по методической теме...