тесты для психолога в доу
тест на тему
тесты для работы психолога в доу с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_kak_sposob_diagnostiki_nevrozov.doc | 42 КБ |
oprosnik_priznaki_psihicheskogo_napryazheniya.doc | 81.5 КБ |
titarenko_test_na_trevozhnost.doc | 22.5 КБ |
voprosnik_otnosheniya_detey_k_pedagogu.doc | 49.5 КБ |
neokonchenye_predlozheniya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование как способ диагностики неврозов
Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой "для себя", и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам.
Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.
Изучение спонтанных, т. е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, затем - людей и сражения; девочки - людей, дом и природу, затем - животных.
Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во время ожидания приема, так и дома. Рисунки на темы: "В детском саду, школе", "На улице, во дворе", "Мы дома", "Семья", "Что мне снится страшное" или "Мои страхи", "Что было со мной самое плохое или хорошее", "Кем я хочу стать" - дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование. Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и одиночества с ведущим переживанием "я не такой, как все". Чувство одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно заметно в сюжете "улица, двор". Здесь также достоверно доминирует изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских, неформальных отношений.
Рисование ситуации "Мы дома" дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.
Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения, пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства. В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.
Тема "Самое плохое (неприятное) событие в жизни" дополняется "самым хорошим событием", чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах, несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек - конфликты с родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.
"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.
При рисовании на тему "Семья" дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики, так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах (81 рисунок) аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.
Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще одну фигуру.
Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка "забыла" нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа психотравмирующей ситуации в семье.
Тест «Кактус» М.А. Панфилова
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.
Материал: бумага (формат А4), карандаш.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Беседа:
- Кактус домашний или дикий?
- Его можно потрогать?
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
- У кактуса есть соседи?
- Какие растения его соседи?
- Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Интерпретация:
- Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
- Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
- Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
- Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
- Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
- Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
- Оптимизм: использование ярких цветов.
- Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
- Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
- Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
- Интровертированность: изображен только один кактус.
- Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
- Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.
Предварительный просмотр:
II. ОПРОСНИК «ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ»
Инструкция. «Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребенка по степени выраженности.
0 – нет;
1 – немного;
2 – средняя выраженность;
3 – очень много.
Интенсивность | Обстоятельства | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1.Грызет ногти | |||||
2.Сосет палец. | |||||
3.Отсутствует аппетит. | |||||
4. Разборчив в еде. | |||||
5. Засыпает с трудом. | |||||
6. Спит неспокойно. | |||||
7. Плохо, неохотно встает. | |||||
8. Жалуется на головные боли. | |||||
9. Жалуется на боли в животе. | |||||
10. Часто бывает рвота. | |||||
11. Часто бывают головокружения. | |||||
12. Заикается. | |||||
13. Чрезмерно потеет. | |||||
14. Краснеет; бледнеет. | |||||
15. Легко пугается | |||||
16. Часто дрожит от возбуждения. | |||||
17. Часто плачет. | |||||
18. Часто моргает. | |||||
19. Дергает рукой, плечом. | |||||
20. Недержание мочи. | |||||
21. Недержание стула. | |||||
22. Бывают припадки злости. | |||||
23. Играет какой-либо частью тела. | |||||
24. Боится за свое здоровье, | |||||
25. Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать. | |||||
26. Часто мечтает, мысли его где-то далеко. | |||||
27. Не умеет сосредоточиться. | |||||
28. Очень тревожен. | |||||
29. Старается быть всегда тихим. | |||||
30. Видит фантастические предметы. | |||||
31. Боится темноты. | |||||
32. Боится одиночества. | |||||
33. Боится животных. Каких? | |||||
34. Боится чужих людей. | |||||
35. Боится шума. | |||||
36. Боится неудачи. | |||||
37.Бывает чувство стыда, виновности. | |||||
38. Бывает чувство неполноценности. |
Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме:
от 0 до 19 баллов — невысокая степень; от 20 до 38 баллов — средняя степень; от 39 до 58 баллов — высокая степень.
Данные опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребенке, который не бывает одинаковым в садике, и дома.
Предварительный просмотр:
Тест на тревожность ребёнка
Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992г.
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
Также рекомендуем другие методики исследования детской тревожности: Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках" | Тест детской тревожности (В.Амен) | Диагностика уровня школьной тервожности для младших и средних школьников.
Предварительный просмотр:
Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е.Е. Алексеева)
Позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но и степень и место этих нарушений..
Вопросы:
- Ты любишь ходить в детский сад или нет?
- Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, что бы ты предпочел – ходить в детский сад или остаться дома?
- Ты скучаешь по дому, находясь в детском саду, или нет?
- У тебя есть друзья в детском саду?
