Развитие навыков фасилитации (семинар-практикум)
консультация на тему

Дортман Елена Анатольевна

Хороший фасилитатор знает разницу между успешным и провальным групповым занятием. Поэтому для любого человека, который ответственен за фасилитацию, очень важно изучать и приобретать навыки фасилитации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_navykov_fasilitatsii.zip779.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков фасилитации

(семинар-практикум)

подготовила педагог-психолог

Дортман Елена Анатольевна

2014 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3

  1. Навыки эффективного общения для фасилитатора…………………………………4
  2. Основные принципы обучения взрослых……………………………………………6
  3. Основные правила фасилитации…………………………………..…………………7
  4. Общение с группой………………………………………………..………….……….8
  5. Проведение активных упражнений……………………………………….….…….10
  6. Инструментарий фасилитатора…………………………………………….….……11

Введение

Хороший фасилитатор знает разницу между успешным и провальным групповым занятием. Поэтому для любого человека, который ответственен за фасилитацию, очень важно изучать и приобретать навыки фасилитации.

Для того, чтобы быть эффективным фасилитатором мы должны обладать определенными навыками и способностями:

  • Внимательно слушать то, о чем говорят люди
  • Задавать открытые вопросы
  • Использовать ряд методов, которые могут помочь членам группы продуктивно работать вместе
  •  Владеть хорошими навыками управления временем и другими управленческими навыками

Для того, чтоб мероприятие продвигалось конструктивно и успешно необходимо:

  • Следить и пресекать все разговоры «на стороне». Это мешает другим участникам сосредоточиться.
  • Внимательно следить за временем. Быть гибкими и балансировать между необходимостью участия и контролем за эффективным процессом переговоров.
  • Следить за людьми, которые не принимают участие в полном объеме. Возможно, они испытывают дискомфорт? Что является источником дискомфорта? Что вы можете сделать для того, чтобы они приняли участие в дискуссии?
  • Обратить внимание на поведение членов группы, как вербальное, так и невербальное. Иногда бывает, что молчаливый человек приносит своим молчанием наибольше вреда – вы должны знать, как обнаружить такого человека и вовлечь его в обсуждение (Работа в очень маленьких группах гарантирует, что каждый вносит свой вклад).
  • Вмешиваться и выступать посредником сразу же, как только возникнут очевидные личностные атаки. Эффективные фасилитаторы умеют сначала находить наименее навязчивый способ вмешательства, а потом напоминают каждому о том, что всегда лучше придерживаться вежливого и доброжелательного общения. Какой бы ни была проблема, вы не можете позволить продолжение плохого поведения, так что будьте готовы предпринять необходимые действия для прекращения нападений или агрессии.

Навыки эффективного общения для фасилитатора

Навыки коммуникации имеют решающее значение для фасилитатора. Навыки общения включают в себя следующие:

Активное слушанье: проявляйте искренний интерес к мыслям и чувствам другого человека.

  • Поддерживайте зрительный контакт.
  • Следите, чтоб участник или группа не отклонялись от курса.
  • Находитесь в открытой позе – не скрещивайте руки.
  • Будьте расслабленным и естественным – это показывает, что вы знакомы с ситуацией и контролируете ее.
  • Знайте язык тела и невербальное поведение.
  • Прислушивайтесь к чувствам и содержанию – тому, что «между строк».
  • Слышьте основную мысль или идею, вместо того, чтоб пытаться запомнить каждое слово.
  • Развивайте эмпатию – попробуйте поставить себя на место другого человека.
  • Воздерживайтесь от оценки того, что было сказано.
  • Не вмешивайтесь в разговор слишком рано – дайте человеку закончить то, о чем он говорит.
  • Подождите несколько секунд перед тем, как давать обратную связь или отвечать на вопрос – вам нужно немного времени для того, чтобы подумать о том, что было сказано.
  • Дайте человеку время, чтоб исправить очевидную ошибку – это показывает уважение.
  • Демонстрируйте поощрение. Используйте простые жесты и фразы, чтобы показать, что вы слушаете, например, сказать «Ага» и кивать головой.
  • Демонстрируйте поддержку. Скажите: «Это хорошо; ктолибо еще хочет чтото добавить?».
  • Не позволяйте человеку «заблудиться»  попытайтесь помочь ему прийти к главному.
  • Перефразируйте или обобщите то, о чем говорит человек, и убедитесь, что вы правильно и полностью его поняли.
  • Задавайте вопросы, начинающиеся со слов «что» и «как» (открытые вопросы).
  • Избегайте вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Не забегайте вперед, чтоб закончить предложение человека – вы можете сделать неправильное предположение.
  • Будьте в курсе вашей собственной эмоциональной реакции на то, что вы слышите – это повлияет на то, насколько хорошо вы понимаете и можете ответить.
  • Сосредоточьте свое внимание и энергию на том, что говорят вам – а не на том, что вы хотите сказать затем.

