До-21.12.2015года-Методическая разработка - Педагогический проект с экологической направленностью "Береги живое".
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды - это является актуальным для природы всего мира в целом и для природы Коми края в частности. В летне – оздоровительный период 2013 года мы придерживаемся этого направления. В процессе нашей педагогической деятельности стал вопрос поиска подходов, способа организации педагогического процесса, направленного на совершенствование эколого - эстетических и природоохранных знаний и осуществления эффективных форм взаимодействия с семьей по формированию потребности воспитанников оберегать окружающую природу, способствовать её сохранению и даже приумножению в будущем. Проектная деятельность, на сегодняшний день, наиболее эффективная форма планирования. В неё могут быть включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети и их родители). Так возникла идея создания проекта «Береги живое».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект с экологической направленностью "Береги живое" | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Береги живое»
с экологической направленностью
на летне – оздоровительный период
для детей 2 младшей группы.
Разработала и провела: И.Л. Комарова, воспитатель 1 к.к.
1.Пояснительная записка.
2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды - это является актуальным для природы всего мира в целом и для природы Коми края в частности. В летне – оздоровительный период 2013 года мы придерживаемся этого направления. В процессе нашей педагогической деятельности стал вопрос поиска подходов, способа организации педагогического процесса, направленного на совершенствование эколого - эстетических и природоохранных знаний и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников оберегать окружающую природу, способствовать её сохранению и даже приумножению в будущем. Проектная деятельность, на сегодняшний день, наиболее эффективная форма планирования. В неё могут быть включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети и их родители).
Так возникла идея создания проекта «Береги живое».
2. Паспорт проекта «Береги живое».
- Вид (по Л.С.Киселевой)
– групповой, творческий (с элементами исследовательского);
- Классификация проекта (по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)
– среднесрочный, простой, монопроект;
- Продолжительность проекта
– май 2013г – сентябрь 2013г.
Участники проекта: воспитатель Комарова Ирина Леонидовна, дети 2 мл.гр., их родители.
3. Постановка проблемы.
Проблема ухудшения экологической обстановки в последние годы приобретает
все большую актуальность (источник: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/7316.html). Тревогу вызывает состояние флоры и фауны нашего Коми региона. Сохранять и оберегать среду нашего края нужно обязательно. Этому надо учить детей с самого детства. Не надо забывать о том, что родителям тоже надо напоминать об экологической обстановке. В первую очередь родители являются примером для своих детей. И эти примеры бывают не очень хорошие. Только совместные действия по природозбережению может привести к наилучшим результатам. Формирования осознанной потребности в природоохранной деятельности, желание включаться в неё, должно быть нормой жизни для подрастающего поколения.
Этим задачам должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. По данным экологической обстановки Коми края – в последние годы озоновый слой над нами уменьшается, разрушается и образовавшаяся «озоновая дыра» имеет тенденцию к увеличению в размерах. Вырубка леса, браконьерство и прочее – эти проблемы встречаются не только в Коми крае, но и по стране в целом.
Надо учить детей любить природу, любоваться ей, давать эстетическую оценку объектам, сохранять и укреплять знания по природоохранной деятельности, формировать желание включаться в неё. Чтобы это стало нормой для подрастающего поколения – надо вопросу по экологии уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Добиться успехов в этой деятельности можно только при единых подходах к экологическому воспитанию в детском саду и дома. Рекомендуется провести анкетирование родителей (по группам). Это поможет выявить причины, которые препятствуют заниматься вопросом экологии.
4. Цель и задачи проекта:
Цель:
формирования эколого-эстетических чувств, при ознакомлении и приобщении детей 2 мл.гр. к миру природы, восприятия его в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.
Задачи:
-учить детей относиться к окружающему миру с уважением, стараться оберегать и охранять его, на этой основе выработать правильные формы взаимодействия с объектами живого и неживого мира (развитию любви к нему);
-способствовать развитию эмоциональной активности, стремления к самостоятельному познанию эстетики окружающего мира;
-пробудить эколого-эстетические чувства, стимулируя воображение; воспитывать желание включаться в деятельность сбережения мира природы;
-высказывать эстетические мнения и суждения об объектах природы.
5. Планируемые результаты проекта.
-повышение уровень представлений об охране мира природы;
-об уважительном отношении к живым объектам природы - взаимодействия с ними и развитию любви к ним;
-пробуждение эколого-эстетических чувств и умений высказывать эстетические мнения и суждения об объектах природы.
-активное участие родителей в работе и повышение педагогической компетенции в природоохранной деятельности;
-формирование наработанного материала, методического обеспечения организации образовательного процесса, направленного на приобщение воспитанников и их семей к природосберегающему образу жизни.
Продукт проекта – развлечение «Очень любим мы зверят».
6.Механизм осуществления проекта.
6.1. Первый этап (май, 2013) – информационно – аналитический
Задачи данного этапа:
-изучить уровень осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования эколого - эстетического и природоохранного направления;
-осуществить мониторинг среди воспитанников и проанализировать уровень их знаний о природе;
-изучить передовой педагогический опыт, направленный на приобщение воспитанников и их семей к здоровому образу жизни.