- Тебя обижают ребята в детском саду или нет?
- Тебе нравится твоя воспитательница или нет?
- Ты бы захотел, чтобы вместо (имя, отчество педагога) у тебя была другая воспитательница? (другой педагог) или нет?
- Ты боишься или нет, что тебя накажет (имя, отчество педагога)?
- Тебя много ругает или мало(имя, отчество педагога)?
- Много требует от тебя (имя, отчество педагога) или нет?
- Интересно тебе или нет на занятиях (имя, отчество педагога)?
- Часто или редко хвалит тебя (имя, отчество педагога)?
- Если бы с тобой произошло горе или несчастье, обидел тебя кто нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом (имя отчество педагога)?
- Нравится тебе или нет на занятиях, которые проводит (имя, отчество педагога)?
- Какие занятия тебе нравятся больше всего: занятия с (имя, отчество педагога) или другие занятия?
Обработка результатов:
Ответы на вопросы 1 и 3 дают представление об отношении ребенка к детскому саду. Делается вывод об отрицательном отношении к детскому саду при наличии двух негативных ответов.
Вопросы 4 и 5 раскрывают взаимоотношения со сверстниками. Делается вывод о нарушении во взаимоотношениях со сверстниками при двух негативных ответах (нет друзей, обижают ребята)
Эмоциональный компонент отношения ребенка к педагогу проявляется в ответах на вопросы 6,8,9,11 и оценивается как нарушенный при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех.
Мотивационно-поведенческий компонент отношения ребенка к педагогу раскрывается в ответах на вопросы 2,7,13,15 и считается нарушенным при получении негативных ответов на любые три ответа из четырех.
Когнитивный компонент отношения к педагогу раскрывают ответы на вопросы 10,12,14 и считается нарушенным при любых двух негативных ответах из трех.
Пример записи данных вопросника.
Заключение по проведению вопросника «Отношение детей к педагогу» в ….группе.
- Положительное отношение к детскому саду у …детей (мальчиков…, девочек…)
- Нарушены взаимоотношения со сверстниками у …детей (у …мальчиков и у …..девочек)
- Нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу у …детей (у…мальчиков и у…девочек)
- Нарушен мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу у ..детей(…мальчиков и у… девочек)
- нарушен когнитивный компонент отношения к педагогу у …детей (у… мальчиков и у …девочек).
Отношение детей (группа детского сада) к педагогу (пол, возраст, педагогический стаж)
Пол, возраст ребенка | Отношение к детскому саду. Вопросы 1,3 | Взаимоотношения со сверстниками Вопросы 4,5 | Эмоциональный компонент отношения к педагогу. Вопросы 6,8,9,11 | Мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу. Вопросы 2,7,13,15 | Когитивный компонент отношения к педагогу. Вопросы 10,12,14 | Вывод |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 |
Предварительный просмотр:
Методика «Неоконченные предложения»
Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка.
Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.
- Мой детский сад….
- Мой друг…
- Если меня наказывают, то…
- Я играю чаще всего…
- Мои сны…
- Боюсь…
- Моя мечта…
- Моя мама и я…
- Сделал бы все, чтобы забыть…
- Не люблю когда меня …
- Плачу, когда…
- Когда меня спрашивают…
- Мой папа и я…
- Когда смотрю ужасы в кино…
- Когда я один дома…
- Моя воспитательница..
- Когда меня мама ругает…
- Больше всего я люблю…
- Когда прихожу в детский сад…
- Когда бывает темно…
- Когда мой папа…
- Ребята в детском саду…
- Когда меня спрашивают на занятии…
- Когда моя мама..
- Когда все ругаются…
- Когда я выхожу гулять во двор…
- Я всегда хотел…
- Меня беспокоит…
- Скрываю…
- Старшие ребята…
1. Отношение к отцу 13, 21
2. Отношение к матери. 8, 24
3. Отношение к себе 3, 4, 7, 10,12,18,27,29
4. Отношение к сверстникам 2,22,26,30
5. Отношение к детскому саду 1,16,19,23
6. Страхи и опасения 5,6,9,11,14,15,17,20,25,28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкеты и тесты в работе педагога-психолога с родителями
Описание диагностических методик применяемых педагогом-психологом ДОУ в работе с родителями...
Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.
Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...
Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...
Онлайн - Тест "Психология лидерства"
http://psyfactor.org/tests/intro.php?dir=lider2...
Список используемых тестов (методик) в работе педагога-психолога
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Психология цвета.Тест оценки уровня общительности, коммуникативности. (тест Ряховского)
Описание психологии цвета и влияние различных цветов на человека.Подробный опробированный тест Ряховского....
Тест психолога для родителей.
Тест психолога для родителей....