Психолог: «Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из с детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?»

Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в аудиторию. Попрошу выйти участников из аудитории. (Участники выходят).

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Упражнение «Испорченный телефон»

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Шабалина, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил.

Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой.

Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов.

На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

Психолог: Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Обсуждение.

Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

– Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Моделирование: поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами. Постарайтесь быть непредвзятыми. Следите за сигналами своего невербального общения, не забывайте и немного повеселиться.

Подведение итогов: используйте перефразирование как метод прояснения. Проверьте свое восприятие группы. Например: «Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, комментарии Натальи и Светланы очень хорошо подвели итоги нашим последним 10 минутам, заявив ...». Очень важно подводить итоги в конце рассмотрения ключевых пунктов повестки дня и в конце встречи.

Концентрация внимания и стимуляция: следите за тем, чтоб группа была сосредоточена на обсуждении данной темы, используя сокращение или ограничение повторений. Это – одна из основных обязанностей фасилитатора. Не отклоняйтесь от курса!

Признавайте прогресс: например: «Отличная работа! Мы только что за 4 минуты провели мозговой штурм по 36 элементам».

Ожидание или тишина: помните, что иногда труднее всего – ничего не делать.

Сканирование/наблюдение: развивайте всестороннее участие в группе. Обращайте внимание на невербальные сигналы, такие как движение тела, мимика и жесты (могут свидетельствовать о потере внимания, спутанности сознания или недовольстве) – сделайте перерыв, смените темп, тему и т.д.

Инклюзия: убедитесь, что каждый имеет равные возможности для участия. Поощряйте тех, кто молчит, к предоставлению комментариев.

Основные принципы обучения взрослых

Фасилитация в группе взрослых людей является процессом обучения, и хотя вы не выступаете в роли тренера или учителя, участники всеравно могут хорошо учиться в процессе. Для этого фасилитатору понадобится представление о принципах обучения взрослых. Андрагогика (обучение взрослых) представляет собой теорию, которая содержит ряд предположений о том, как взрослые учатся. Андрагогика подчеркивает ценность процесса обучения. Она использует подходы, ориентированные на проблеме и сотрудничестве, а не дидактические, а также еще больше подчеркивает равенство.

Теория обучения взрослых

Взрослые - Делятся опытом и знаниями. Создайте союзников, а не родителей воспитанников.

Взрослые - Наслаждаются общением друг с другом, а не только звучанием своего голоса.

Взрослые - Имеют предпочтения и предрассудки, которые сложно преодолеть за один раз.

Взрослые - Любят вам помогать и почувствовать себя активной частью процесса.

Взрослые - Ожидают уважения.

Взрослые - Любят активное участие, упражнения в малых группах и передвижение по комнате. Меняйте виды деятельности.

Взрослые - Ожидают возможность применить свои знания и любые другие новые навыки сразу же. Давайте практичную информацию.

Взрослые - Впитывают информацию и идеи других участников с разной скоростью и разными методами. Будьте гибкими.

Взрослые - Требуют обратной связи и конструктивной критики. Акцент делается на развитии личности, а не на ее деструктивной критике.

Взрослые - Любят смеяться.