6.2. Второй этап (июнь- август 2013)-информационно-моделирующий
Задачи данного этапа:
-разработать план мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта;
-подобрать и разработать методическое обеспечение проекта.
6.3. Третий этап (третья неделя августа 2013) - практический
Задачи данного этапа:
-информировать сотрудников и родителей о реализации проекта «Береги живое»;
-развития эколого – эстетической и природоохранной культуры воспитанников;
-реализация плана мероприятий проекта «Береги живое», вовлечение детей, родителей в единую творческую деятельность.
6.4. Четвертый этап (до 15 .09. 2013)- контрольно-аналитический
Задачи данного этапа:
-осуществить мониторинг и проанализировать уровень экокультуры воспитанников;
-изучить уровень педагогической компетентности и активности родителей в эколого – эстетических и природоохранных знаний при воспитании ребенка;
6.5. Пятый этап (сентябрь 2013) - презентационный
Задачи данного этапа:
-обсудить результаты реализации проекта, перспективы дальнейшей работы;
-представить презентацию инновационного опыта на родительском собрании группы.
7.Распределение деятельности по этапам проекта:
Этапы/сроки реализации | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
I этап – информационно-аналитический (май 2013) | - Изучить уровень осведомленности и мотивации родителей в решение вопросов по формированию эколого - эстетических и природоохранных знаний – анкета «Эколого –эстетическое и природоохранное образование в семье»; (см.приложение № 1) - Осуществить мониторинг среди воспитанников и проанализировать уровень их эколого - эстетических и природоохранных знаний – анкета «Дети об охране природы»; (см.приложение № 2) - Изучить передовой педагогический опыт, направленный на приобщение воспитанников и их семей к эколого – эстетическому и природоохранному образу жизни. | Май 2013 | Воспитатель |
- Изучение передового педагогического опыта, интернет ресурсов с целью определения плана мероприятий. | Май 2013 | Воспитатель | |
II этап- информационно-моделирующий ( июнь - август 2013) | - Разработка плана мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и задач проекта; (см. приложение № 3) - Подборка и разработка методического обеспечение проекта. | Июнь – август 2013 | Воспитатель |
III этап – Практический (третья неделя августа 2013) | - Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта «Береги живое» («Новости»). (см.приложение №4) | Третья неделя августа 2013 | Воспитатель |
- Реализация плана мероприятий проекта «Береги живое», вовлечение детей, родителей в деятельность. Перспективное планирование на неделю для детей 2 мл.гр. по проекту «Береги живое» (см.приложение №5). | Третья неделя августа 2013 | Воспитатель, родители, дети. | |
IV этап – контрольно-аналитический (до 15.09.2013) | - Проведение мониторинга: -развития эколого – эстетической и природоохранной культуры воспитанников; (см.приложение № 2) - Изучение уровня: педагогической компетентности и активности родителей в воспитании ребенка; (см.приложение № 1 ) | до 15.09.2013 | Воспитатель |
-Оформление презентации проекта (слайд – шоу). | Сентябрь 2013 | Воспитатель | |
V этап – презентацион-ный, (сентябрь 2013) | -Представление (слайд – шоу) презентации инновационного опыта на родительском собрании. | Сентябрь 2013 | Воспитатель |
Проект "Береги живое" реализуется при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Оформляется информационный биллютень на актуальную тему: «Экологическая обстановка в России» (см.приложение № 5) Представляется перспективное планирование на неделю для детей 3-7 лет по проекту «Береги живое» (см.приложение с № 6 по № 9). Примерный перечень подвижных игр (см.приложение №7).
Содержание проекта осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности. Она включает время, отведенное:
- на организацию различных видов детской деятельности (вне НОД);
- на образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;
- на самостоятельную детскую деятельность;
- на взаимодействие с родителями воспитанников.
Формы взаимодействия с детьми:
ситуации общения (включая мониторинг), продуктивная деятельность, игровая деятельность, экспериментирование, рассматривание литературы, практические упражнения (включая закаливание), слушание художественных произведений, развлечения.
Формы взаимодействия с родителями:
-анкетирование с целью изучения уровня педагогической компетентности и активности
Информация для родителей, анкетирование, ремонтные работы силами родителей, домашние задания, организация помощи по созданию условий для игр детей, подбор домашних фото для презентации, родительское собрание.
Распределение деятельности участников проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап | Формирует проблему, цель, определяет продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачи. | Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта.
| Знакомятся с планом проекта. |
2 этап | Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует её. | Объединение детей в рабочие группы. Распределение ролей.
| |
3 этап | Практическая помощь по необходимости. Направляет и контролирует осуществление проекта. | Формирование специфических способностей.
| Оказывают необходимую помощь в решении поставленных задач, совместно с ребенком |
4 этап | Подготовка к презентации проекта. Организация и проведение презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (родителям) продукт деятельности. | Обсуждают с ребенком результат проекта («Что ты узнал нового?» «Что у тебя получилось (не получилось?)») |
Содержание проекта осуществлялось вне НОД, которое включает время, отведенное на:
-организацию различных видов детской деятельности;
-образовательную деятельность, в ходе режимных моментов;
-самостоятельную детскую деятельность;
-взаимодействие с родителями воспитанников.