Основные правила фасилитации

Представьте людей

Убедитесь, что все участники знают друг друга по именам. Используйте в предложениях имена. Попросите участников представиться в начале сессии. В качестве фасилитатора, для начала представьтесь сами – это поможет другим решить, что они будут рассказывать о себе.

Предложите группе согласовать ряд правил и убедитесь, что все участники согласны с ними. Например:

  • Все идеи являются эффективными
  • Сказал свое слово – выслушай и других
  • Все участники равны
  • Никаких мобильных телефонов
  • Только одна дискуссия
  • Пунктуальность

Открытая среда

Лучше всего группы работают, когда людям комфортно выражать свои идеи.

Поощряйте всех участников слушать, что говорят другие. Если во время собрания участники разделились на группы, приостановите их и вежливо напомните о том, что одновременно происходит только одна дискуссия.

Вовлечение всех участников

В любой группе есть люди, которые менее склонны к общению. Следите за знаками того, что люди не вовлечены. Следите за движениями каждого участника: склоненная голова, рисование, или любые другие признаки, указывающие на отсутствие вовлеченности. Некоторые люди также тихо говорят, поэтому являются чувствительными к тому, если их ктото перебивает.

Для того чтобы вовлечь и поощрить этих людей – попросите их высказать свое мнение или дать комментарии.

Слушайте, занимайтесь и вовлекайте

Даже если вы, как фасилитатор, занимаете нейтральную сторону, вы должны оставаться начеку, активно слушать и попрежнему интересоваться происходящим, а также принимать в нем участие. Это служит хорошим примером для других участников, а также означает, что вы готовы вмешаться в происходящее с помощью методов фасилитации. Все ли задействованы?

Если нет, то как вы можете вовлечь их? Как вы можете добиться более активного участия?

Следите за основными моментами дискуссии, а также подводите итоги

Держите под контролем ход сессии, сообщайте людям, какие из вопросов порядка дня они уже решили и что делать дальше. Часто подводите итоги. Подведение итогов способствует прогрессивному обсуждению при демонстрировании участникам, что вы их «услышали», а также позволяет подвести разговор к подведению итогов, вместо того, чтобы бесконечно ходить кругами вокруг решения данного вопроса.

Вмешивайтесь

Вмешивайтесь только в случае крайней необходимости.

Показывайте пример

Вы можете стимулировать командную работу, ведя себя честно, открыто, уважительно и непредвзято. Если возникают разногласия, не принимайте чьюлибо сторону. Вместо этого, обратитесь к группе для решения данного вопроса. Убедитесь, что участники обсуждают вопрос, а не людей, принимающих одну или другую сторону.

Расслабьтесь

Многие люди нервничают по поводу фасилитации. Ваша нервозность является намного более очевидной для вас, нежели для участников.

Помните, достижение результата  это ответственность группы; вы же ответственные за то, чтобы просто поддерживать этот процесс.

Если это возможно, попросите когото предоставить после сессии критику вашей работы как фасилитатора, и используйте такую обратную связь для улучшения и развития своих навыков.

Оценивайте

Попросите людей в конце предоставить свои комментарии. Это можно сделать, просто поделив лист на две колонки. Первая колонка будет со знаком минус (), а вторая – со знаком плюс (+). Попросите людей написать или оставить заметку в одной или другой колонке. В колонке «минус» участники должны закончить предложение «Было бы лучше, если бы…», а в колонке «плюс»  «…… действительно помогло нам обсудить достижение наших целей».

Еще один простой способ – это попросить каждого участника по очереди сказать по одному предложению о том, что было хорошо и о том, что могло бы быть лучше.

И не забывайте …

Общение с группой

При взаимодействии с группой, фасилитатор должен помнить, что это двусторонний процесс передачи и приема информации. Как отправитель, так и получатель сообщения, могут интерпретировать его поразному, в зависимости от ряда факторов, таких как класс, этническое происхождение, пол, сексуальная ориентация и возраст. Взаимодействие фасилитатора с членами группы может быть вербальным и невербальным. Вербальное взаимодействие основывается на использовании речи. Невербальное общение не использует речь, однако представлено другими методами, такими как язык тела. Оба несут мощное влияние на группу, и фасилитатор должен быть осведомлен о последствиях занимаемой им позиции в группе.

Примеры вербального взаимодействия:

• Адресованные людям комментарии: «Это было очень смело с вашей стороны».

• Выражение ценностей и взглядов: «Мне действительно нравятся ваши предложения».

• Громкость и тон голоса.

• Представление повестки дня, включая или исключая определенные политические убеждения: «Безработные сами во всем виноваты». «Я считаю, что не смотря на все трудности, мы должны работать в данном направлении, включая всех, кто живет в этом сообществе».

Примеры невербального взаимодействия:

• Выражение лица и поза.

• Предположения, основанные на поле человека.

• Предположения, основанные на социальном статусе человека.

• Восприятие расового или этнического происхождения человека.

• Как и когда человек выбирает сидение, движение и ли спокойное состояние.

Упражнение «Передать одним словом»

Указание: «Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, читаете короткий стишок «уронили мишку на пол», с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Список эмоций: радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, усталость, волнение, энтузиазм».

Рефлексия: (5 минут)

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Упражнение «Воображаемые объекты»

Цель: разрушить зацикленность, опыт преград усилить творчество, развить невербальные навыки.

Способ применения: как физическое упражнение на развитие творчества и невербального общения.

Продолжительность: 20 минут.

Как представить: Мне бы хотелось предложить вам упражнение, которое позволит нам открыть вещи, которые способствуют или препятствуют творчеству. Таким образом мы сможем думать над тем, как мы будем работать вместе над наиболее сложными проблемами.

Указания:

  • Станьте в круг
  • Предметом упражнения является передача воображаемого предмета по кругу
  • Это должно быть сделано без слов
  • Фасилитатор начинает упражнение с конструирования воображаемого предмета (как бы сделал мим), параллельно объясняя, что каждый участник должен будет получить этот предмет от соседа справа, превратить его в нечто совершенно иное и передать соседу слева. Это не игра в угадывание, а возможность создать нечто совершенно новое и подарить его другому человеку.

Подведение итогов: Какие наблюдения вы сделали во время своего собственного творческого процесса? Что стимулирует вас к творчеству? Что вам мешает? А что вы можете сказать по поводу своего восприятия работы? Что помогает вам повышать ее креативность? Что этому препятствует?

Проведение активных упражнений

Физические упражнения обеспечивают «разрядку» для группы. Это может быть необходимой частью проведения сессии – например во второй половине дня после хорошего обеда. Такие упражнения также предоставляют возможность сплочения участников. Ниже приведены примеры нескольких творческих /активных упражнений, которые может использовать фасилитатор во время встречи, когда участникам будет необходимо зарядиться энергией.

Девять точек

Цель: прервать концентрацию на логическом и рациональном мышлении, активной деятельности левого полушария мозга.

Предлагаемое применение: в качестве вступления к творческому мышлению. В качестве разминки.

Как представить:

  • Мы собираемся потратить несколько минут на упражнения, которые могут потребовать от нас несколько другого мышления чем то, к которому мы привыкли.
  • Нарисуйте на листе бумаги девять точек:
  • Попросите каждого, нарисовать такой же рисунок на листе бумаги.
  • Задача состоит в том, чтобы соединить все девять точек, используя только четыре прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги. Пожалуйста, работайте над этим самостоятельно.

Загадка: вот девять точек, расположенных в матрице квадрата. Можете ли вы, не отрывая карандаш от бумаги, соединить все девять точек четырьмя прямыми линиями?

Ответ:

Вероятно, вы поняли ответ выше. Это хорошо известный пример расширенного мышления, когда решение, в данном случае, выходит за границы рисунка.

Используя еще более расширенное мышление, можно решить задачу при помощи всего трех линий.

Подведение итогов: левое полушарие мозга имеет естественную особенность: ставить границы / искать решение. Залогом успеха, в данном случае, является умение выходить за границы. Если мы автоматически перейдем к первому варианту решения, мы никогда не научимся принимать творческие варианты решения.