8. Результат реализации проекта:
На сегодняшний день выполнено всё. Включая мониторинг (детей и родителей). Подготовлена презентация «Береги живое».
Считаю, что система целенаправленных мероприятий проекта привела к качественным изменениям в показателях (приложение№1).
Родители стали с интересом относиться к проводимым мероприятиям.
Они понимают важность поставленных вопросов (приложение №2).
Мероприятия проводились по плану. Разработано методическое обеспечение.
Можно сделать вывод, что разработанный нами проект эффективен и продуктивен.
В ПРИЛОЖЕНИИ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ
(только малую часть материала):
План мероприятий
для младшего дошкольного возраста
по реализации проекта «Береги живое».
Тема проекта | сроки проведения | мероприятия с детьми | мероприятия с родителями |
«Береги живое» | Август (третья неделя месяца) | -мониторинг (2 раза); - ситуация общения «Живое надо беречь»; -рассматривание схемы «Функции растений»; -упражнение под музыку «Рост растения из семечка»; -беседа о том, как надо беречь живое; -развлечение «Сказочный лес»; -разучить стих Ю. Тувим «Овощи»; - практические упражнения «Изобрази живого»; -рассматривание детских энциклопедий; -коллективная работа по пластилинографии «Как у котика усы…»; -практические упражнения «Как устроено растение»; - загадки; -проведение опытов; -пальчиковая игра «Бараны»; - беседа о том, из каких частей состоит растение (птица, зверь…); -развлечение «Очень любим мы зверят»; -игры на звукоподражание; -дидактическая игра «Кто бывает такого цвета»; -игра по сенсорному воспитанию «Спрячь мышку от кошки»; - комплекс ОРУ без предметов. | - ознакомление с планом проекта; - анкетирование; - информационный биллютень: «Проектная деятельность в детском саду»; - плакаты (домашнее задание); - сбор информации для оформления слайд – шоу «Береги живое»; -информационный биллютень: «Экологическая обстановка в России»; - субботник по подвязыванию веток у кустов акации вокруг участка; - информационный биллютень: «Играйте со своими детьми»; - родительское собрание «О проектной деятельности в детском саду «Береги живое». |
Объявление о начале проектной деятельности.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
-Как вырастить маленького гения?
Дать возможность ребенку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы!
Ничто так не помогает малышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская работа. С рождения ребенок открывает шаг за шагом этот мир, перед малышом встает много вопросов, порой на которые не так легко найти ответы: почему солнце желтое? почему дождь мокрый? Для того чтобы помочь малышу в его познаниях педагоги ДОУ применяют проблемное обучение (реализации проектов), позволяющие вашим детям развивать логическое мышление, опытно исследовательскую деятельность, развивают интерес к окружающему миру.
Этапы проектной деятельности:
Выбирается тема, формируется цель проекта.
Разрабатывается проект, составляется план последующих действий детей.
Выполнение практической части проекта.
Подведение итогов, оцениваются результаты работы и ставятся задачи для выполнения следующих проектов.
В настоящее время проектная деятельность
входит в новые стандарты для всех дошкольных учреждений.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Поэтому основной задачей будет обучение необходимым умениям и навыкам.
И в МДОУ мы вводим этот метод работы.
Наша группа продолжает работать
над проектом «Береги живое».
Уже: прошли успешно два этапа
(информационно-аналитический, информационно-моделирующий);
начинается практический этап(с третьей недели августа этого года);
так же, идёт сбор информации для оформления продукта проекта
(для презентации в виде слайд-шоу; будет ещё диагностик и анкета).
Считаем, что система целенаправленных мероприятий проекта приведёт к качественным изменениям в показателях по эколого – эстетических качеств личности наших детей и уровень их природоохранных знаний.
Родители оказывают необходимую помощь в решении поставленных задач, совместно с ребенком; активно участвуют в мероприятиях
(анкеты, поход, рисунки с детьми прочее); собирают материал (семейные фото и видео) для презентации «Береги живое».
С уважением к вам:
дети и воспитатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"
Методическая разработка педагогического проекта организации и проведения тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»
Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....
Методическая разработка совместного педагогического проекта по экологическому воспитанию,эмоционально – нравственному, познавательно-речевому, социально-личностному развитию на тему " Берегите птиц зимой"
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окру...
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...
Проект по экологическому воспитанию " Живая природа"
Формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому и гуманного отношения к окружающей среде....
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» Название проекта: «Сад чудес»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка» Карасукского района Новосибирской области Ном...
Проект по экологическому воспитанию "Живая книга природы"
Это долгосрочный проект, начинащийся в начале осени, когда еще свежи воспомнания детей о летнем отдыхе за городом. Экологическое воспитание, как и любое другое, начинается с раннего детства. Жел...