Инструментарий фасилитатора

Вот только некоторые из инструментов и техник Инструментария, которые могут помочь прекрасно провести встречу или мероприятие:

  • Стратегические инструменты – Инструменты и приемы, которые помогут вам понять вашу окружающую среду и думать о наилучшем пути вперед.
  • Творческие инструменты – Инструменты, которые помогут вам развивать творческие решения проблем.
  • Инструменты решения проблемы – Инструменты, которые помогут вам понять и решить сложные проблемы.
  • Техники принятия решений – Предоставят вам хорошие правильные инструменты для принятия трудных решений.

Вот некоторые примеры, которые могут быть использованы:

Квадраты

Цель: научиться строить на основе чужих идей, определять собственные границы для расширения творческого мышления, а также следить за своим собственным творческим процессом.

Способ применения: в качестве разминки для правого полушария мозга.

Продолжительность: 10 минут

Как представить: мы собираемся потратить несколько минут на упражнение, которое потребует от нас несколько иного мышления, чем то, к которому мы привыкли.

Указания: нарисуйте эти квадраты на листе бумаги.

Задание: попросите всех участников группы работать самостоятельно: Сколько квадратов вы видите? Дайте им 34 минуты на решение этой задачи.

9 – квадраты размером 2х2 (включая по 3 в каждой «половине» большого квадрата, 2 на пересечении двух «половин» и 1 в самом центре)

4 – квадраты размером 3х3

17 – 16 плюс 1 большой

Всего: 30

Подведение итогов:

 Как вы пришли к своему решению?

 Вспоминали ли вы чтонибудь, когда останавливались?

 Были ли у вас мысли самоограничения?

 Первый ответ, как правило, исходит от левого полушария мозга, считая мелкие квадраты или путем умножения по диагонали и по вертикали. Чтобы увидеть все 30 квадратов, необходима работа правого полушария мозга. Это также способствует обучению от других членов группы: мы можем просто не замечать хорошую идею, так как твердо стоим на своих убеждениях. Начните замечать свои мысли во время работы с другими. Что вам мешало /помогало быть творческим? Как вы влияете и работаете с творчеством других?

Узлы

Цель: показать различные точки зрения, изменения лидерства в процессе решения проблемы, работу в команде, а также принятие решений.

Способ применения: в качестве физического упражнения, или как зарядка для участников. Особенно эффективно во второй половине дня или когда внимание рассеяно.

Продолжительность: 2030 минут

Как представить: это упражнение, которое принесет нам много радости и энергии.

Указания:

  • Сформируйте круг (два круга для группы из 16 и более участников)
  • Станьте в круг и вытяните руки перед собой
  • Возьмите каждой рукой за руку двух участников (нельзя брать за руку непосредственно
  • соседе слева или справа)
  • Ваша цель – распутать узел, не отпуская рук

Подведение итогов: задайте следующие вопросы: Зарядились ли вы энергией? Научились ли мы чемуто, что способствовало бы нашей совместной работе, например, тому, что некоторые подходы работают лучше, чем другие?

Варианты:

  • Игра молча
  • Говорит один человек
  • Назначьте тех, кто может говорить, а кто  нет

Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников, имеющих выраженные нарушения развития»

        Для детей имеющих  выраженные нарушения развития важны не столько «академические знания», сколько «жизненные компетенции». Одним из важн...

Развитие речи дошкольников семинар-практикум

Пособие поможет детям уточнить такие понятия, как звук, слог, слово, предложение. Именно от правильного понимания этих слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов ...

Развитие навыков фасилитации

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.Задачи:повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;исследование сути процесса обучения фасилитации;поиск общих тактик и страт...

Развитие навыков фасилитации

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.Задачи:повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;исследование сути процесса обучения фасилитации;поиск общих тактик и страт...

Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности,в доступной игровой форме помочь им разобраться:- в соотношении звуков по высоте...

Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения

Сообщение "Развитие двигательных способностей у детей с задержкой речевого развития" на муниципальном семинаре-практикуме Центра методического сопровождения...